Монахиня Сергия (Каламкарова), насельница Успенского женского монастыря г. Александрова.
Доклад на заседании секции о новомучениках и исповедниках русских III епархиальных чтений 25 октября в городе Юрьеве-Польском.
Так как наши чтения проходят в этом году в городе Юрьеве-Польском, хотелось бы рассказать о тех людях, которые здесь жили и служили в годы гонений.
На фотографии, хранящейся в семье одного из священников Юрьев-Польского района, Сергия Андреева из села Снегирева – церковный съезд духовенства и мирян Юрьевского уезда (вероятно, в марте-апреле 1917 года). Хотя, к сожалению, нам неизвестны имена запечатленных на снимке, без сомнения, большинство из них претерпели гонения за веру в последующие годы. /Уточнение от 2023 года: подпись на фотографии ошибочна, это епархиальный съезд Владимирской епархии 1918 года — м.С/.
В дореволюционные годы город Юрьев-Польский был местом служения нескольких будущих новомучеников. Священномученик Александр (Трапицын) был епископом Юрьевским, викарием Владимирской епархии, с 1907 по 1912 по год.
Священник Константин Твердислов служил в Воскресенской церкви 12 лет, с 1904 по 1916 г., когда поступил в Духовную Академию.
В 1918 году Церковь была отделена от Государства. Начались гонения на духовенство. Все служители культа и их иждивенцы были лишены избирательных прав. Стало меняться сознание людей. В начале 1918 года как об удивительном и невозможном событии пишет в епархиальных ведомостях священник Петропавловского женского монастыря Димитрий Сахаров о появлении в ночь под новый год в храме солдата для исповеди и причастия.
Знаменательный факт
В настоящее время анархии[1] трудно, пожалуй и невозможно было ожидать того, что произошло накануне новаго 1918 года в нашем монастырском храме. Во время всенощного бдения в 7 ½ часов вечера 31-го декабря истекшаго 1917 года ко мне в алтарь придельный вошел солдат Гавриил Васильев Соснин, 39 л., секретарь совета солдатских депутатов в г. Александрове, конторщик фабрики Барановых в Карабанове, что около гор. Александрова. Оказавшись один на один в глухом закрытом алтаре, я первоначально очень смутился, но скоро потом разсеялись мои подозрения. Соснин, отрекомендовавшись, вдруг заявляет мне, что он желает, в преддверии новаго года, очистить свою совесть таинствами покаяния и причащения. После продолжительной сравнительно беседы со мной (я был на этот раз не служащим чередным иереем, а служил другой при обители свящ. А. Лихарев), солдат искренно, откровенно и чистосердечно раскаялся положительно во всем. После всенощной Соснин отслушал положенный у нас молебен накануне новаго года и пошел вместе со мной ко мне ночевать. В самый новый год я разбудил его для молитвы в 3 часа утра и на ранней литургии причастил его Св. Таин, при всех молящихся сестрах обители. А на денном в 2 ч. поезде он уехал в Карабаново, оставив мне свой адрес. Вот первый и пока редкий случай из жизни теперешнего общественного движения; много дум наводит он; я, по крайней мере, счастием почитаю такую встречу новаго года и убеждаюсь, что не угасла и не угаснет среди русских людей вера, она спасет святую Русь, как спасла ее 300 лет тому назад.
Юрьевскаго Петропавловскаго женскаго монастыря священник Димитрий Сахаров.
16 октября 1918 года Юрьев-Польский уездный Совет разослал циркуляр с требованием «немедленно снять иконы», которые, несмотря на «неоднократное требование об удалении» их из Советских учреждений, в большинстве из них по-прежнему находились.
В октябре 1918 года Юрьевские власти отказали старосте Покровской церкви Николаю Андреевичу Орлову в разрешении на совершение крестного хода, который всегда традиционно совершался в престольный праздник Покрова изо всех церквей города в Покровскую. Ссылаясь на декрет об отделении церкви, они утверждали, что «всякия религиозныя церемонии вне стен церкви не могут быть допущены».
В Церковно-приходской летописи Георгиевского Собора настоятель протоиерей Александр Знаменский весьма подробно описывает первые послереволюционные годы. «Многие из буржуазии, в том числе и из духовенства, призывались к принудительным работам: рытью примерных окопов, перевозке тяжестей взамен лошадей (перевозка двигателя, паровика для станции электрического освещения), к обслуживанию войсковых лошадей в конюшнях, мытью полов и чистке белья военнослужащих (сестрами из женского монастыря). Все газеты, кроме Советских, были запрещены. Даже духовные официальные повременные издания прекратили свой выход. К православной Церкви всюду проявлялось враждебное отношение. Над религиозными верованиями глумились на митингах. Преподавание Закона Божия из всех школ с низших до высших было изгнано. Самые иконы из школ, как из всех общественных учреждений был вынесены. В большинство православных праздников, особенно Богородичных, предписывалось производить работы…»
Бывший член Государственной Думы, отец Александр много лет был также городским благочинным, но собрание духовенства и мирян в сентябре 1917 года избрало на эту должность священника Введенско-Никольской церкви Митрофана Чижова. В 1922 году Знаменский, как писала впоследствии его жена, «заделался обновленцем, верующие были этим недовольны и большинство перестали посещать храм, отчего служба его была почти бездоходная».
В 1924 году Троицкий собор закрыли, в нем разместили электростанцию. 1 октября протоиерей Знаменский вышел за штат, жил с женой на иждивении своих детей, а 8 марта 1931 года скончался.
Еще раньше собора, в 1923 году, ликвидировали, как и во всей Владимирской губернии, Юрьевские монастыри – мужской Михаило-Архангельский и женский Петропавловский.
В 1930 году в г. Юрьеве-Польском были закрыты Воскресенская, Никольская и кладбищенская Вознесенская церкви.
После революции многие священники вынужденно меняют место своего служения. Так, например, с 16 апреля 1919 года в Покровскую церковь г. Юрьева был переведен служивший ранее более полувека в селе Петровском на Уводи Ковровского уезда протоиерей Михаил Григорьевич Златоустов.
В 1918 году в домовой церкви городской тюрьмы служил заштатный священник с. Калмани Федор Григорьевич Доброхотов (до священства он был диаконом Христорождественской городской церкви). Из-за проблем с продовольствием перешел из городского собора на приход в село священник Сергий Васильевич Успенский.
Возвращаются на приходы с фронта после революции полковые священники. Так в Юрьеве оказывается уроженец с. Флорищ, уже весьма пожилой, 1847 года рождения, перенесший ранение и плен протоиерей Сергий Иеронимович Валединский.
Появляются в начале 1920-х годов в Юрьеве также священники из западных епархий – Илья Александрович Галежа из Гродненской и беженец Иоанн Николаевич Блыскош из Варшавской.
В связи с закрытием храмов многие священники не имеют места службы, и, не отказываясь от сана, совершая по возможности требы на дому, они числятся в советских документах «бывшими попами».
В самые тяжелые годы гонений на Церковь в Юрьеве-Польском вновь (после 1920 года) появляется свой архиерей. С начала 1931 года до 1938 года им был епископ Хрисогон (Ивановский). Владыка жил очень скромно, часто служил иерейским чином. В 1932-33 годах хором Космодамиановской церкви управлял ссыльный протоиерей Зосима Трубачёв. Сын его, будущий церковный композитор Сергий Трубачев в летнее время пел на клиросе вместе со старыми монахинями Петропавловского городского монастыря и выполнял обязанности иподиакона, так как своих иподиаконов у Владыки Хрисогона не было. Долгое время не было и помощников в делопроизводстве, и все документы епископ писал сам. К 1934 году Секретарем Владыки стал прот. Алексий Зяблицкий, к 1938 г. перешедший на служение в Гусевский район, где был репрессирован.
Владыка много ездил по епархии – по Юрьев-Польскому, Александровскому, даже Переславскому районам, где встречался со священниками и мирянами. Стараниями епископа Хрисогона многие из уклонившихся в обновленческий раскол священники принесли покаяние и вернулись на служение в так называемую «тихоновскую», «старо-церковную» церковь. Одним из них был протоиерей Митрофан Чижов († 1945), ставший верным помощником Владыки. 30 марта 1937 г. епископ Хрисогон был назначен временно управляющим Ивановской митрополией (включавшей и Юрьев-Польский район) и переехал в город Иваново. 8 января 1938 года его арестовали, а 8 февраля того же года расстреляли.
Город Юрьев-Польский в 1920-30 гг. избирают для жительства многие ссыльные священники и миряне – «активные церковники». Всех их также сразу вносят в списки лишенных прав. Кто-то из них задерживается в городе ненадолго. Например, московский священник Леонид Воскресенский переходит служить в село Малое Лучинское; Санкт-петербургский протоиерей, профессор Духовной Академии Николай Рудинский вскоре переезжает в Кольчугино, где его в 1937 г. арестовали и расстреляли. А вот архимандрит Сергий (Озеров), поселившийся в Юрьеве в качестве ссыльного в 1931 году, прожил в нем до своего последнего ареста. В 1937 г. он был объявлен главой антисоветской группы монашества и церковников — контрреволюционного «братства» послушников бывшего Уссурийского монастыря. Кроме монахов в это «братство» включили также 2-х монахинь, одной из которых была Магдалина (Рассказчикова), из насельниц Петропавловского монастыря.
К началу 1930-х годов около 40 монахинь закрытого Петропавловского монастыря во главе с игуменией Евлампией (Ильинской) числились лишенными прав по городу Юрьеву-Польскому.
В 2005 году были опубликованы замечательные воспоминания диакона Сергия Трубачева, лично знавшего и почитавшего архимандрита Сергия вместе со своим отцом священником Зосимой, бывшим также ссыльным в Юрьеве-Польском с 1932 по 1934 год и управлявшим хором Космодамианской церкви.
Отец Сергий жил в большой бедности в небольшом домике на тихой улочке за собором, лишившись права на продовольственную карточку. Помогали многочисленные духовные чада и почитатели. Братия бывшей Уссурийской обители старались устроиться для священнослужения недалеко от своего старца – в Ивановской и Ярославской областях. В январе 1937 года в Юрьев-Польский приехал близкий духовный друг архимандрита – игумен Герман, для пострижения в схиму. На фотографии из архива Трубачёвых мы видим их при этой встрече. Самоотверженно служила отцу Сергию во все годы гонений София Александровна Шарова. 8 марта 1937 архимандрит Сергий (Озеров) снова был арестован. В числе обвинений против него было то, что он создал в Юрьеве-Польском нелегальное монашеское «братство», тайно постригал в монашество, организовал нелегальную кассу, в которую отчислялись взносы из «братских кружек». Обвиняли и в том, что он в 1935 году имел у себя дома встречу с епископом [Афанасием] Сахаровым. Эту встречу довольно подробно описывала при допросе монахиня Магдалина.
В тюрьме Юрьева-Польского содержались в заключении также священнослужители из ближайших районов – Кольчугинского, Гаврилово-Посадского района Ивановской области (1937 год – протоиереи Иван Иванович Крылов и Николай Евгеньевич Бухарин и монахини из Гаврилова Посада, свящ. Владимир Алексеевич Давыдов из с. Гончарово и другие).
Практически каждой из городских церквей были репрессированы священнослужители.
В Воскресенской церкви: с августа 1916 года по (примерно) 1920 год служил священник Дмитрий Дубровин, выпускник МДА. В 1937 году был арестован в Вязниках и расстрелян.
До 1928 года служил в Воскресенской церкви преподобномученик архимандрит Маврикий (Полетаев). Затем он был выслан, жил в Загорске, где его арестовали последний раз. Но Юрьев-Польский он посещал неоднократно, останавливаясь у прихожанки Титовой. Вместе с отцом Маврикием в Воскресенском соборе служил в те же годы зосимовский иеромонах Тимолай (Никишин), который 1.11.1937 г. был расстрелян в г. Горьком. В 1930 г. храм был закрыт, как и Никольская и кладбищенская церкви.
К 1936-37 годам в Юрьеве-Польском оставалось 2 действующих храма.
Христорождественская/ Космодамианская церковь стала последним местом служения иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Леонида (Потемина), который служил здесь с 1936 по 1938 год, был приговорен к 5 годам ИТЛ и скончался в заключении в январе 1942 года.
Его сменил у престола в марте 1938 года почти 25 лет служивший до того в Александровском районе протоиерей Владимир Алексеевич Богословский Уже через полгода, в августе он был арестован, приговорен к 8 годам заключения, а в ноябре 1941 года умер в Юрьевецкой колонии. Сегодня на наших чтениях присутствует внук протоиерея Владимира — Сергей Данилович Княжев, в семье которого сохранились фотографии отца Владимира с матушкой Анной Евгеньевной, а также последняя фотография священника, сделанная в Кишнешемской колонии.
Покровская церковь в 1920-1930-г. была обновленческой. Почти год, с 30 сентября 1924 года по августа 1925 г. у юрьевских обновленцев был даже свой «епископ Юрьевский» – Алексий Покровский. Настоятели Покровской церкви были благочинными обновленческих церквей района. Священников-обновленцев тоже репрессировали. В 1936 г. был арестован и приговорен к 5 годам лишения свободы священник Алексей Михайлович Дмитревский.
В 1937 г. – сменивший его протоиерей Анатолий Семенович Паровиков, получивший 10 лет лагерей, а затем, в 1948 году, еще 7 лет. Вернувшись к 1954 году в Юрьев-Польский, он был принят во Владимирскую епархию и служил в селе Давыдово Камешковского района, где весьма почитался прихожанами, в том числе и за пережитые гонения.
Не так давно стало известно о скончавшемся в Юрьеве-Польском 7 мая 1941 года священнике Николае Петровиче Клиентове (р.17.02.1881 г.). В последнем письме сыну он пишет, что не служит уже 2 месяца, сильно болеет. Хотел бы попить чая и с хлебом, но приходится заваривать какой-то торф, и от плохой пищи кружится голова.
С арестом священников в 1937 году прекратились богослужения во всех храмах.
С 1946 года верующие Юрьева-Польского стали добиваться открытия Космодамианской и Рождественской церквей. Собрав подписи, они отправляли заявления, сами ездили к Уполномоченному по делам РПЦ, но все безуспешно. Позже, в 1952 году, заручившись ходатайством епископа Онисима (Фестинатова), стали ходатайствовать об открытии Георгиевского собора, который в то время освобождался от электростанции. И все же, даже аргументы, что городу 880 лет, что в нем нет ни одной действующей церкви, не помогли. Но просители не отступали, настойчиво посылали своих ходоков во Владимир, и посылали угрожающие заявления: «группа верующих возмущена о Вашем неответе на наши заявления и собирается вся группа верующих лично выехать к Вам в обком партии». Храм не открывали, но верующие не отступали. Уполномоченный в 1957 году жаловался, что «ходатайствуют одни и те же люди на протяжении ряда лет, обращаются по несколько раз в Совет Министров ССР, Верховный Совет ССР и Совет по делам РПЦ», что это «в большинстве люди не занимающиеся общественно-полезным трудом, в прошлом часть из них была репрессирована и административно высылалась». В открытии храма Облисполком отказывал.
В 1957-1959 годах Уполномоченный докладывал, что в Юрьеве-Польском систематически (в воскресные и праздничные дни) проходят нелегальные молитвенные собрания, причем «вредное влияние на население оказывают некоторые монашествующие элементы», пользующиеся тем, что там нет действующей церкви. «Монахиня Прасковья Боровик и некая Мария (фамилия ее неизвестна) у себя на дому устраивают всенощные и обедни, освящают куличи в пасхальные праздники и совершают прочие служения. На них даже официально жалуется архиепископу местное духовенство, находя в их действиях «нарушение канонов церкви». Литургию, конечно же, они не служили, просто читали и пели то, что доступно мирянам. Как собирались после закрытия храмов во многих селах матушки арестованных священников, монахини и мирянки для совместной молитвы. Автором этих жалоб был священник из с. Нового Михаил Вознесенский, который писал, что монахини «служат обедни и всенощные». Отец Михаил жил потом здесь в Юрьеве-Польском, а скончался архимандритом в Латвии.
В послевоенные годы в Юрьеве-Польском жили заштатные пожилые священники. Например, игумен Дорофей (Смирнов), в схиме Емилиан. Постриженик Зосимовой пустыни, после закрытия церкви в 1940 году он снял рясу и вел соблазнительный для прихожан образ жизни, но в 1946 году вернулся к служению, был настоятелем церкви в селе Новом. По болезни выйдя за штат, батюшка жил в городе Юрьеве-Польском, с нетерпением ожидая приезда к нему для исповеди и причастия священника из Нового села.
Этим священником был приезжавший для посещения своих многочисленных духовных чад игумен Максим (в схиме Гедеон, Абрамов). Здесь же, на городском кладбище, схиархимандрит Гедеон был похоронен в 1993 году.
В заключение хочется вернуться с тем словам, которые были в 1918 году написаны юрьевским священником Димитрием Сахаровым, надеявшимся, что «не угасла и не угаснет среди русских людей вера, она спасет святую Русь, как спасла ее 300 лет тому назад».
Владимирские епархиальные ведомости (ВЕВ) 1918 год № 3 л.21
ВЕВ 1918 год № 15-16 с.111
ВЕВ 1919 год № 2 с.27
ГАВО Р-367 оп. 1 д. 34 Дело об отделении церкви от государства окт-дек 1918 года. Л. 6, 17-18. ГАРФ ф. Р-6199 оп.1 Д.174 Кварт. инф. Отчет Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Владимирской области за 1947 год. л. 113.
ГАРФ ф. Р-6991 оп.1 Дело 889 за 1952 год. Л. 49, 55, 67.
ГАРФ ф. Р-6991 оп.1 Дело 1024 Отчетно-информационные доклады и другая переписка по вопросам церкви Уполн-го Совета по Владимирской области. Янв – 2 декабря 1953 года, на 69 лл. Л, 27, 55.
ГАРФ ф.Р-6991 оп.1 д.130 Отчетно-информационных докладов и другой переписки по вопросам церкви Уполномоченного Совета по Владимирской области. 8 янв -9 ноября 1954 г., на 51 лл. Л. 6.
ГАРФ Ф. Р-6991 оп.1 д. 1240 Отчетно-информационные доклады и другая переписка по вопросам церкви, Уполномоченного Совета по Владимирской области, 10 января – 17 ноября 1955 г, на 57 лл. Л, 8-9.
ГАРФ ф.Р-6991 оп.1 Отч-инф. доклады и другой переписки по вопросам церкви Уполномоченного Совета по Владимирской области 22 янв – 29 ноября 1957 г, на 53 лл. Л. 46.
ГАРФ ф.Р-6991 оп. 1 Дело 1555 6 янв-25 авг 1958г, на 40 лл. Л, 8.
ГАРФ ф. Р-6991 оп.1 Дело 1660 Отчетно-инфоромац. доклады и др. переписка по вопросам церкви Уполномоченного Совета по Владимир. обл., 10 января – 13 мая 1959 г, на 25 лл. Л. 12.
ГАРФ ф. Р-6991 оп. 1 д. 1758 Отчетно-информац докладов и др.переписки по вопросам церкви Уполномоченного Совета по Владимирской обл., 3 февраля — 31 августа 1960 г, на 18 л. Л. 4.
Юрьев-Польский историко-архитектурный музей. Церковно-приходская летопись Георгиевского Собора с 1868 по 1918 год.
Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с.
Архив УФСБ по Ивановской обл. Д. 9974-П.
Личные дела священнослужителей в архиве Владимирской митрополии.
[1] Слово «анархии» цензурой было вычеркнуто