Игумения Тамара (Лихарева)
(1867 — 1953)
Последней настоятельницей Александровского Успенского монастыря Владимирской епархии перед его закрытием была игумения Тамара (Лихарева).
Родилась Александра Лихарева 21 апреля 1867 года в Москве в дворянской семье, имеющей священнические корни. Отец ее Василий Яковлевич Лихарев (сын священника с. Покров Александровского уезда) служил бухгалтером и письмоводителем при Мариинской больнице в Москве. Мать Екатерина Ивановна тоже была дочерью священника. Закончив городское московское училище, в 1883 году шестнадцатилетняя Александра Васильевна поступила на жительство в Александровский Успенский монастырь, где ее родная тетя монахиня Евфасия в этом же году стала игуменией.
Послушница Александра Лихарева несла послушание при келиях настоятельницы, была учительницей рукоделия в монастырской школе, — обучала девочек кройке, шитью одежды и вышиванию, за что неоднократно получала благословение архиепископа и Святейшего Синода. В годы русско-японской войны ухаживала за ранеными воинами.
В 1907 году, через 23 года после поступления в монастырь, послушница Александра Лихарева, которой исполнился 41 год, была пострижена в монашество с наречением ей имени Тамара.
С 1909 года монахиня Тамара назначена ризничей, в 1911 году утверждена благочинной Успенского монастыря. Но при этом она продолжала и преподавание в монастырской школе.
В конце ноября 1913 года, после кончины игумении Ефрасии (Лихаревой), монахиня Тамара была назначена Настоятельницей обители и возведена в сан игумении.
30 лет находившаяся при мудрой и опытной игумении, Монахиня Тамара была подготовлена ею к тому, чтобы принять бразды правления большой и многочисленной обителью, и стала ее достойной преемницей, только вот управлять ей пришлось совсем в иное, тяжелое для Церкви время.
2 января 1917 года игумения Тамара, по ходатайству Епархиального начальства, была удостоена Святейшим Синодом награждения наперсным крестом. Награда эта стала и символом возложения Богом на матушку Тамару более тяжкого жизненного креста – скорбей, переживаний за судьбу обители и сестер, нужды и гонений за веру.
Со дня революции начинается разорение обители. Обыски и «реквизиции», голод и эпидемия тифа, тяжелые труды в созданной для сохранения общины трудовой артели – все это в первую очередь легло на плечи матушки игумении. На последние средства стараниями ее для всех трехсот сестер устраивалась общая трапеза, хотя и без хлеба.
С 1917 года, как руководительница монастыря, игумения Тамара была лишена избирательных прав.
В марте 1922 года, когда по всей стране происходила кампания по изъятию церковных ценностей якобы для помощи голодающим, игумения Тамара была арестована вместе с монахиней Адолией (Афонской), старшей церковницей Троицкого собора за сокрытие имущества и осуждена на 2 года лишения свободы.
В то время, как игумения находилась в заключении, а именно 13 февраля 1923 года, Успенский монастырь в г. Александрове был ликвидирован, а всё имущество и ценности были полностью переданы музею.
После освобождения в 1924 году матушка Тамара вынуждена была поехать жить к сестре в подмосковную Рузу. Занималась рукоделием, шила одеяла, наставляла приходивших к ней за советом.
По доносу 65-тилетняя Игумения Тамара 19.05.1931 г. после обыска арестована.
Из показаний матушки на допросе:
… Ко мне часто ходят женщины, которые приносят мне работу, агитации среди них не вела. К советской власти я отношусь безразлично, для меня всякая власть от бога. Меня удивляет, почему у советской власти ничего не выходит с колхозами, я считаю, что коммуны не у советской власти, а в монастырях.
Заключением от 22-го мая 1931 года Лихарева Тамара Васильевна обвинялась в том, ведет систематическую антисоветскую агитацию, направленную к срыву мероприятий Советской власти, используя религию, обрабатывает женщин, приходящих к ней, в антисоветском духе, имеет тесную связь с арестованными священниками и высшим духовенством г. Москвы. В предвыборную кампанию, вела усиленную агитацию против закрытия собора города Рузы.
Виновной себя не признала.
Заседанием тройки при ОГПУ Моск.области 10 июня 1931 г. Лихарева Тамара Васильевна, обвиняемая по статье 58-й часть 10 Уголовного Кодекса, приговорена к заключению в Исправтрудлагерь, сроком на пять лет, с заменой высылкой в Казахстан на тот же срок. Направлена этапом.
К окончанию срока ссылки игумении Тамаре было уже 70 лет. Около 1942 года, очень больная и немощная, она приехала в местечко Павшино под Москвой к родному брату, заштатному священнику Леониду Васильевичу Лихареву.
Жили впроголодь. Одевалась матушка Тамара в монашеское, в руках всегда держала четки, отличалась добротой, тихостью и духовной мудростью. Приезжали к ней за советом, и сама она ездила не раз в город Петушки и в Струнино для наставления живших там монахинь.
Недавно, милостию Божией, удалось найти следственное дело матушки и узнать день блаженной ее кончины. Преставилась ко Господу она 14 февраля 1953 года.
Помолимся об упокоении души игумении Тамары и родителей ее и просим Бога, да откроет Он нам и место ее погребения.