Доклад монахини Сергии (Каламкаровой) на XXII Межрегиональной краеведческой конференции во Владимирской областной научной библиотеке, 21 апреля 2017 года.
Сведения о священнослужителях до революции 1917 года благодаря церковному и государственному делопроизводству тех лет найти в архивах не очень сложно. Гораздо больше проблем в изучении истории церкви в годы советской власти, несмотря на близость к нам этого времени. Занимаясь выяснением судьбы духовенства Успенского женского монастыря г. Александрова, его Троицкого собора в послевоенные годы, а также поиском сведений о репрессированных священнослужителях Владимирской епархии, мне приходилось обращаться к различным источникам в разных архивах. Полагая, что эти сведения могут помочь кому-то в поисках, считаю необходимым их изложить.
Причины имеющихся при поиске документов проблем:
В первую очередь, конечно — отделение Церкви от государства, массовые гонения со стороны власти на религию и церковь, в ходе которых происходило закрытие храмов и провоцирование церковного раскола, частое перемещение клириков и переход на нелегальное служение отдельных священников, различные репрессии вплоть до физического уничтожения духовенства. Церковная документация в этих условиях не велась должным образом, а большинство имевшихся документов было уничтожено в ходе арестов. Второе серьезное препятствие в изучении истории церкви советского периода и судьбы духовенства – это современное законодательство, ограничивающее доступ к документам на основании содержащихся в них сведений личного характера.
Архивные источники, которые необходимо изучить в ходе поисков:
- В Государственном архиве Владимирской области (ГАВО) это многочисленные документы различных советских организаций, занимавшихся контролем за религиозными организациями и служителями культа: милиции, исполкомов, горсоветов, финансовых отделов и земельного управления.
В фондах этих организаций мы можем встретить различные документы: списки духовенства с краткими биографическим сведениями, сведения о служении епископа в храмах уезда, о конфликтах с представителями обновленческого раскола, об изъятии церковных ценностей и о закрытии церквей.
Так как все священнослужители и находящиеся на их иждивении по конституции с 1918 по 1936 год были лишены прав, важные сведения о них мы можем найти в списках лишенных избирательных прав. При почти полном отсутствии церковных документов тех лет они позволяют определить места служения священников. За некоторые годы можно встретить также и анкеты лишенных прав, где среди иных биографических данных есть указание также на церковную ориентацию: тихоновскую или обновленческую. Дела о восстановлении в правах священнослужителей и их жен и детей нередко содержат биографии и личные документы, встречаются факты отказа от священнослужения и сана.
Возможность подробнее узнать о тех лишениях, которым подвергалось духовенство и его семьи, дают также документы о раскулачивании и о налогообложении.
Нет возможности здесь перечислять все фонды, укажу только губернские: ф. Р-24 Владимирский губисполком (1917-1929 гг.); ф. Р-307 Административный отдел Владимирского губисполкома; ф. Р-357 Отдел управления Владимирского исполкома (1917-1923 гг.). Для каждого района это отдельные фонды уездных, волостных, окружных, районных и городских организаций.
В фонде № Р-314 Владимирского губернского революционного трибунала немало дел за 1917-1923 годы по обвинению священнослужителей губернии.
Важные сведения содержатся в фондах организаций, персонально занимавшихся религиозными общинами: Комиссии по делам культов, которую заменили Советы уполномоченных по делам религий при Совете министров по делам РПЦ. Фонд № Р-632 — Уполномоченного по Владимирской области и ф.Р-3789 Владимирского облисполкома (1944-1971 гг.) содержат эти документы. В делах о конкретных религиозных общинах можно найти списки служителей культа. Есть некоторые персональные дела священнослужителей. Ценная информация содержится в переписке и отчетах уполномоченных по делам РПЦ при Владимирском облисполкоме, в том числе в них говорится об осужденных, лишенных регистрации, умерших и переведенных с прихода на приход священниках, о нелегальных служителях культа, даются характеристики отдельным священникам. К сожалению, многие дела не выдаются, так как содержат личные сведения менее чем 75–летней давности.
Некоторые из перечисленных выше документов можно также обнаружить в местных районных архивах.
- Фонды Государственного архива Ивановской области (ГАИО) содержат необходимые сведения за 1929-1940 год, поскольку Владимирская область в это время входила в состав Ивановской Промышленной области. Документы о закрытии церквей, сведения о регистрации духовенства, о его жалобах на неправильное налогообложение и различная переписка с Комиссией по делам культов при Ивановском облисполкоме и райисполкомами находятся в фондах № Р-2953 — Комиссия по вопросам культа при Ивановском облисполкоме и № Р-1510 — Исполком ИПО. В деле о регистрации священнослужителей Ивановской области (ф. Р-2953 оп.1 д. 4) имеются, например, анкеты управлявших храмами в наших пределах с 1932 по 1938 годы архиереев Павла (Гальковского), Хрисогона (Ивановского), Александра (Торопова), Иннокентия (Летяева), Сергия (Гришина), обновленцев Александра (Авдентова), Александра (Боярского), Александра (Лаврова), Виктора (Путяты), Николая (Автономова), Николая (Гиляровского), Софонии (Яскевича).
- Фонд № 831 Канцелярии Патриарха Тихона (1918 – 1924 гг.) Российского государственного исторического архива (РГИА) в Санкт-Петербурге, несмотря на небольшой объем и временной охват, очень интересен документами за начало 1920-х годов. Имеются сведения о рукоположении, пострижении и награждении священнослужителей, возвращении из обновленческого раскола, особенно в тот период времени, когда управление приходами Владимирской епархии совершалось из Москвы. Можно найти уникальные документы: клировые послужные списки за послереволюционное время, допросы ставленников, отзывы благочинных и прихожан о священнослужителях.
- Государственный архив Российской федерации (ГА РФ) в Москве может дать много сведений о владимирском духовенстве в советские годы. Отчеты уполномоченного и другие документы хранятся в фонде Совета по делам религий при Совете министров СССР (Ф. Р-6991). Сведения о лишении прав и закрытии церквей – в фонде Постоянной центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР (Ф. Р-5263).В фонде № Р-10035 имеются следственные дела пострадавших от политических репрессий в Московской области, а среди них немало духовенства до или после осуждения служившего во Владимирской области.
- Документы о церквях Петушинского района, а также части бывшего Александровского уезда, отошедшей к Московской области за 1920-30-е годы имеются в Центральном Государственном архиве Московской области (ЦГАМО).
- Очень ценные сведения можно найти во Владимирском епархиальном архиве. Епархия был воссоздана в 1946 году, епископ Онисим (Фестинатов), сам переживший репрессии 1930-х годов, охотно принимал на служение вернувшихся из заключения священников.
В личных делах священнослужителей имеются автобиографии, анкеты и послужные списки, сведения о перемещении на другой приход, награждениях и взысканиях, отзывы благочинных и прихожан о священнике, фотографии – вот далеко не полный список имеющихся документов. Приходилось встречать даже воспоминания и стихи.
К сожалению, не все личные дела сохранились, и доступ в архив очень ограничен. Помимо личных дел весьма ценные сведения имеются в делах приходов, а также в совсем не изученной административной документации епархии за послевоенные годы.
- И наконец, очень ценный и наиболее закрытый архив – архив ФСБ. В некоторых областях – Московской, Ярославской – фонды ОГПУ и НКВД были переданы в госархивы, получить к ним доступ значительно проще. Во Владимирской и Ивановской области, в которых было осуждено большинство священнослужителей нашей местности, документы не переданы. Что мы можем найти в архивных следственных делах? Среди прочих документов в них содержатся справки на арест, анкеты арестованных, протоколы допросов, обвинительные заключения и приговоры, акты о расстрелах. Можно встретить послужные списки, личные документы священников, письма. Объем информации и ее достоверность различны. Иногда в следственном деле на одного осужденного священника встречаются сведения о другом, и весьма ценные. Так, например, была обнаружена впервые информация о расстреле Юрьев-Польского епископа Хрисогона (Ивановского), и лишь потом удалось найти этому подтверждение в Ивановском ФСБ.
Фотографии арестованных, часто имеющиеся в делах по Москве и Московской области, к сожалению, почти не встречаются в делах ОГПУ и НКВД по Владимирской области.
К сожалению, весьма редко удается найти дело заключенного в фондах МВД, документы об осужденном уже после вынесения приговора. А это весьма важные данные: о месте заключения, о состоянии его здоровья, и даже о смерти. Не всегда есть фотографии, но почти всегда – отпечатки пальцев.
- Подспорьем в поисках могут стать также периодические издания.
Издание «Владимирских епархиальных ведомостей» прекратилось в 1918 году. Большинство номеров за 1917 и 1918 год имеются во Владимирском государственном архиве и областной библиотеке. В них – ценные сведения о назначениях, перемещениях и награждениях священнослужителей за эти годы.
Некоторую информацию можно найти также в советских периодических изданиях. Это публикации антирелигиозной направленности, а также краткие сведения о приговорах Владимирского революционного трибунала, иногда и органов ОГПУ и НКВД в последующие годы. Владимирская газета «Призыв», а также районные издания заслуживают в этом отношении отдельного изучения.
При чтении александровской районной газеты «Голос труда» («Красная новь») за 1920 – 1930–е годы было найдено немало сведений о церковной жизни того времени, в которых, несмотря на их тенденциозный негативный характер, есть важные сведения как о закрытии церквей, о гонениях в отношении духовенства, так и персональных данных о священнослужителях. Например, об участвующих в антирелигиозных диспутах, в съездах обновленческой церкви. Есть и объявления, в которых дети священников отрекаются от своих отцов, и немногочисленные сведения о снятии сана. А в целом хорошо ощущается обстановка морального давления на верующих.
- Большой интерес представляют личные, домашние фонды потомков священнослужителей. К сожалению, ввиду репрессий сохранилось их очень мало: при аресте все фотографии, переписка изымались. А то, что уцелело, испытывая страх, часто сжигали сами родственники. Тем более ценно то, что все-таки сохранилось.
Вот некоторые примеры: в семье расстрелянного священника из Петушинского района Владимира Рассудовского уцелел его дневник.
У дочери священника Сергия Андреева, служившего в селе Снегиреве Кольчугинского района, — его церковные документы (с конца 1920-х годов), а также семейные фотографии, заботливо подписанные батюшкой для своих детей, среди которых встретился, например, снимок расстрелянного священника Михаила Покровского из соседнего села Юрово.
В семье Ирины Николаевны Павловой и Бориса Борисовича Гиляревского хранились черновые клировые ведомости и метрические книги нашего монастыря за 1918-1923 годы, которые их родственник священник Сергий Александрович Виноградов вывез во Владимир после закрытия последнего монастырского храма.
Прощальное слово пастве при отъезде из прихода села Сулость Ростовского района, переданное в монастырь дочерью александровского священника Феодора Алексеевича Преображенского, позволило определить место его служения в начале 30-х годов, чему позже было найдено подтверждение в Ростовском архиве.
- Безусловно, невозможно перечислить все источники, в которых мы можем найти сведения о владимирских священнослужителях советского времени. Кроме упомянутых, это и различные иные территориальные архивы, и публикации последних десятилетий (к примеру, изданная переписка святителя Афанасия Ковровского), и базы данных о репрессированных, и различные краеведческие и генеалогические форумы, и прочие сведения из интернета. Новые сведения можно найти даже в поездке на старые церковные и иные кладбища.
Могут служить подспорьем также печатные справочные издания: Боль и память. Книга памяти жертв политических репрессий Владимирской области. Т. 1-2. (Владимир, 2001, 2003 гг.) и изданная нашим монастырем книга «За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Гонения на Русскую Православную церковь. 1917–1956». (Александров, 2000). Но нужно учитывать, что на настоящее время эти источники нуждаются во многих исправлениях и дополнениях. Об окончивших Владимирскую духовную семинарию священниках некоторые сведения можно найти также в списках выпускников, как составленных Н.В. Малицким в начале ХХ века, так и в служащем ему продолжением изданном в прошлом 2016 году: Максимова Н. Д. Выпускники Владимирской духовной семинарии 1901-1918 гг.: аннотированный межфондовый указатель / Н.Д. Максимова. – Владимир, 2016. – 193 с. – (Материалы по истории Владимирской губернии; Вып. 14).
Надеюсь, что общими усилиями – исследователей, прихожан, родственников – будет восстановлена память всех стоявших у церковного престола в сложные богоборческие времена.