Память великомученика Феодора Стратилата

Feodor-Stratilat8/ 21 июня — престольный праздник нашего монастыря: в честь великомученика Феодора Стратилата освящен был 15 сентября 1681 года надвратный храм. И не случайно, ведь святой Феодор был небесным покровителем благочестивейшего Государя Царя Феодора Алексеевича (1661-1682), очень много благотворившего девичьей обители в Александровой слободе. Feodor AleksВсе 6 лет своего правления (1676-1682) юный Царь ежегодно осенью посещал Успенский монастырь для молитвы. В первый же год царствия своего «по обещанию сотворил шествие в Успенский девичь монастырь и видя его нужныя потребы и скудности и для многолетняго здравия своего» он дал жалованную грамоту обители на 2 мельницы. С тех пор каждый приезд Царя Феодора Алексеевича  до его кончины в апреле 1682 года сопровождался новыми милостями обители. Памятью о Царе-ктиторе остался в монастыре надвратный храм во имя великомученика Феодора Стратилата. b8В престольные дни 8/21 февраля и 8/21 июня на торжественном праздничном богослужении вместе с молитвой великомученику Феодору мы совершаем и заупокойное поминовение Великого Государя Царя Феодора Алексеевича с его сродниками.

Посещения Александровой слободы Государем Царем Феодором Алексеевичем

по книге Строева П.М. «Выходы Государей Царей и Великих Князей, Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича, Феодора Алексеевича, Всея Руси Самодержцев. (с 1632 по 1682 год)», М., типография Августа Семева, 1844 г.

1676 год

Ноября в 22 день, в первом часу, изволил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ идти, из Троецкого монастыря, в Александрову слободу. А на Великом Государе было платья: ферезья, обьярь вишнева, испод пластины собольи; кафтан, отлас вишнев, испод черева лисьи; зипун, камка[1] черна китайская; шапка, сукно черно; посох каповой. А как изволил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ притти в Александрову слободу и в Успенской девичь монастырь, а на Великом Государе было платье тож.

Ноября в 23 день ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ изволил быть в Александровой слободе и слушал всенощного бдения и божественныя литоргии в Успенском девичьем монастыре. А на Великом Государе было платья: ферезья холодная, объярь вишнева; кафтан ездовой, отлас  черн, испод пупки собольи; зипун, камка зелена китайская; шапка, сукно черно; посох индейской.

Ноября в 28 день изволил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ идти, из села Рюминского, в Александрову слободу, к столовому кушанью. А на Великом Государе было платья: ферезья, сукно вишнево; кафтан, отлас  таусинен, испод черева лисьи; зипун, отлас вишнев, испод черева лисьи; шапка, сукно черно с душкою; посох индейской.

Ноября в 29 день, в первом часу дня, изволил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ идти, в Александрове слободе, в Соборную церковь; а из Соборной церкви изволил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ идти в Успенский девичь монастырь, к молебну…

1677 год

Сентября в 18 день изволил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ притти в Александрову слободу, небыв в Троецком монастыре. А на Великом Государе было платья: ферезья, сукно скорлат ал; кафтан ездовой, отлас бел; зипун, тафта вела; шапка, бархат рудожелт двоеморх с запаны с орлом; посох индейской с каменьи. Стряпни было: полотенцы, подножье бархатное холодное.

Тогож дни ходил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ молиться, из Александровой слободы, в Лукьянову пустыню…

1678 год

Сентября в 20 день изволил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ идти, из села Воздвиженского, в Александрову слободу, не быв в Троецком монастыре…

Сентября в 21 день слушал ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ божественной литоргии в Успенском девичье монастыре, что в Ал.слободе. А на Великом Государе было платья: ферезья, объярь[2] бела гладкая; кафтан ездовой, отлас ал; зипун, тафта бела; шапка, бархат двоеморх[3] шафранной цвет, с запаны с меншим орлом; посох индейской с каменьи. Стряпни[4] было: полотенцы, подножье.

Того ж дни ходил Великий Государь, из Александровой слободы, в Лукьянову пустынь…

Сентября в 22 день слушал ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ всенощного бдения и божественной литоргии в Успенском девичье монастыре, что в Александрове слободе. А на Великом Государе было платья: ферезья, объярь ала; кафтан ездовой, отлас бел; зипун, тафта бела; шапка, сукно бело, с запаны и с петли; посох индейской с костьми.

1679 год

Сентября в 13 день изволил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ притти в АЛ.слободу, в Успенской девичь монастырь. А на ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ было платья:  ферезья холодная, объярь ала; кафтан ездовой холодной же, объярь светлобруснична; зипун, тафта бела; шапка, сукно бело, с запаны; жезл костяной с орлом. Стряпни было: полотенцы, подножье суконное.

Сентября в 14 день, в праздник Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня, слушал Великий Государь всенощного бдения и божественной Литоргии в церкви Успения Пресвятыя Богородицы, в Успенском девичье монастыре; а на Великом Государе было платье тож, в чом пришел в Александровуслободу.

Сентября в 15 день изволил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ идти, из Александровой слободы, в Переславль Залеской: и пришел в Лукьянову пустыню и слушал божественной литоргии в церкви…, что в Лукьяновой пустыни…

Сентября в 22 день слушал ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ божественной литоргии в церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что в Александровой слободе. А на Великом Государе было платья: ферезья, объярь ала; кафтан ездовой, отлас бел, испод черева лисьи; зипун, тафта бела; шапка, бархат черевчат двоеверх, с орлом.

1680 год

Сентября в 26 день /из Троице-Сергиевой обители/

А после столоваго кушанья изволил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ идти в Махрицкой монастырь, а из Махрицкого монастыря в Александрову слободу. И как ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ изволил идти к монастырю, что в Александрове слободе, а на нем Великом Государе было платья: кафтан камчатой китайской брусничной, испод песцы голубые; зипун, камка китайская соломенной цвет; шапка, сукно рудожелто.

Тогож числа вечернее, и в 27 день столовое и вечернее, и в 28 день столовое и вечернее, кушенья были в Александрове слободе.

Сентября в 29 день ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ изволил слушать божественныя литоргии во Успенском девичье монастыре. А на Великом Государе было платья: ферезья, объярь бела струя серебрена, испод пластины собольи; кафтан, объярь ала струя золотная, испод черевей белей; тесма серебрена, крюки и наконечник золоты с алмазы; шапка  бархатная двоеморховая алая, с закаты; рукав бархатной зеленой; жезл пироговой. Стряпни было: полотенцы, подножье бархатное.

Того ж числа столовое и вечернее, и в 30 день столовое и вечернее, кушенье было в Александровой слободе.

Сентября в 30 день всенощного бдения слушал ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ, в Александрове слободе, в соборной церкви Покрова Пресвятыя Богородицы. А на Великом Государе было платья: кафтан бархатной крапивной, испод пунчатой соболей; кафтан камчатой китайской темнозеленой, испод черевей белей; зипун, камка бела чешуйчата; шапка бархатная лимонная; жезл пироговой. Стряпни не было.

Октября в 1 день Божественныя Литоргии слушал ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ в церкви Николая чюдотворца; а на нем Великом Государе было платья тож, в чем и всенощнаго бдения слушал.

Тогож числа столовое кушанье был в Александрове слободе; в после столоваго кушенья изволил ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ идти назад, в Троицкой Сергиев монастырь, к молебну.

За последний год его жизни выходная книга утрачена.

[1] Ткань обыкновенная, из которой делали всякие одежды царские, не слишком парадные. Камки были кызылбешские, индейские, в конце XVII века китайские, разных узоров, иногда с золотом и серебром.

[2] Плотная шелковая ткань с струею золотою или серебряною, с травами, цветками, кругами и другими узорами, цветов наиболее ярких.

[3] С двойным ворсом

[4] Предметы, которые держались и подавались стряпчими, прислужниками.

 

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.