23 июня (6 июля по нов. стилю) с XVII века в нашем Успенском монастыре совершался крестный ход вокруг всего монастыря с чудотворной иконой Божией Матери Владимирской. Этот образ находился в местном ряду иконостаса Троицкого собора. Он был принесен в дар обители 20 сентября 1686 года Царями Иоанном и Петром Алексеевичами и Царевной Софьей Алексеевной.
Рукописное «Сказание о чудесах от икон Богородицы», составленное в конце XVII века, повествует о чудесном явлении Пресвятой Богородицы монахине Мамелхве во время ее молитвы пред иконой:
Чудо 38
В Успенском девиче монастыре единою поидоша вход около монастыря в день празднества Владимерския Пресвятыя Богородицы. Едина монахиня именем Мамелфа остася в церкви и начат пред образом Пресвятыя Богородицы со слезами молитися, и глас бысть ей от образа, глаголющий: «Чесого просиши, старице, и чего желаеши?» Она же едва от страха и трепета проглагола: «Пресветлая Госпоже Царице небеси и земли! Аз прошу и молю, дабы мене Господь избавил вечныя муки молитвами и предстательством Твоим и сподобил царствию Своему». И паки вторицею глас бысть: «Чесо просиши, то и даст ти Сын Мой и Бог ходатайством Моим». Егда же сие услыша старица, паде пред образом Пресвятыя Богородицы, благодарение со слезами воссылая Госпоже и Царице за толикое Ея милосердие. И отиде, радуяся, в келлию свою, всем возвещая милость и явление Владимерския Пресвятыя Богородицы[1].
Свидетельством того, что эта икона была царским вкладом в Успенский монастырь, являлась надпись на задней стороне отдельно устроенного для нее киота. Архимандрит Леонид (Кавелин) приводит ее в описании монастыря, изданном в 1891 году: «Благоволением Бога Отца Вседержителя и содействием Пресвятаго и Животорящаго Духа, поведением Благочестивых Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни Софии Алексеевны, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, построен вновь иконостас и принесен сей образ Св. Архангелов и Ангелов (т.е. киот с изображениями) в церковь Пресвятыя и Славныя Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго Ея Покрова, в лето 7195 (1687) года месяца сентября в 20 день». Архим. Леонид ошибочно предполагает, что первоначально эта икона стояла в иконостате Покровской церкви. Но места своего икона не меняла, а поменял название храм — Покровский собор стал к началу XVIII века Троицким.
Чтимая икона имела драгоценный оклад. Самое подробное его описание составил в марте 1764 года производивший опись монастыря подпоручик Владимирского пехотного полка Петр Тихомиров[2]:
соборная Живоначальныя Троицы церковь
...по левую сторону царских врат образ Владимерские Пресвятыя Богородицы на нем оклад кованой серебреной вызолочен, узорчетой венец золотой, а коло ево поставлено 7 запон золотых, и во оных запонах изумруды червчетыя, а в средине оных запон по 5 алмазов, а между ими 6 камней в золоте, 3 зеленые изумруда да 3 голубые яхонта; да во оном же венце 5 запон с черевчетыми изумрудами, посреди по 5 алмазов, 5 камней в золоте, яхонтовые корки голубые; на оном же образе убрус низан крупным кафимским жемчюгом, в нем звезда алмазная и 8 камней, да еще мелких алмазов в золоте 10, у каждого малинких алмасцов по 4 камышка, изумрудцов в золоте зеленых 12, яхонтовых камышков в золоте 7; около онаго убруса подвес бурмицких зерен 33; на оном же образе деадима, у оной складень алмазной с яхонтами в золоте, обнизан крупным жемчюгом; посреди деадим крест зеленой изумрудной с яхонтами черевчетыми, сверх креста карона, в ней синей яхонт, осыпан черевчетыми яхонтами да 6 запон золотых с черевчетыми яхонтами, в них по 5 алмазных камышков, да малинких алмазных запон 4, да изумрудных зеленых камышков в золоте 8, да красных 4 яхонта в золоте, камень изумрудной зеленой в золоте ж, два лала красные в золоте, 2 корки яхонтовые красные в золоте, да один камень синей в золоте, сквозные 3 лала да 5 изумрудов сквозных; 2 запоны яхонтовые в золоте с финифтью, в них во 1-м 13 искр, а в другой 9 искр, да около же деадим подвесов алмазных 15 с жемчюжными зернами, а зерна в пенках серебреных, у оной же деадимы исподней ряд обнизан крупным жемчюгом, около ево по сторонам 18 ангелов, на них венцы серебреные и вызолочены.
Опись[3], составленная незадолго до закрытия монастыря, в 1919-20 гг., была гораздо более лаконичной:
Слева от Царских врат: Владимирская икона БМ середины XVII в., Московская школа (размер 102х68 см). Копия с Московской из Успенского собор. Записана во II половине XIX в. 3-й категории ценности. Оплечья серебряные золоченные, травчатым орнаментом, венец с шахматами и цата гладкие, обнизанные жемчугом, двенадцатью запонами из цветных камней, изголовье жемчужное, середины XVII в. 2-й категории ценности. Икона вставлена в киот, на полях написан собор Михаила Архангела конца XVII в.
Чудотворная Владимирская икона вместе с окладом в 1922 году, при изъятии церковных ценностей, была передана в фонды местного музея, а оттуда вывезена в Москву, в Гос. Исторический музей, где оклад выставляется в постоянной экспозиции.
Владимирская икона Пресвятой Богородицы была настолько чтима, что в Успенском Александровском монастыре к 1764 году только в Троицком соборе кроме чудотворной было еще 5 богато украшенных икон, а в Покровской церкви – 3 иконы. Вот как описывает их Петр Тихомиров:
соборная Живоначальной Троицы церковь
(по левую сторону царских врат) образ малинкой Владимирския Пресвятыя Богородицы на нем оклад и венец золотой с ыскрами изумрудными яхонтовыми, на венце сияние 5 зерен жемчюжных, диадима вынизана мелким жемчюгом, в ней 3 запанки с малинкими алмасцами. На окладе 7 камней яхонтов красных в золоте, около ризы обнизана крупным жемчюгом, киот серебреной вызолочен, пред оными ломпада медная;
при оном же образе крест серебреной вызолочен;
(на столбе за правым клиросом)
образ Владимирския Пресвятыя Богородицы штилистовой, на нем венец, риза и поля серебреные вызолочены.
образ Владимирския Пресвятыя Богородицы, на нем венец и поля серебреные вызолочены, убрус и цата вынизаны жемчюгом.
в коностасе…
образ Владимирския Пресвятыя Богородицы на не оклад серебреной и вызолочен венец чеканной убрус и ожерелейцо низано с каменьем и зернами в киоте за слудою.
образ Владимирския Пресвятыя Богородицы на нем оклад серебреной и вызолочен венец резной с кароной убрус и ожерелье вынизаны жемчюгом, а поля бесебные, пред оными образами лампад медной.
в соборной церкви во имя Покрова Пресвятыя Богородицы:
(по правую сторону царских врат)
образ Владимирския Пресвятые Богородицы, на нем венец серебряной и вызолочен с разными камышки, убрус и цата обнизана жемчюгом с разными камышки, пред ним ломпада медная малинкая
в трапезе коностас столярной работы гладкой, столбики вызолочены, в нем по правую сторону
образ Владимирския Пресвятые Богородицы, на нем венец, поля и свет серебряные и вызолочены, убрус с разными камышками вынизан жемчюгом, пред нам лампада медная.
по левую сторону во оной же трапезе
образ Владимирския Пресвятые Богородицы. На ней и на Превечном Младенце венцы серебреные чеканные вызолоченные, на Богоматери убрус обнизан крупным и средним жемчугом, запонов серебряных с разным искрами 4, вокруг оных запонов болших 45 жемчужен, цата на Богоматери шита серебром и выложена половинчетых 26 зерен; на Превечном Младенце цата шита серебром же с четырми запаны с разными искрами; пред ним лампад медной чеканной с резью, с кистью шелковой.
Одна из почитаемых Владимирских икон была написана в первой половине XVIII века монастырским иконописцем Тихоном Семеновым (Зайчиковым) и находилась в Троицком соборе.
[1] Фонды музея-заповедника «Александровская слобода» АМ–1793/267, лл. 16об. — 17.
[2] РГАДА ф.280 оп.3 д.706, лл. 2об-18об.
[3] ОПИ ГИМ, ф. 54 ед.хр. 322