25 марта 2004 г. постановлением Священного Синода был причислен к лику святых Новомучеников Российских насельник Лукиановой пустыни – иеромонах Илия (Вятлин).
Известно о нем очень мало, ведь церковных архивов того времени не сохранилось, а личные документы, фотографии, переписка – все изымалось при аресте. Практически единственным источником информации о преподобномученике Илии стало архивное следственное дело 1938 года.
Вот те сведения, которые были почерпнуты из него:
Вятлин Илья Иванович родился 24 февраля 1867 года в селе Каринском Александровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Работал на ткацкой фабрике, прислуживал в церкви. Был женат и имел сына Павла 1892 года рождения. Овдовев, избрал монашеский путь и в 1920 году поступил в Богородице-Рождественскую Лукианову пустынь под городом Александровом. Был пострижен в монашество, а в 1932 году рукоположен во иеромонаха. 27 июня 1937 года иеромонах Илия (Вятлин) поселился в селе Еремеево Истринского района Московской области, где стал здесь служить в храме Вознесения Господня. Здесь он и был арестован в 1938 году.
12 февраля сельсовет выдал для НКВД справку, что отец Илия «по социальному положению является человеком чуждым. Вследствие изменения материальных жизненных условий питает недоверие к советской власти. Во время религиозных служб отвлекает некоторых колхозниц от работы в колхозах».
16 и 20 февраля были допрошены некоторые жители села и, в частности, хозяин квартиры, где жил священник, но ничего компрометирующего они сказать не могли, ссылаясь на то, что слишком мало его знают, так как он живет в этих местах чуть более полугода. 20 февраля 1938 года местный оперуполномоченный НКВД отправил своему начальству рапорт с ходатайством арестовать священника «как отъявленного врага народа».
25 февраля была выдана справка на арест, в которой писалось, что отец Илия говорил: «Советская власть всех крестьян загнала в колхоз и мучает их, а нас, священников, советская власть совсем задушила. Большевики здесь нас не забирают, вот где я раньше служил священником, там всех забрали и посадили в тюрьму».
28 февраля 1938 года 70-летний священник Илия был арестован и 1 марта допрошен.
– Что вас заставило в 1920 году стать монахом, а затем священником? – спросил следователь.
– Мои религиозные убеждения и то, что мне уже было тогда пятьдесят лет, – ответил отец Илия.
– Следствию известно, что вы среди населения в селе Еремеево проводили контрреволюционную агитацию и говорили: «Советская власть всех крестьян загнала в колхоз и их мучает, а нас, священников, совсем задушили большевики. Вот скоро фашисты расправятся с Испанией, а потом будут расправляться с большевиками. Крестьяне мало стали посещать церковь, и нет дохода священникам. Это потому, что большевики агитируют против религии». Дайте на этот счет показания.
– Поскольку я человек, убежденный в вере, то мне действительно не нравится политика советской власти, которая агитирует против религии, поэтому я действительно говорил прихожанам, что советская власть окончательно задушила религию и нас, священников; и крестьян в колхозах мучают и не дают веровать в Бога. Но в отношении расправы фашистов над коммунистами я ничего никогда не говорил, и даже не понимаю, что за фашисты.
После допроса отец Илия в ожидании приговора был заключен в тюрьму в Волоколамске. 2 марта тройка НКВД по Московской обл. приговорила его к расстрелу за «контрреволюционную агитацию». 5 апреля 1938 года иеромонах Илия (Вятлин) был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Для канонизации и причисления к лику новомучеников этих кратких сведений оказалось достаточно, ведь главное было известно: отец Илия был верен Богу до смерти и пострадал за исповедание христианства и служение Церкви, хоть и было это оформлено как «контрреволюционная агитация».
Но остается множество вопросов: Как его мирское имя? Какой была его семья и жизнь в миру? Когда и от кого он принял монашеский постриг и рукоположение? Где, на каких приходах служил в течение 5-ти лет до определения в село Еремеево?
Некоторые ответы были найдены в ходе архивных поисков.
Два вопроса: имя иеромонаха Илии в крещении и время поступления его в Лукианову пустынь — разрешились после нахождения в Архиве Владимирской области (ГАВО) в фонде Александровского земельного управления Р-970 опись 1 дела № 285 «Ведомость учета оборота продуктов Лукьяновского трудового братства» за 1920 год.
Это были последние годы существования Лукиановой пустыни, когда ее удалось сохранять в виде сельскохозяйственной артели «Трудовое братство». 20 февраля 1920 года настоятель обители архимандрит Игнатий (Зачесов) принял нового насельника, а оформлено это было в протоколе общего собрания артели так:
«2. О принятии новаго члена Ив. Ив. Вятлина со Струнинской фабрики. Возражений нет. Вятлин принимается».
Итак, имя иеромонаха Илии до принятия монашества было Иван. Работал он на Струнинской текстильной фабрике. Был принят в Лукианову пустынь в феврале 1920 года.
Знание имени дало возможность искать записи о его крещении, а значит, и выяснить имена родителей. Метрические книги села Каринского сохранились в фондах того же Владимирского архива. Казалось бы, стоит только просмотреть записи за 1867 год, тем более, что дата рождения известна – и найдется необходимое. Но все оказалось не так просто. В 1867 году ни одного Ивана сына крестьянина Ивана в селе Каринском крещено не было. Но за 1864 год (ГАВО ф. 590 оп. 20 д. 141, л.3) есть подходящая запись: Родился 25 февраля, крещен 26 февраля Иван – родители с. Каринского крестьянин Иван Нестеров и законная жена его Дарья Федорова, восприемники с. Каринского крестьянин Василий Никитин и крестьянина Нестерова дочь девица Марфа Иванова.
Возможно, что год рождения в следственном деле был записан неразборчиво, и цифру 7 перепутали с цифрой 4. Фамилии крестьян священнослужители Каринской церкви в своих записях, увы, не писали. Но все же вопрос остается открытым, ведь, возможно, хотя и маловероятно, что Иван Иванович Вятлин был крещен и зарегистрирован в другом приходе.
Летом 1921 года была окончательно ликвидирована Лукианова пустынь. Где находился в последующие годы монах Илия, не известно. То, что был он пострижен архимандритом Игнатием до закрытия пустыни, хоть и не подтверждено документально, но все же не поддается сомнению. В 1927 г. Вятлин Илья Иванович числился лишенным избирательных прав дьячком в одном из сел Карабановской волости Александровского уезда (ГАВО ф. Р-322, оп.1, ед.хр.148).
Стало известно также место служения отца Илии в сане иеромонаха. В фондах Гос. Архива Московской области есть дело о закрытии в 1934 году летней церкви села Гагино Загорского района[1] Московской области (ф. 4570 (Комиссия по делам культа при Мособлсовете РК и КД) оп. 1, д. 216). В июле 1934 года районные власти обследовали обе церкви села Гагино, так как предполагалось одну из них занять под зернохранилище. 1 октября 1934 г. было издано постановление о закрытии летней Спасской церкви. Церковный совет был вынужден согласиться, так как денег, чтобы платить большие налоги, да еще и выполнять требуемый ремонт обеих церквей, у обнищавших прихожан не было. И вот во всех этих документах стоит подпись священника села Гагино – Илия Вятлин.
Сколько лет прослужил иеромонах Илия в Казанском Гагинском приходе, пока мы не знаем. Служил ли он позднее (до лета 1937 г.) в городе Александрове, как упоминается в его житии – тоже пока достоверно не известно. Ведь с 1929 года в Александрове был только один «обновленческий храм», правда, в 1936 году «тихоновцы» добились разрешения тоже служить в Боголюбской церкви, и храм был поделен. Но имя иеромонаха Илии среди его служителей пока не встречалось.
Еще много «белых пятен» в жизнеописании преподобномученика Илии Вятлина, но, надеемся, что его святыми молитвами с помощию Божией они будут заполнены.
[1] До революции – Александровского уезда Владимирской губернии