ЖИТИЕ
преподобного Корнилия Александровского
«Сей муж благ сый, и добре пасяше своя духовныя овцы, и изряден пропове(ди) Слова Божия».
(из летописи Лукиановой пустыни)
Преподобный Корнилий родился около 1623 года в купеческой семье московской Троицкой слободы. Родители его, Игнатий и Евдокия, нарекли сына во святом крещении Космой.
Рано обучившись грамоте, он не прилеплялся к детским играм, но прилежал молитве и чтению божественных книг. Не по душе ему было и торговое дело, которым занимался его отец: сердце благочестивого отрока влеклось лишь к нетленному, небесному и поистине блаженному богатству.
23-х лет Косма, напутствуемый родительским благословением, оставил мир и поступил в московский Чудов монастырь, где после усердных послушнических трудов сподобился принять ангельский монашеский образ с именем Корнилий. Через 5 лет, ища более совершенного жития, монах Корнилий оставил столичную обитель и поселился во Флорищевой пустыни[1], известной тогда строгостью своего устава. С большим усердием молодой инок пел на клиросе и исполнял другие братские послушания. Прилагая труды к трудам и подражая в подвигах древним отцам, он быстро восходил по лествице добродетелей к совершенству.
Видя боголюбивое житие блаженного Корнилия, диавол яростно вооружился на него различными искушениями и страхованиями, являясь порой даже в человеческом образе. Но святой, хранимый десницей Божией, силою Креста разрушал все козни вражии. Тогда, желая изгнать его из обители, лукавый восстановил против него начальника пустыни, вселив зависть к любви, которой братия почитали Святого за смирение и богодухновенное учение. С кротостью оставил монах Корнилий Флорищеву пустынь и, управляемый свыше, пришел на жительство в основанную преподобным Лукианом Богородице-Рождественскую пустынь, что под слободой Александровой.
Новая обитель и настоятельство
Осиротевшая после кончины преподобного Лукиана братия вскоре полюбила блаженного Корнилия и стала просить его принять священнический сан, быть им пастырем и строителем обители. Со смирением принял Святой волю Господню, и в 1657 году был рукоположен во иерейский сан, а 13 мая 1658 года утвержден был Патриархом Никоном в звании строителя Лукиановой пустыни.
Приходя по делам обители в Александрову слободу, преподобный Корнилий посещал инокинь Успенского монастыря, основанного святым Лукианом, подавая им милостыню и утешая в скорбях. Видя христоподражательное житие преподобного, богодарованную мудрость и неизменную любовь к своим духовным чадам, игумения Иулитта стала советоваться с сестрами: как бы им умолить святого быть их духовником. В один из дней Филиппова поста[2] пришел отец Корнилий посетить инокинь. После вечерни Игумения с сестрами упали ему в ноги и умоляли быть их пастырем. Испытывая их, блаженный Корнилий сначала отказывался, но, видя веру и непреклонное желание инокинь, по слову Спасителя: «Грядущего ко Мне не изжену вон»[3], принял их в свою духовную паству, а вскоре Святительским благословением был утвержден духовником этой обители. С того времени Преподобный окормлял два монастыря, как и святой Лукиан: живя в Богородице-Рождественской пустыни, каждую неделю посещал свою новоприведенную паству в девической обители.
Так исполнилось предсказание преподобного Лукиана об «учителе благочестивом и праведном», которого пошлет Господь во спасение Александровской земле.
Смиренный пастырь
Приняв тяжелый крест настоятельства и духовничества, преподобный Корнилий не ослабил своих монашеских подвигов, черпая в них духовные силы для своего моготрудного служения. Обретя душевную чистоту и сподобившись от Бога благодатного дара слова и глубокого рассуждения, старец стал пастырем не только для иноков и инокинь, но и для многих мирян. Его любовь и сострадание подобно солнцу широко простирались, согревая скорбящие души, и никто не уходил от него не утешенным. Храмы обителей не вмещали порой всех желавших послушать проповеди блаженного Корнилия. И снова воспрянули духом иноки и миряне, видя в нем для себя второго преподобного Лукиана, взявшего их под кров своих молитв.
Святой же весьма тяготила слава человеческая, и как «желает елень на источники водныя»[4], так и он хотел живой водой подвигов безмолвия обновить и укрепить свой дух. Ища уединения, обошел отец Корнилий многие пустынные обители, беседовал со старцами-отшельниками и, вероятно, по их совету, влекомый силой Божией, вскоре вернулся к великой радости братии, монахинь и мирских людей.
Неусыпные труды
Под руководством отца Корнилия оба монастыря расширились, укрепились и духовно утвердились. Цари Алексей Михайлович и его сын Феодор Алексеевич покровительствовали обителям своей дворцовой слободы и отмечали их своим посещением. Монастырская казна пополнялась доходами от своего хозяйства — с земель и мельниц, данных обителям Царской милостию, а также деньгами, выделяемыми Государем и жертвуемыми богомольцами – знатными боярами и купцами.
Усердием Преподобного Корнилия были заново отстроены деревянные храмы Лукиановой пустыни, а в 1680 году заложен каменный храм в честь Богоявления с приделом великомученика Феодора Стратилата[5].
В Александровском монастыре обновлены Успенская[6], Покровская и Троицкая церкви, построены заново каменные и деревянные кельи, больничный корпус с церковью в честь Сретения Господня и возведена монастырская стена с надвратным храмом в честь великомученика Феодора.
Часто бывало так, что днем на постройках келий работали государевы мастера, а с вечера до утра — преподобный Корнилий с сестрами, не щадя себя. Приставленный к строительству Иван Васильевич Герасимов признавался, говоря: «Отче святый, у меня днем сто человек столько не сделают, сколько ты нощию со старицами».
Милосердие святого
Для немощных монахинь преподобный устроил больницу с домовой церковью Сретения Господня, приставив для служения больным старицу с послушницами. Во все воскресные дни он посещал находившихся в ней, особенно же тогда, когда сам совершал святую Литургию. Благословив страждущих, он утешал их словами из Божественного Писания и сподоблял причастия Святых Тайн, наполняя духовной радостию и укрепляя в терпении. Над умирающими старицами Преподобный сам читал отходные молитвы, а потом отпевал и погребал их, а по субботам усердно поминал всех почивших инокинь.
Взирая на любовь Спасителя к детям, устроил старец школу для бедных и осиротевших девочек, назначив одну из клирошанок-инокинь для обучения их грамоте, Закону Божию и мастерству. В праздничные дни, когда отец Корнилий с богомольцами посещали школу, дети со старанием читали им стихи.
Для странников и нищих святой повелевал всегда устраивать в обители трапезу, уча почитать в них Самого Христа, сказавшего: «Алкал Я, и вы дали Мне ясти, жаждал, и вы напоили Мене, странен бех, и введосте Мене»[7].
Восстановление общежития
Наставляемый Богом, пожелал преподобный Корнилий возобновить в Успенской обители расстроившееся после преставления святого Лукиана общее житие. Сначала он предложил его не всем, но только трем монашеским келлиям — 12-ти инокиням с целью их испытания – «како будут жити». Старшей из них стала по жребию монахиня Анисия из Александровой слободы, а вскоре, по кончине игумении Иулитты, она была избрана и игуменией.
В тот же год, приехав из Москвы, отец Корнилий поведал сестрам слышанные от благодетелей обители слова благочестивого Царя Алексия Михайловича, внимавшего устроению женской обители в своей дворцовой слободе и обещавшего дать ругу (казенное жалование) насельницам, только если все пойдут в общину.
Старицы сначала опечалились, опасаясь прежде бывшего у них немирствия и несогласия в общем житии. Но блаженный Корнилий мудро убедил сестер: «Не скорбите о сем и не противьтесь царскому повелению, не будете ничем скудны. Бог вас не оставит, якоже и Христос глаголет: «Аще соберутся во имя Мое два или три, ту есмь Аз посреде их»,[8] и пророк глаголет: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе»[9]. И Великий Государь вас не оставит, и благодетели… Послушайте, Господа ради, соберитеся вси во общее жительство и снесите все имение ваше вкупе, и Бог да будет с вами, и государская милость, и святительское благословение, и мое грешное, аще востребуете». Послушались инокини своего пастыря и отца, и начали приносить все имущество свое и полагать пред его ногами. Старец же увещевал их: «Не утаите, Господа ради, да не постраждете, яко Анания и Сапфира».
На праздник Рождества Христова все 28 сестер собрались на общую трапезу, и с тех пор отдельно в келиях ничего не варили и не пекли, как обещали отцу Корнилию. И начали в обители с тех пор все вместе трудиться и с любовью жить, славя и благодаря Бога.
Поучение словом и делом
Все больше девиц и вдов приходило в Успенскую обитель, желая спасти свою душу под руководством Святого. Он же, зная на опыте трудность монашеской жизни, не скоро принимал их в монастырь и облекал в монашеские одежды, но сначала тщательно испытывал в монастырских службах. Со многим смирением и милосердием наставлял Преподобный своих овец слову Божию, строптивых же строго наказывал, «много слез о них проливая».
Прежде всего преподобный Корнилий учил инокинь святому послушанию как первой добродетели монаха, ибо Сам Господь «послушлив был даже до смерти»[10] и «не творил волю Свою, но волю пославшего Его Отца»[11]. Сестры Успенской обители повиновались своему духовному отцу, как Ангелу Божию и истинному наставнику, без его благословения никто ничего не делал. Преподобный заповедовал им повиноваться и келейной начальнице, как самому ему и настоятельнице. «Буди воля Божия и отеческая», — говорили инокини, идя на послушание.
Старец заповедовал всякое дело предварять молитвою и совершать его в молчании. Он заботливо и внимательно обходил обитель, наблюдая, все ли благочинно на послушаниях, и нерадивых в деле вразумлял от Божественного Писания.
Преподобный сам устраивал монастырские службы — келарскую, хлебную, квасную, житенную, швейную, красильную, сапожную и учил сестер необходимому мастерству – печь хлеб и просфоры, рубить дрова, шить одежду и обувь…
Особую ревность имел Святой к Церкви Божией, «понеже бо в ней Духом Святым породихомся, и дадеся ею живот человеком, в ней бо оставление грехов приемлем, и причастия Пречистых и Животворящих Тайн сподобляемся, а по смерти же обретаем ею Царствие Небесное». Более всех красот мира возлюбив благолепие Дома Господня, он увещевал совершать церковные службы с усердием и обучал сестер чтению и пению. Подобно зоркому орлу следил он за благоговейным поведением в храме: дремлющих возбуждал, а бодрствующих в молитве ободрял. Любил читать паремии, апостольские послания, псалтирь и каноны, раздавать антидор, петь на клиросе. Четыре раза в год обходил все келии со святой водой. Почитал святой и причетников церковных, «всякую потребу для них исполняя».
Мудро и терпеливо обучал сестер Преподобный Корнилий науке духовной. Как рыбак искусный, поймав большую рыбу, не сразу влечет ее, чтобы не порвать удицу и не потерять рыбу, так и старец постепенно отучал сестер от мирской жизни, от привязанности к сродникам. Из вещей он повелевал иметь только самое необходимое, денег казенных на руки никому из сестер не давать, кроме клирошанок, и то немного, на утешение, немощи ради.
Попечение о телесных нуждах инокинь старец возложил на помощников своих – строителя монаха Феофана и келейника старца Исихия, желая, чтобы сестры неисходно и с радостью пребывали в обители. Когда же пастырь благоразумный видел свое стадо унывающим, для утешения милостиво отпускал их с игуменией или старшими сестрами помолиться в Лукианову пустынь или погулять в тихое место в поле или близ реки, где нет людского пути.
Жительство в Александровой слободе
Не оставляющий в покое истинных угодников Божиих диавол посеял недовольство среди монахов Лукиановой пустыни, начавших роптать: «Не добро сие будет, что свою обитель оставил, а печется о другой; к нашей бо церкви поставлен в строители и в священники учинен, а тамо живет без святительского благословения». Так злословили они преподобного Корнилия при благодетелях монастыря, поносили его везде, говорили о нем самое нелепое. Но святой все терпел и переносил с кротостью, помня апостольское слово, что «многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие»[12]. Игумения Анисия, услышав о недовольстве братии Лукиановой пустыни, с двумя старицами поехала в Москву к благодетелю монастыря боярину Феодору Михайловичу Ртищеву, прося его заступления перед Патриархом Иоасафом (1667–1672). Он же выправил у Первосвятителя грамоту с благословением жить старцу Корнилию в Успенской девичьей обители, что в Александровой слободе, а Лукианову пустынь посещать еженедельно.
С радостию вернулись игумения Анисия с сестрами в обитель. Вскоре построен был для Преподобного дом за оградой обители, где поселился он с келейником своим благоговейным старцем Исихием из Лукиановой пустыни. А в келию у Святых врат, где прежде останавливался, приходил отец Корнилий время от времени, слушая чрез оконце сестер, просящих о своих делах и нуждах. Бывало, что все монахини собирались к Старцу, и он с крыльца поучал их от Божественного Писания усердию в послушании и молитве, благоговению и страху Божию, смирению, молчанию, вниманию и благочинию. Сестры внимали словам его с радостью – одни стоя, а другие сидя у ног доброго пастыря своего.
Стекались в обители Александровские любители иноческого жития: до 80-ти монахов собралось под руководством святого в Лукиановой обители, а в Успенском монастыре число сестер возросло до двухсот.
По указу Государя Царя Алексея Михайловича и благословению Патриарха Иоасафа вручена была старцу Корнилию с помощником монахом Феофаном для устроения и окормления духовного и еще одна обитель девичья – Феодоровская во граде Переславле. 150 монахинь собрано было в ней, но многие скорби и заботы претерпел Преподобный, заботясь от тех из них, кто заражен был старообрядческим расколом.
Бессилие диавола
Столь усердное попечение Святого о спасении душ, собранных Богом и вверенных ему, разъярило диавола, и начал он творить преподобному Корнилию всякие козни: наводил страхования во сне и наяву, в образе мыши грыз его ногу, страшно бил в стены келлии. Однажды летом, когда святой ехал из Лукиановой пустыни в Успенскую обитель, в лесу внезапно поднялась сильная буря, так что даже клобук слетел с его головы; лошадка тотчас упала под ним. В трепете преподобный услышал из леса чей-то громкий голос, но никого не увидел: «О злой калугере[13]! Я буду с тобой непрестанно бороться, пока не побежду, потому что многие мои сосуды восхитил еси». Старец едва пришел в себя от устрашающей бури, оградил тотчас себя крестным знамением и долго слезно молился. Тогда все утихло, и он благополучно добрался до обители, где поведал сестрам о случившемся, благодаря и славословя Бога об избавлении его от искушения диавольского.
Тогда исконный враг рода человеческого, видя, что не может сам победить святого, начал вооружать на него злых людей. Случилось преподобному возвращаться в Успенскую обитель после ловли рыбы на озере. Вдруг выскочили из леса разбойники, схватили лошадь за узду и начали бить блаженного палкой. Но конь, когда ударили его, вырвался из их рук и унес старца снова на озеро, оставив только клобук на пути. Разбойники в ярости и злобе говорили: «Ушел из рук наших, мы ведь на то вышли, чтобы его смерти предать». Много и других скорбей претерпел святой от злых людей, хотевших сжечь его огнем, поносивших и укорявших. Он же, с помощью Божией, благодушно все переносил, ни во что вменяя эти козни и искушения. Но, помня слово Господне: «Аще погубиши едину от овец Моих, кровь ея от руки твоея взыщу», печалился и проливал многие слезы о спасении чад своих, «душевне и телесне им помышляя».
Чудесные исцеления
Чудные исцеления душевных и телесных недугов совершались по молитвам преподобного Корнилия и инокинь перед чтимыми монастырскими иконами Богородицы, особенно перед чудотворным Ее образом Успения. Вот некоторые из них:
Отроковица Ксения была больна глазами. Родители привели ее в обитель и просили преподобного Корнилия помолиться о ней. «Отец же Корнилий помаза очи ея маслом, освященным от лампады у образа Пресвятой Богородицы, и покропи водою святою – и в той час прият совершенно исцеление». В благодарность отроковица осталась в обители и впоследствии приняла монашеский постриг.
Монахиня Успенского монастыря Минодора страдала от зубной боли. Стоя в церкви на Божественной Литургии, она горячо, со слезами молилась перед чудотворным образом Богородицы, чтобы облегчилась ее болезнь «молитв ради наставника и учителя, святого отца Корнилия». Когда же после Литургии с верой приняла из рук Преподобного, «аки от руку Ангела Божия», антидор и съела его, почувствовала себя совершено здоровою.
Множество людей больных, немощных и одержимых бесами стекалось в обитель с надеждой на исцеление, и Бог не посрамлял веры их. Благодатный старец, преподобный Корнилий, всех принимал с отеческой любовью, подавая страждущим врачевание.
Однажды приехал из стольного града Москвы царский вельможа Михаил Тимофеевич Лихачев со своею супругою Мариею, одержимой бесом. Он со слезами молился пред чудотворной иконой Успения Пресвятой Богородицы об исцелении болящей, и просил преподобного Корнилия с игуменией Анисией и сестрами тоже помолиться о ней.
Сострадательный пастырь созвал сестер и отслужил молебен, во время которого бесноватая кричала не своим голосом: «Горю! Горю!»» Когда преподобный Корнилий осенил боярыню животворящим Крестом и окропил святою водою, она утихла. В течение многих дней старец читал над болящей молитвы на прогнание диавола и совершал церковные службы, на которых матушка игумения Анисия с сестрами прилежно молились об исцелении страждущей. Между службами певчие по очереди день и ночь читали Святое Евангелие.
Нечистый дух сильно мучил боярыню, палимый огнем молитв Преподобного и сестер, и старался устрашить их, «являясь видимым образом или мечтанием в церкви и в келиях».
Но велики были любовь и мужество доброго пастыря преподобного Корнилия и его верных чад-инокинь, не отступивших перед злобой диавола ради избавления создания Божия от вражеского насилия. Долгое время пробыли боярин Михаил Тимофеевич с супругой в Успенской обители, и наконец получила боярыня Мария чаемое исцеление. Тогда они вернулись в дом свой, «радующееся и веселящееся, славящее и благодарящее безмездную Целительницу свою».
С тех пор Михаил Тимофеевич Лихачев стал благотворителем монастыря и ходатаем об инокинях к Великому Государю Царю Алексею Михайловичу.
Заступничество Пресвятой Богородицы
По летописи Успенского монастыря и «Сказании о чудесах Богородицы», составленных в конце XVII века, можно судить, в какое духовное благоустроение привел мудрый пастырь – преподобный Корнилий – вверенные ему обители. Приходившие на поклонение в монастырь «зело удивлялись и сердцем умилялись», видя «чин церковный, как сестры поют и стоят со благоговением и со страхом Божиим и ведут житие равноангельное».
Пресвятая Богородица многими знамениями и чудесами явила Свое благоволение к посвященной Ей обители. Так, благочестивый торговец – посадский человек Александровой слободы Андрей Постников, идя рано утром в свою лавку, увидел «не в видении, но яве святую церковь с трапезою и со всею обителию на воздусе стоящу на мног час. И облак светлый над нею сияющ, а во облаце круг, а в кругу крест».
В 1663 году старейшина разбойников из Юрьева-Польского именем Ефрем пришел со своими сообщниками в монастырь, чтобы его ограбить. Выдав себя за вельможу, он был принят с великой честью. Игумения ввела его в церковь, поднесла хлеб и хотела по монастырскому обычаю умыть ему ноги. Но «гость» не принял хлеба и не дал умыть ног, а вышел из церкви со своей «свитой» и поспешно удалился из монастыря. После же «с клятвою говорил, что воистину Бог и Пресвятая Богородица хранят Свой дом молитвами отца Корнилия», ибо в тот час напал на него такой страх и трепет, какого в жизни он не испытывал. Этот случай привел разбойника к покаянию и изменил всю его жизнь.
Ревностное монашеское житие преподобного Корнилия, его любовь к Богу и людям вдохновляли сестер к подражанию этому доброму подвигу, и многие из них достойно восприняли «дух отца своего», и сподобились за богоугодное житие видеть Пресвятую Богородицу. Некоторые – во время Литургии, другие – на Господские праздники или на 9-й песни канона, когда поют «Честнейшую», иные — при кончине сестер — с ликами девическими.
Кончина и почитание преподобного
В неустанных трудах духовных и телесных текла жизнь иеросхимонаха Корнилия. Более 20-ти лет милостью Божией и заступлением Пресвятой Богородицы подвизался он в устроении обителей, основанных преподобным Лукианом.
Но вот настало время отшествия его в обители горние, к Отцу Небесному. Не достигший еще старости (Преподобному не исполнилось и 60-ти лет), но исполненный духовной мудрости и благодати Божией, святой с молитвой предал свою честную и трудолюбивую душу в руки Божии.
Велика была скорбь духовных чад блаженного старца, лишившихся своего отца и наставника, но светла надежда на заступничество его у Престола Вседержителя и на то, что, Святой неотлучно пребудет с ними духом.
Кончина преподобного иеросхимонаха Корнилия последовала 11/24 августа 1681 года. Честные мощи его погребли в склепе под алтарем Троицкого Собора Успенского монастыря. На каменном надгробии была вырезана надпись: «Лета 7189/1681/ августа в 11 день, на память святаго мученика и архидиакона Евпла преставися раб Божий Александровой слободы Успенского девичьяго монастыря духовник схииеромонах Корнилий».
В синодике Успенского монастыря II пол. XVII века читаем: «В лето 7189/1681 месяца августа в 11 день преставися отец Корнилий (игумен Лукьяновой пустыни и устроитель Александровскаго Успенскаго девичьяго монастыря после о. Лукьяна). Память отца Корнилия месяца ноембрия в 1 день». 1/14 ноября Церковь совершает память святого бессребренника и чудотворца Космы Асийского, в честь которого, был наречен во Святом Крещении преподобный Корнилий.
Память святого издавна почиталась в его обителях и окрестными жителями: ежегодно в день преставления преподобного Корнилия у надгробия над его мощами при большом стечении народа совершалась панихида. Христолюбивый люд притекал к благодатным мощам святого старца со своими нуждами и скорбями, обретая исцеление. На стене склепа над гробницей старца в память о чудесном избавлении от слепоты по молитве к Преподобному вырезана надпись: «Исцеление Иоанна в День Святой Троицы. 1872 год».
Прославление и обретение мощей
В лихолетие начала ХХ века богослужение в обителях прекратилось: Лукианова пустынь была закрыта в 1921 году, а Успенский женский монастырь – в 1923-м. Но предстательством Царицы Небесной и незабвенных первоначальников обителей – преподобных Лукиана и Корнилия монастыри избежали разрушения, а в 1946 году Троицкий собор Успенского монастыря был возвращен Церкви как приходской. В день памяти преподобного Корнилия – 24 августа – вновь начались богослужения.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена преподобный Корнилий вместе с преподобным Лукианом был прославлен в Соборе Владимирских святых.
В ноябре 1991 года возобновилась монашеская жизнь в Успенском женском монастыре, и затеплилась лампада у гробницы старца Корнилия, началось служение молебнов Преподобному.
В 1995 году ему были составлены служба и акафист, написаны житие и иконы. В мае того же года обретены честные мощи Преподобного Корнилия, которые Господь сохранил от тления и поругания. Ныне они открыто почивают в Троицком соборе Успенской обители, источая исцеления душ и телес всем с верою к ним притекающим. С молитвой святому старцу обращаются и монахини и миряне, и жители Александрова, и паломники со всех концов страны: Преподобне отче наш Корнилие, моли Бога о нас!
[1] Флорищева Успенская пустынь основана в 1651 году по благословению Патриарха Иосифа схимонахом Мефодием в Гороховецком уезде Владимирской губернии (ныне на территории Нижегородской области).
[2] 1660 или 1661 года
[3] Ин. 6. 37
[4] Пс. 41, 2
[5] Небесный покровитель Царя Феодора Алексеевича
[6] Надпись на кресте в алтаре Успенской церкви гласила: «Освятися сей алтарь Господа нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения в девиче монастыре, что в Александровской слободе, лето 7175/1667/ августа в 14 день при благоверном царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Руси, при Патриархе Иоасафе Втором, при духовнике строителе иеромонахе Корнилии, при игумении Анисии»
[7] Мф. 25, 35
[8] Мф. 18, 20
[9] Пс. 132, 1
[10] Флп. 2, 8
[11] Ин. 5, 3
[12] Деян. 14, 22
[13] Калогёр или калугер (с греч. — добрый старец) — в древности так называли младшие старших монашествующих лиц; впоследствии стало применяться ко всем монахам.