Казанская икона Пресвятой Богородицы

Kazanskaya-Tihon-Semenov-1721

Казанская икона Богородицы из церкви села Бакшеево, 1721 г., иконописец монастыря Тихон Семенов

 В нашем Успенском монастыре с его основания в середине XVII века было несколько чтимых Казанских икон. Одна из них находилась в деревянной часовне, что стояла за стенами у дороги. Другая была помещена в особом киоте у надвратной Феодоровской церкви.

По описи монастыря 1764 года (РГАДА ф.280 оп.3 д.706) числилось шесть Казанских икон, и все они были богато украшены:

В Троицком соборе: «образ Казанския Пресвятыя Богородицы, на нем венец и поля серебреные вызолочены;

образ Казанския Пресвятыя Богородицы, на нем венец с каменем и поля серебреные вызолочены убрус и цата вынизаны жемчюгом;

образ Казанские  Пресвятыя Богородицы в киоте з затворами, на нем венец серебреной вызолочен, риза обнизана вокруг жемчюгом, убрус вынизан жемчюгом, в нем звезда алмаз с яхонтами, другая звезда язонтовая с изумрудами, около их обнизано крупным жемчюгом, в венце 3 запоны, а четвертой камень яхонты лазоревые да лал с алмазами, и вокруг венца обнизано жемчюгом, серги двоичатыя з двумя изумрудными камнями и з двумя лалами, в них 8 зерен бурмицких, кольца, стенки и бубенчики золотыя, на затворах праздники, с окладом серебреным резным, вызолочен, киота за слудой обложена серебром;

Ризница Троицкого собора. Складень Казанская икона

Ризница Троицкого собора. Складень Казанская икона, фото нач. ХХ в.

образ Казанския  Пресвятыя Богородицы, на ней венец з гордами и с цатою и с ожерельем вынизан жемчюгом, в венце камышки простыя;

образ Казанския  Пресвятыя Богородицы, на  нем оклад серебреной вызолочен, венец с кароною гладкой, поля резные, убрус и риза вынизаны жемчюгом с каменьями, в убрусе две запоны, в одной алмаз, а в другой лалы с ызумрудами.

В Покровской соборной церкви: на налое образ Казанския  Пресвятыя Богородицы, на нем венец серебряной и вызолочен с камышками, поля и свет серебреной и вызолочено, убрус и цата вынизаны жемчюгом, в киоте деревянном за слюдой.

Третья, наиболее украшенная икона, вероятно, и называлась царской, так как была Царским вкладом в обитель. Одно из чудес, совершавшихся перед этим образом, было записано в рукописном сборнике XVII века, который хранится в наше время в фондах музея-заповедника «Александровская слобода»:

 Села Николскаго кресьянин Савва Божиим попущением ослепе и зари солничныя не виде многое время. Единою же приведен бысть своими его во обитель Успения Божия Матере ко образу Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Казанския, что царская. И пришедши в церковь и певше молебная, он же со слезами моляся Пресвяте Богородице. По совершении же молебнаго пения от лампады Пресвятыя Богородицы, яже горит пред образом Ея, елеем помаза слепотствующия своя очи. И абие в той час малу зарю узре свещнаго светения пред образом Ея бывшия тогда свещи. Он же, егда узре поне малую зарю, возрадовася радостию неизреченною зело, припадая пред иконою Божия Матере, благодарение возсылая и от слепотствующих своих очес испущая источники слез. И пойде в дом свой, никим же водим. И пришедши в дом свой, паки помаза маслом, принесеным с собою, и в очи пуская его. Егда же трикратно помаза — абие совершенное исцеление получи, аки николи не был слеп, даже до смерти своея.

В том же сборнике помещено  

Сказание о чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Казанския

Под градом Переяславлем есть церковь святителя Николая Чудотворца древяная, ныне же обитель благовернаго князя Андрея Смоленскаго. В древние времена в церкви Николая святителя стояла икона Пресвятыя Богородицы Казанския. Божиим попущением грех ради наших згорела оная церковь, чудотворная же икона обретеся в пеплу ничим не вредима. По доволном же времени паки згорела а церковь а, икона же Пресвятыя Богородицы паки б невредима в пеплу обретеся. И третицею тая церковь згорела. Иконы же Божия Матере уже не обретоша в пеплу. Многия скорби исполнишася, яко не обретоша таковаго неоцененаго сокровища, чаяша, что згорела. И се, в третий день обретоша подле езера Клещуна стоящую на кочке на воздусе, полпоприща от церкви расстояние имущи. Тогда возрадовашася радостию неизреченою о обретении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы. И абие иерей тая церкви изыде со свещами и кандилы и со всенародным множеством и вземше чудотворную икону. По создании церкви паки внесоша и поставиша на своем месте: приходских людей бысть сей образ Бурдыкиных.

(Приводится по  публикации Л. В. Мошковой в  издании: Вестник церковной истории. № 1, 2007, М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия»)

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.