Камер-метхина Наталья Аввакумова

жила в монастыре с 1745 по 1768 г.

В мае 1745 года, при игумении Митрополии, была прислана от Царского двора в Успенский девичий монастырь в Александровой слобода камер-метхина (Камер-медхен — горничная, комнатная служанка, с нем. Kammermädchen) Наталья Аввакумова[1], как «находящаяся в безумстве». Велено было «производить ей порцию прочих монахинь», то есть обеспечивать так же, и при этом приказано «на нее тебе игуменье смотрение иметь, чтоб не могла она их монастыря уйти и в уме ее исправлять, а когда исправитца и пожелает постричся в монахини, то ее постричь».

Была ли она действительно психически больна или просто неугодна при дворе – неизвестно. Пострига она не принимала, в челобитной на имя Императрицы в 1763 году просила позволить «иметь ей пребывание свое в том же монастыре, и содержать ее во всем против тамошних монахинь, и на пищу давать ей натурою двойную порцию, а на одежду и на протчее нужное содержание производить ей деньгами на каждой год по пяти рублев, и находящихся у нея двух келейниц, которыя (как она объявляет) даны ей были по Имянному блаженныя и вечныя славы достойныя памяти Государыни Императрицы Елисаветы Петровны указу (буде то подлинно так) оставить при ней по прежнему и в выезде ея ис того монастыря временно для крайних ея нужд в Москву не вопрещать…». Игумении Евсевии с сестрами указом было велено все это исполнять, а «ежели пожелает постричся, то и постричь». Несмотря облегчение ее содержания, числилась Наталья Аввакумова наряду с прочими ссыльными «колодницей», хотя, безусловно, в колоды её не заковывали.

В 1764 году в списке «присланных при указе ис переславской Духовной консистории в монастырские труды — камор медхина монахиня 1». Ей же, «девке Наталье Авакумовой», было выдано из монастырской казны «на одежду на нынешний год 5 рублей».

При введении монастырских штатов потребовалось уточнение о содержании ссыльных в монастыре, и в том числе о средствах на содержание Натальи Аввакумовой. Указом 1766 года из коллегии экономии определялось выдавать средства на ее содержание в монастырь до тех пор, пока она будет пребывать в нем: ту же сумму, которая приходилась на каждую из ста штатных монахинь — «по тринатцати рублей по девяносту по осми копеек с половиною» в год.

В 1768 году Наталья Аввакумова проживала уже с Высочайшего дозволения в Московском Вознесенском монастыре, где приказано было «к пребыванию ея отвесть ей удобную по ее старости келью» и жалование выдавать вместе с монахинями того монастыря из коллегии экономии по «дватцати по четыре рубли в год».

Жалование это передавалось ей из суммы, «удержанной из положенных по штату на монахинь денежной суммы», получаемой Успенским Александровским монастырем из Переславской Провинциальной канцелярии. 15 марта 1773 года по указу из Государственной Коллегии экономии монастырю возвратили 36 рублей из этих денег, так как камер-медхина Наталья Аввакумова умерла. Кончина ее, видимо, последовала в конце 1771 — начале 1772 года.

Источники: ГАВО ф.566, оп.1, д. 2, 15 мая 1745 г.; РГАДА ф.280 оп.3 д.706, л.52; АМ (музей заповедник «Алексаднровская слобода») 1821\190-191 10-1-388,389; АМ-1821\192 10-1-391; АМ-1821\193 10-1-392. РГАДА ф.280 оп.9 д.14 л.2.

[1] Аввакумова – в данном случае отчество.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.