Публикуется по изданию «Благодеяния Богоматери роду христианскому через Ея св. иконы», М.: Паломник, 1997, 694 с., репринтное издание 1905 г. С. 100 — 102. Описываемые события происходили около 1870 г.
О чудотворной иконе Черниговской-Гефсиманской, находящейся в храме Гефсиманского скита.
Девица Анна Иванова Альбицкая[1], сорока лет, дьяческая дочь, села Насакина, Переславского уезда, жившая в городе Александрове, в Успенском девичьем монастыре, избавилась предстательством Богоматери духа злобы, не допускавшего ее принимать Св. Тайны. Начальство Александровского монастыря прислало в скит следующее описание болезни Альбицкой: «Проживающая в нашем монастыре девица Анна Альбицкая более десяти лет до сего времени могла принимать Св. Дары только в келлии, а не в церкви, и то при содействии пособствующих священнику пяти и более человек; при этом с нею делались страшные припадки: изступление, простиравшееся до скрежета зубов, конвульсии, громкий крик, метание во все стороны и слюноиспускание. Пред исповедью и во время исповеди означенные припадки бывали в гораздо меньшей степени, и как будто давали свободу искреннему покаянию; но по окончании исповеди, пред самым причастием являлись всегда в высшей степени. Что таковые душевные смятения и страдания были действием духа злобы, — это легко можно доказать тем, что Альбицкая, кроме исключительно этого случая – причащения Св. Таин, не подлежала никаким нервическим болезням и отличалась скромностию и рассудительностию. 25-го мая Альбицкую с большим трудом привели в пещерный храм. Громко вскрикнув, она замертво упала пред иконою Богоматери. Начали служить молебен с водосвятием: к концу молебна больная стала приходить в себя, встала на ноги и молилась с полным сознанием. После этого она прожила несколько дней при пещерах, говела, приобщалась Св. Таин не в келлии, а в церкви и вернулась в монастырь совершенно здоровою. 18-го июня она приобщилась Св. Таин в церкви Александровского монастыря, как говорила настоятельница и сестры обители, «в невозмутимо-спокойном состоянии духа, со слезами благоговения и умиления». Три раза после этого Альбицкая была в пещерном храме совершенно здоровая.
Вскоре после исцеления Альбицкой в Александровском монастыре получила исцеление еще крестьянская девушка села Мячкова, Александровского уезда, Марья Ивановна Хренова[2], 31 года, жившая в монастыре. В начале июля она сильно заболела горячкою; болезнь все усиливалась; пригласили врача и он объявил, что вылечить ее невозможно. Тут, как человеческая помощь оказалась безсильной, обратились за помощью к Пресвятой Богородице. У девицы Агафьи Андреевой[3], жившей в этом монастыре, был небольшой список с Черниговской иконы Богоматери, принесенный ею вместе с св. водою из пещерного храма. Агафья предложила эту икону поставить в головах больной и дала ей выпить св. воды. После этого больная крепко заснула и спала, не просыпаясь всю ночь и следующие два дня. Проснувшись, к общему удивлению встала совершенно здоровою. Вначале августа сама пришла в пещеры и принесла благодарение исцелившей ее Богоматери.
Эти два чуда произвели сильное впечатление на сестер обители. Между ними была одна разслабленная монахиня Елисавета[4], племянница игумении. Она страдала более пяти лет, не могла владеть ни руками, ни ногами, постоянно чувствовала сильный лом и холод во всем теле и подвергалась судорогам. Узнав об исцелении Альбицкой и Хреновой, она попросила свезти ее в пещерный храм. Это было вначале августа. Когда ее внесли в храм и отслужили молебен пред иконою Богоматери, она почувствовала необыкновенную теплоту в теле и быстрое облегчение болезни, сопровождавшееся духовною радостию: лом и судороги прекратились; две недели она пробыла в гостинице при пещерах и каждый день ее приносили к богослужению. У нее появился спокойный сон и аппетит, чего прежде не было, и хотя еще не могла она ходить, но ее силы заметно поправились, и она воодушевилась верою, что Божия Матерь не оставит ее без помощи.
[1] Альбицкая Анна Ивановна (монахиня Агния), ок. 1826 г.р., дочь диакона села Насакино Переславского уезда, девица, грамотная. Поступила в монастырь в 1857 году, определена указом Владимирской Духовной Консистории в послушницы в 1870 году, 6 июня 1873 г. зачислена в штат, 23 февраля 1874 года пострижена в монашество. Исполняла послушание экономки при монастырской богадельне. Скончалась 16 марта 1897 г.
[2] Хренова Мария Ивановна (монахиня Максимилла), ок. 1835 г.р., дочь крестьянина с. Мячкова Александровского у., девица, грамотная. Поступила в монастырь в 1855 г. вслед за старшей сестрой Прасковьей (ок. 1820 г.р.). В 1856 г. определена указом в послушницы, в 1864 г. помещена в штат, 13 января 1879 г. пострижена в монашество. Исполняла послушание певчей на клиросе. Скончалась 19 октября 1909 г. от старости.
[3] Сверчкова Агафья Андреевна (монахиня Аполлинария), ок. 1834 г.р., крестьянская дочь девица из с. Долматова Александровского у., в монастыре с 1840 г., определена указом в послушницы в 1870 г., помещена в штат в 1878 г., пострижена в монашество 13 января 1879 г. Грамотная, несла послушание певчей на клиросе. Скончалась 22 августа 1906 г.
[4] Полисадова Мария Васильевна (монахиня Елисавета), ок. 1819 г.р., дочь дьячка с. Лежнево Ковровского у., девица, грамотная. 16.05.1842 г. определена в послушницы Суздальского Ризоположенского монастыря, в 1847 г. переведена из Муромского Троицкого монастыря в Успенский монастырь г. Александрова. 17.02.1850 г. помещена в штат, 30 апреля 1864 г. пострижена в монашество. Исполняла послушание певчей на клиросе. Скончалась 8 марта 1879 г.