Вслед за воспоминаниями: Александров — Бакшеево

9 августа 2017 года наш монастырь посетили дочь расстрелянного в Бутово священника Максима Александровича Сикова – Клавдия Максимовна Иванова и его правнучка Татьяна Хрусталева. Главной целью их поездки было село Бакшеево Александровского района, в котором служил дедушка Клавдии Максимовны, протоиерей Владимир Соколов, и где прошли несколько лет ее детства – с 1937 по 1945 год.

Когда в 1937 году в последний раз перед расстрелом арестовали протоиерея Максима, его младшей дочери Клавдии было два года. Она запомнила последние слова матери, Александры Владимировны: «нет у нас больше папы».

Выжить осиротевшей семье Сиковых помогли родители матушки Александры, к которым они приехали в Бакшеево из Калужских краев – места последнего служения протоиерея Максима.

Семья протоиерея Владимира Соколова, слева свящ. Максим Сиков, 5 июля 1925 года с. Бакшеево

Казанский храм села Бакшеева был в это время уже закрыт, но крестьяне приходили на дом к пожилому священнику для совершения треб, и это помогало выжить всей семье. Выручала и корова. Молоко матушка Александра Сикова ежедневно ходила продавать из Бакшеева на александровский рынок.

Клавдия Максимовна попросила заметить расстояние от Александрова до Бакшеева. Ведь тот путь, который мы совершили на автомашине, ее мама преодолевала пешком – туда и обратно, в любую погоду, 8 километров в один конец.

Церковь села Бакшеева

В Бакшееве погребены дедушка и бабушка Клавдии Максимовны. Матушка Клавдия Николаевна Соколова скончалась в 1939 году и была погребена в ограде церкви. Могила ее не сохранилась. На месте разрушенного в 1979 году прекрасного старинного храма было построено неприглядное здание сельского магазина. В память о храме ныне на этом месте установлен крест.

Не уцелело и здание бывшей церковно-приходской школы, в котором свои первые школьные годы училась Клавдия Сикова. Не сохранился и дом Соколовых. После смерти батюшки в 1945 году он был продан его сыновьями, а новый хозяин (учитель географии) построил на его месте другой дом.

Все, что осталось – это воспоминания, которых у Клавдии Максимовны немало. Их разделила с ней приветливая бакшеевская жительница Татьяна, живущая на месте прежнего священнического дома. В Бакшееве она уже полвека, и помнит еще и храм, и старых жителей, и даже учитель в начальной школе у нее был тот же, что и у Клавдии Максимовны.

В 1945 году скончался протоиерей Владимир Сергеевич Соколов. Он был погребен уже на общем сельском кладбище у речки. Сейчас она обмелела и почти не видна, а в 1940-е годы была довольно полноводной, и нередко ловил на ней рыбу старший брат Клавдии Максимовны Леонид – дедушка ее спутницы Татьяны Хрусталевой.

Вспоминала Клавдия Максимовна и зимнюю стужу 1941 года, когда в церковной ограде ставили на постой перегоняемый с оккупированных немцами земель скот, а в доме священника ночевали солдаты.

Поисками захоронения отца Владимира Соколова завершилось наше посещение села Бакшеева. Легким шагом, за которым и не виден груз прожитых лет, Клавдия Максимовна, большую часть своей жизни посвятившая сопровождению экскурсионных групп от музеев Московского Кремля, прошла до кладбища на окраине села. Пришлось обойти, и не по одному разу, все могилы. Ведь надписи на кресте протоиерея Владимира не было, а в последний раз могилу Клавдия Максимовна посещала со своей тетей еще в 1970-е годы. Наконец похожий крест был найден, а подтверждением  стало внутреннее чувство, что именно это могила дедушки-священника.

Из Башеева наш путь лежал в находящуюся неподалеку Лукианову пустынь, где, получив благословение настоятеля игумена Тихона, мы смогли поклониться святыням в Богоявленском храме и посетить еще разрушенную, но величественную Богородице-Рождественскую церковь.

На обратном пути в Александрове проезжали и Боголюбскую церковь у рынка, на который носила продавать молоко матушка Александра, и здание бывшей женской гимназии, в котором она училась,

Гимназистка Александра Владимировна Соколова,1913 год

и Христорождественский собор, в котором был крещен Максим Александрович Сиков, и в который его приглашали настоятелем в начале 1920-х годов.

Отпевание с. Дунаевка ок. 1921 г. Свящ. Максим Сиков, слева матушка Александра с дочерью Ниной

Благодаря Клавдии Максимовне Ивановой в последний год нам удалось ознакомиться еще с несколькими следственными делами ее отца священника Максима Сикова. Оказывается, кроме уже известных нам дел 1931 и 1937 годов существуют еще несколько. Одно — во Владимирском архиве УФСБ. Отец Максим, служивший в то время в селе Дунаевке Юрьевского уезда, был арестован 20 марта 1923 года за поминовение при богослужении Патриарха Тихона и заключен сначала в Юрьевский Ардом, а затем во Владимирский губисправдом. Его обвиняли в «антисоветских деяниях», а кроме того, в хранении оружия – кортика и военного бинокля, оставленных им на память с военных лет (1915-1918). Множество прихожан подписались под ходатайствами о его освобождении. Антисоветские обвинения ОГПУ подтвердить не смогло, и 18 июля того же года отец Максим был освобожден.

Заявление свящ. Максима Сикова в ГПУ, 1923 год

В следственном деле сохранилось написанное его рукой заявление на нескольких листах, а также изъятая при аресте личная переписка, в том числе письма отца матушки Александры протоиерея Владимира Соколова из Бакшеева.

Письмо-протоиерея-В.-Соколова-дочери-Александре-Сиковой-1923 год

Дело, заведенное в августе 1927 года, когда отец Максим был ключарем Покровского собора в г. Иваново-Вознесенске, было обнаружено в архиве Ивановского ФСБ. Он обвинялся тогда по ст. 58 п. 10 УК РСФСР в поддержке высланного епископа Августина (Беляева) и в противодействии советской власти: служил особый молебен, произносил проповеди и собирал подписи против закрытия собора.

Заключение прокурора 1927 г.

4 ноября 1927 года внесудебным Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ Максим Александрович Сиков был приговорен к лишению права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове на Дону и Ивановской губернии с прикреплением к определенному местожительству, сроком на три года.

Священник Максим Сиков с семьей, ок. 1926 г.

Как и в материалах 1931 и 1937 годов, в следственных делах 1923 и 1927 года пред нами предстает светлый образ протоиерея Максима Сикова  — искренне верующего, достойного пастыря, готового отстаивать свои убеждения в самых сложных жизненных обстоятельствах. В настоящее время готовятся материалы к его прославлению в лике Новомучеников Российских, в чем просим молитвенного содействия.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.