Александрова слобода и ее окрестности по неопубликованным писцовым книгам 1675 года

План XVII века на село Бакшеево и Степаново (РГАДА)

Писцовые книги – это описание земель и населения, составлявшееся для того, чтоб на его основании взимать различные казенные сборы, а также привлекать людей для службы.

Большая часть сохранившихся писцовых и переписных книг находится в Российском государственном Архиве Древних Актов в Москве. В основном — в фонде № 1209 «Поместный приказ», а также в фонде № 137 «Боярские и городовые книги», и № 350 «Ландратские книги и ревизские сказки». Значительная часть копий писцовых книг имеется в рукописных собраниях библиотек и музеев. Например, в ГИМе, в фонде Стромилова хранится черновой отрывок описи 1675-76 года Успенского девичья монастыря в Александровой слободе[1].

Писцовые книги, хранящиеся в РГАДА, были описаны в XIX в. в первой книге издания «Описание документов и бумаг Московского архива Министерства юстиции» (М., 1869).

Но некоторая часть писцовых книг находится также в фонде 396 Московской Оружейной палаты, включающем документы центральных и дворцовых учреждений.

В правление Царя Феодора Алексеевича в 1676 – 1678 гг., в России была проведена вторая общая перепись. По окончании ее все налоги были переведены на подворное обложение. На основании этих переписных книг подати уплачивались в нашей местности до 1705 г. С этими переписными книгами сверялись писцы в 1705 и в 1710 годах, на основании их были написаны жалованные грамоты Успенскому девичью монастырю.

Составителями писцовых книг были специально посланные из Москвы лица, называвшиеся писцами. В Переславском уезде Залесского, в который входили наши земли, при второй переписи это были Тимофей Елизарович Маракушев как начальствующее лицо и подьячий Яков Перфильев, собственно ведший записи. Перепись велась несколько лет, она была начата в 1675 году, а завершена в 1677-78 гг.

Единственной публикацией переписи 1675-76 годов Александровой слободы стало издание замечательного владимирского исследователя Константина Николаевича Тихонравова.

Константин Николаевич Тихонравов

В опубликованном им в 1857 году «Владимирском сборнике», содержащем «Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии», на стр.169-174 он помещает писцовую книгу Александровой слободы по имевшемуся у него экземпляру-выписи 1677 года. Это описание самого дворцового села: его храмов, зданий, жителей мужского пола с указанием их занятий. Еще один экземпляр этого документа на 52 листах хранится в РГАДА ф.1239, оп.2, д.1441. «С выписи 7185 года августа дня того ж уезда на Новоалександрову слободу». Он позволяет судить о том, что издание К.Н. Тихонравова сделано с некоторыми не очень значительными сокращениями. «Владимирский сборник» находится в свободном доступе в интернете, и с ним любой может ознакомиться. В своем сообщении я буду говорить о неизданных до сих пор писцовых книгах Александровой слободы и ее окрестностей того же времени.

В описи № 3 фонда 396 РГАДА имеется несколько копий-выписей писцовых книг 1670-х годов дворцовых сел Переславского уезда.

д. 894 Писцовая книга Новоалександровской слободы [1675-1676 года] 227 л.

д. 895 Писцовая книга Старо-Александровой слободы 106 л.

д. 897 Писцовая книга на село Рождественское 141 л.

д.898 Писцовая книга на село Ирково 103 л., которой пользовался А.Н. Миронов при издании своей «Истории села Иркова».

д.899 Писцовая книга на село Андреевское 111 л.

Я буду говорить о первой, самой большой по объему. В описи РГАДА (как и у остальных писцовых книг) не указан год написания документа. Но анализ его содержания позволяет его примерно установить, а также отследить дальнейшую судьбу этой писцовой книги.

Незатейливым украшением является выполненный киноварью рисунок цветка. Киноварью в документе также выполнены буквицы в названиях сел.

Заголовок документа гласит: «Сия сотня Новослобоцкой волости сотня чинил Иван Баракин и давал чинить староста Дмитрей Григорьев давал он чинить сотную».

На последних листах (227-227об.) запись: «такову подлинную выпись новослобоцкой волости староста Дмитрей Григорьев к себе взял, а вместо ево росписался подьячей Иван Баракин

Означенная выпись хранилась в архиве бывшей главной дворцовой канцелярии канторы и в силу Имянного Высочайшего Ея Императорскаго Величества придворной Ея Императорскаго Величества канторе прошлаго 1786 года ноября 2-го дня о упразднении дворцовой канцелярии с Ея канторою указа отправлена оной придворной канторы из московской експедиции при сообщении с надлежащею оноя описью в Володимерское наместническое правление ноября 29 дня 1790-го года

надворный советник Борис Безобразов

регистратор Дмитрей Мухин».

В переписи 1710 года в Александровой слободе первым среди площадных подьячих значится «Подьячей Иван Трофимов сын Баракин, 37 лет»[2]. В писцовых книгах 1705 года его еще нет. Но за 1710 год нет еще старосты Дмитрия Григорьева. Таким образом, данная копия писцовой книги была написана не ранее 1710 года. Но и не позже 1740-50-х годов.

Время же составления первоначальной писцовой книги указано в документе точно: «В выписи с писцовых книг Переславского уезду Залескаго великого государя дворцовой Новой слобоцкой волости писма и меры писцов Тимофея Елизаровича Маракушева да подьячева Якова Перфильева 183 [1675 от РХ] и 184 [1676] годов Новые Александровы слободы села и приселки  и деревни…»

В отличие от более поздних переписей, содержащих лишь списки населения, перепись 1670-х годов включает в себя, кроме подворных списков мужского населения с родственными связями (возраст указан только у детей), также описание сел, приселков и деревень, церквей и монастырей, торговых лавок, кузниц  и амбаров, государевых дворов, а также всех земель. Писцовые книги фактически являются также и межевыми, в них подробно расписаны земли с их принадлежностью — государевой и церковной, крестьянской, посадской и помещичьей, а также отданной на оброк. Указаны земли пахотные, луговые (сенные покосы) и конопляничные, дворовые, огородные и огуменные, леса и пустоши.

В названии деревень указано, на каких водоемах они находятся: деревни Дичково и Новинки Надозерские над озером Дичковским, Романово на речке на Черной, Машково на пруде,Холопово, Снопово,  Татьянино на реке Сере, Сорокина на верховье крутецких бачагов, село Каринское на речке на Печкуре, Пантелеевская на речке на Кошелевке, Калинино на речке Калинке, Оксентьево и  Игнатьева — на пруде, дер. Иваново на речке на Мошонке.

Перепись отразила оскудение русской земли, возникшее в предыдущие десятилетия в связи с трагическими событиями смутного времени, голода и болезней.

Мы видим целые списки вымерших деревень, превратившихся в пустоши, и писцы указывают причину их запустения:

Кобылино запустела от лихолетья

Малыгино, Бородино, Окулово запустели от большого мору

Соцкое, Маслово,  запустели от меженины

Топориха, Щипачиха запустели от лихолетья

Оситник —  запустела от первые панщины (при 1-м Лжедмитирии – 1605-1606 гг.)
Гулеева поросла лесом

Кринки «а сколь давно запустела того не познать».

Некоторые деревни стали «пахаными пашнями» — Конопатово, Микулинская.

Но есть вновь возникшие на месте бывших пустошей, «новопоселенные» деревни: Калинино, Бабицово, Большое Обарино, Пантелеевская.

А вот деревня Красная роща – тоже новопоселенная, но на месте бывшего села.

В описании границ межевания ценной информацией является упоминание пограничных с государевыми земель – патриаршей земли, а также различных вотчинников. Встречается упоминание различных дорог – Киржацкой,  Переславской, а также местных Холоповской, Бакшевской, Исаевской, Краснорощенской, успеньевской и неумойнской дорожек.

План XVII века на село Бакшеево и Степаново (РГАДА)

Описание межей традиционное: «…на столб дубовой сто девяносто сажен, на нем грань, от острогу и от Мамоновы улицы подле острогу столб дубовой, на нем грань, у столба яма… направе земля Успенска девича монастыря, а налеве кирпичная и ямная и пахотная Мамоновы улицы крестьян, а от столба и от ямы по Краснорощенской дороге на столб… от ямы поворотить налево на столб дубовый сто сорок сажен, на нем грань, у столба яма, а в яме камень и кости, уголье, направе земля Успенскаго девича монастыря, а налеве земля деревни Красной рощи тяглая»

В писцовой книге говорится о земельных спорах боярских патриарших сынов Григоровых с крестьянами Новоалександровой слободы за пустошь Отряскину, закончившихся «полюбовно», а также о спорах за пустошь Струнино Большое между стольником Иваном Чемодановым и крестьянами села Каринского.

Особый интерес представляет описание храмов в селах. В первом документе это три храма: Каринское — во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, приселки Долматово — во имя Благовещение Пресвятыя Богородицы, приселок Афонасьево — во имя Воскресения Христова. Все церкви деревянные, «рублены клетцки». Имеется описание царских дверей, икон с ризами и прикладами (Афанасьево — «образ Пресвятые Б[огороди]цы Одигитрия запрестольная венцы и цата серебряные басемные позолочены в убрусе убрус тафтяной прикладу двести дватцать копеек»), евангелий, священных сосудов (оловянные), церковных и священнических облачений («на престоле одежда крашенинная, воздух полубархат опушка киндяк красной покровцы камкасеяныя опушка зендеи желтая, ризы крашенинные оплечье камкасейная опушки крашенинные зеленые»), книг, колоколов паникадил и различной утвари. Называются также строители церквей (Каринское — боярина князь Юрья Андреевича Сицкого, два других —  строение мирское), и основные вкладчики (Далматово — «распятие литое, клепило два колокола дал вкладу посацкой человек Андрей Посников», Каринское — «воздух и покровцы, чаша водосвятная медная полужена дал вкладу патриарш сын боярской Андрей Григоров», «ризы полотняные оплечье котнявь бойчатая опушка крашенинная красная дал вкладу Иван Головин»). Приводятся имена священнослужителей с детьми («поп Анания Андреев у него дети Игнашко пятнатцати лет Петрушка трех лет Якушка дву лет») и указывается расстояние от их дворов до церкви.

После дворов церковных идет описание крестьянских.

Поскольку описываемая писцовая книга является продолжением опубликованной Тихонравовым, в которой содержится описание Александровой слободы, в конце ее подводится итог:

«и всего село Новая Александрова слобода а в нем был город осыпь земляная да на селе ж новой Александрове слободе село да два приселка а в селе Новой Александрове слободе в осыпи соборная церковь каменная Покров Пресвятые Б[огороди]цы да у тое ж церкви два предела каменных да в осыпи ж церковь каменная шатровая Живоначальные Троицы да предел да колокольня каменная шатровая под ней церковь Алексея митрополита пуста да в городе ж в осыпи девичь монастырь Успения Пресвятые Б[огороди]цы а на монастыре церковь Успения Пресвятые Б[огороди]цы каменная с трапезою да предел Марии Египецкие, да в осыпи ж против монастыря двор монастырской, а в нем живет строитель, да за осыпью двор скотцкой. Да в новой же Александрове слободе двор конюшенной, двор житинной, таможня и кружечной двор. Да на посаде и в Мамонове слободке и в селе и в приселках семь церквей деревянных и у церквей одиннатцать дворов поповых, два двора дьячковых, двор просвирницев, людей в них пятдесят пять человек, два места церковных дворовых пусты. Двор быков на белом месте, двор государевых житниц, сторожа. К сему ж Новой Александрове слободе и приселкам тринатцать деревень живущих да сорок одна пустошь старые пустоши, а в селе и приселках и в деревнях и в Мамоновой слободке двести семдесят дворов крестьянских, людей в них пятьсот семдесят один человек, у них же детей и братей и племянников и внучат ниже пятнатцати лет пятьсот тринатцать человек, шесть дворов  бобыльских[4] людей в них двенатцать человек, оброку и пошлин дватцать один алтын з двора по три алтына по три денги, семь человек захребетников[5] четыре двора пустых, семнатцать мест дворовых пусты. В новой же Александрове слободе на посаде и в мамонове слободке сто пятдесят шесть дворов государевых непашенных оброчных поселских людей да дватцать три двора бобыльских нищетских семьдесят пять лавок три шалаша четыре полка прилавок два места лавочных семнатцать анбаров две солодовни дватцать две кузницы.

Оброк с них указан в подлиннике».

Далее подводится итог землям и оброку с них деньгами и сеном.

«какой дается оброк со двора ..за ягоды и за столовые запасы ..за свиное свежее мясо рождественского мясоеду и на все дворцовые прибылые росходы сто четыре рубли з денгою со шти дворов бобылских оброку и пошлин дватцать один алтын, столовые запасы сто дватцать десять боранов, тысеча шестьсот дватцать десять яиц свежих, три ведра с полведром сметаны, три чети с осминою и с четвериком и мал четверик орехов, семнатцать гусей, два сыра с полсыром кислых

а что положено было на дворцовые волости со 1655 году новонакладных запасов мяса свиные масло коровье куры яица сыры хмель орехи уголье возжи ужища оброти кули лопаты телеги сани иные всякие мелкие запасы и во 1676 году в дворцовые села прислана великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца грамота

ис приказу болшаго дворца за приписью дьяка Семена Кудрявцова впредь тех новонакладных запасов иметь не велено»

В конце книги находятся списки людей, бывших «на межах и на розъездех» вместе с писцами. Это представители всех описываемых поселений, в первую очередь – попы, а также земские старосты и выборные крестьяне, подпись которых завершается: «и все той Новослобоцкой волости приселков и деревень крестьяне».

Дело № 895 Писцовая книга Старо-Александровой слободы на 106 л.

Кроме описания села Старая Слобода с церковью во имя Третьего обретения главы Иоанна Предтечи и прилегающих к ней деревень, пахотных земель и пустошей содержит описание мельниц, рыбных ловель, каменного брода, лужков и кулишек на реках Серой, Нюнге и Печкуре, а также государева воловенного двора. В этой книге находится также описание приселка Бакшеева с «новорубленым клетски» храмом во имя Дмитрия Солунского.

Писцовые книги второй половины XVII века являются ценным источником информации по генеалогии, географии, топонимике, экономике, церковной истории и искусству.

Несомненно, необходима современная полная публикация всех этих сохранившихся в архивах документов, которая даст возможность более полного их изучения.

Монахиня Сергия (Каламкарова), Успенский женский монастырь г. Александрова

Доклад на Х межрегиональной X научной конференции «Художественное наследие Владимирского края» в художественном музее г. Александрова.

[1] ГИМ ОПИ ф.195 д.586

[2] РГАДА. Ф.350 Оп.1. Д.314 л.766

[3] 183 = 1675 год от РХ, 184= 1676 год

[4] Бобы́ль — в Русском государстве XV — начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела (бестягольный, нетяглый, то есть не несущий государственных повинностей).

[5] Гуля́щие лю́ди, называемые также захребетники или подсуседники — в России XVI—XVIII веков[1], разряд населения, состоявший из вольных, не приписанных ни к служилым, ни к посадским, людей; это были отпущенные на волю господами слуги, выходцы из плена и вообще не записанные в писцовые и переписные книги. Подобно холопам, не несли никаких государственных повинностей и не платили податей; пользуясь свободой передвижения, они занимались ремёслами, жили работой по найму, за чужим «хребтом», как говорили тогда.

[6] 1665

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.