Жизнеописание протоиерея Петра Степановича Успенского

UspenskiyПетр Успенский родился 2 июня 1884 года в семье диакона погоста Веретево Ковровского уезда Владимирской губернии Стефана Тимофеевича Успенского и его супруги Евдокии Павловны.

Образование получил в Духовном училище и Владимирской Духовной Семинарии, которую закончил в 1904 году.

Женился Петр на дочери умершего священника села Вознесенья, что в Медвежьем углу Ковровского уезда, Серафиме Михайловне Вознесенской (1888 г.р.). В семье Успенских было несколько детей, дочь Фаина родилась 30 апреля 1906 года, младшая дочь Людмила (в замужестве Строганова) родилась в 1922 году.

20 января 1905 года Петр Степанович Успенский был определен во священника на место умершего тестя, в с. Вознесенье Ковровского уезда[1], где служил 25 лет, до закрытия храма в конце 1929 года.

12 марта 1905 года он был рукоположен во иерея Архиепископом Владимирским и Суздальским Никоном (Софийским).

В 1928 году возведен в сан протоиерея епископом Вязниковским Германом (Ряшенцевым).

После революции отец Петр был лишен избирательного права как священнослужитель. Половина дома, земля, а также корова и лошадь у него были отобраны. В 1929 году был судим по делу о земле.

19 февраля 1930 года Шуйским Окружным отделом ОГПУ в доме священника был произведен обыск, и отца Петра арестовали вместе с другими жителями села, в т.ч. его родственниками Астафьевыми и старостой храма П.П. Груздевым, которые обвинялись в том, что как «кулаки противодействовали организованным порядком проведению советских кампаний под руководством попа Успенского. Являясь церковниками под видом родства с попом Успенским, собирались у его на квартире для обсуждения вопроса противодействия проводимым кампаниям, в частности имели цели затормозить развитие колхозного движения в районе, противодействие антирелигиозному движению и т.д. В результате чего, колхозное движение в районе затормозилось, и существующие колхозы пошли на убыль».

Протокол допроса П.С. Успенского 1930 г.

Протокол допроса П.С. Успенского 1930 г.

В ходе допросов поднимался вопрос о закрытии церкви и отобрании ее здания у верующих, к которому принуждали сельсовет. Отец Петр признавал, что среди крестьян с его ведома был организован сбор подписей с протестом против закрытия храма, а также на собрании приходской общины постановили ходатайствовать об оставлении церкви в пользовании верующих. Но, тем не менее, в 1929 году у священника были отобраны ключи от храма и церковное имущество ыло изъято.

В обвинительном заключении от 5 марта 1930 года в отношении отца Петра говорилось:

«Поп Успенский в своих проповедях в церкви проводил и а/с агитацию, говоря в проповедях о скорой кончине мира, о том, что соввласть проводя коллективизацию, создает колхозы для гонения на религию, высказывался против налоговой политики указывая, что коммунисты антихристы, слушать их не надо, на Руси смута и наступили последние времена, воздействуя этим на отсталую часть населения. Созывал у себя на дому нелегальные собрания, совместно с Астафьевыми и Груздевым, на которых вели разговор а/с характера, под его непосредственным руководством».

Все обвиняемые виновными себя не признали, но были признаны особо социально опасными, в дело в связи с этим было передано на внесудебное рассмотрение в ОГПУ.

6 апреля 1930 года на заседании Тройки при ПП ОГПУ по Ивановской Промышленной Области было постановлено обвиняемых по ст. 58/10 УК Успенского Петра Степановича, Астафьева Ивана Петровича, Мальцева Иосифа Александровича, Правдина Никиту Петровича, Правдина Василия Никитича и Краснова Ивана Евгеньевича – заключить в Концлагерь на ТРИ ГОДА каждого, считая срок с 19/ II -1930 года.

Заключение отец Петр отбывал в одном из северных лагерей, вернуться на родину смог только в июле 1935 года.

Большинство храмов в то время было уже закрыто, и он устроился в 1936 году работать счетоводом в  Шуйскую рабочую поликлинику.

В послевоенные годы, когда появлилась возможность вернуться к церковному служению, отец Петр обратился с прошением к епископу Владимирскому Онисиму (Фестинатову) дать ему возможность послужить Церкви в священном сане.

2 января 1946 года батюшка был определен священником в храм с. Головина Покровского р-на Владимирской области.

2 августа 1948 года перемещен в погост Андреевский Киржачского р-на.

23 сентября того же года назначен настоятелем Никольской церкви погоста Заболотье Киржачского р-на.

23 августа 1949 года протоиерей Петр Успенский стал настоятелем Троицкого собора г. Александрова, где служил до своей кончины.

Отпевание священника в с. Давыдовском Кольчугинского р-на. В центре- прот. Петр Успенский. нач. 1950-х гг.

Отпевание священника в с. Давыдовском Кольчугинского р-на. В центре — прот. Петр Успенский. нач. 1950-х гг.

С 1948 по 1959 год он также являлся духовником Киржачского благочиннического округа.

С 22 июля 1959 года по 15 марта 1960 года нес послушание благочинного церквей того же округа.

В личном деле, хранящемся в Епархии, отец Петр характеризуется как «опытный старый священнослужитель, проповедник слова Божия. Как настоятель собора требователен к себе и сослуживцам. Миролюбив и заботлив о храме. Уважаем прихожанами. Пользуется вполне заслуженным авторитетом. Послушлив и исполнителен».

Послужной список прот. П.С. Успенского

Послужной список прот. П.С. Успенского

Протоиерей Петр СТепановчич Успенский стяжал любовь и уважение прихожан и за усердное служение Церкви многократно был награжден Священноначалием:

В 1948 году к празднику Святой Пасхи Святейшим Патриархом Алексием I награжден палицей.

В 1953 году к празднику Святой Пасхи протоиерей Петр Успенский по представлению Владимирского архиепископа Онисима был награжден митрой по ходатайству прихожан Троицкого собора г. Александрова. Без ведома батюшки они обратились к Архиерею и просили наградить отца Петра Успенского митрой за кротость, долготерпение и смирение, уверяя, что подобных отцу Петру священников в Троицком соборе еще не было.

Благочинный протоиерей Петр Кедров, характеризуя в августе 1956 года священнослужителей Киржачского округа, о настоятеле Троицкого собора протоиерее Петре Степановиче Успенском писал, что тот имеет богословское семинарское образование, хорошее общее развитие, обладает усердием к делу и благоговейной настроенностью, очень внимателен к церковному хозяйству, вежлив и чуток в отношении к верующим, обладает моралью православного священника, патриот, дисциплинирован. Единственным упущением отца Петра благочинный признавал, что тот является «средним проповедником и мало занимается собой в этом».

Отпевание монахини, 1959 г. (Протодиак. Сергий Зензивеев, про. Петр Успенский, иер. Константин Тивецкий)

Отпевание монахини, 1959 г. (Протодиак. Сергий Зензевеев, прот. Петр Успенский, иер. Константин Тивецкий)

В 1955 году прихожане поднесли протоиерею Петру крест с украшениями, после того как один из них поехал в Москву, в Патриархию, и получил на это разрешение Святейшего Патриарха. Примечательно, что отец Петр, узнав об этом, не возложил на себя креста до тех пор, пока не получил благословения Владимирского архиепископа.

К празднику Святой Пасхи 1959 года, в связи с 75-летием со дня рождения, протоиерею Петру Успенскому было преподано Патриаршее благословение с грамотой.

В феврале 1960 года отец Петр тяжело заболел, и 8 июня 1960 года, за несколько дней до своего 76-летия, скончался.

1960 г. отпевание прот. Петра Успенского

1960 г. отпевание прот. Петра Успенского

Отпевали его 8 священников и 2 диакона при большом стечении народа.

Протоиерей Николай  Харьюзов, сожалевший в письме к Архиерею о том, что не смог присутствовать на похоронах отца Петра, отмечал, что «пастырем и настоятелем он был примерным. У него было чему поучиться».

Погребен протоиерей Петр Степанович Успенский в Александрове на старом городском кладбище, рядом с ним – могилы его супруги матушки Серафимы Михайловны и тещи Ольги Васильевны Вознесенской.

Успенские

погребения протоиерея Петра Успенского, его супруги и тещи на старом кладбище г. Александрова

памятник

[1] Сейчас – Савинского района Ивановской области

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.