1916 — 1918 годы на страницах приходской летописи

На страницах Церковно-приходской летописи Георгиевского собора города Юрьева-Польского его настоятель протоиерей Александр Знаменский кроме сведений о священнослужителях также весьма подробно описывает ситуацию в стране, в том числе начало гонений на Церковь и рост цен на продовольствие.

Благодарим за предоставление этого документа сотрудников Юрьев-Польского историко-архитектурного музея и бывшую много лет его директором Надежду Анатольевну Егорову.

протоиерей Александр Знаменский

Александр Георгиевич Знаменский родился в 14 августа 1861 г. в семье дьячка, в 1882 г. окончил Владимирскую духовную семинарию 1-м учеником, в 1886 г. Московскую Духовную академию со званием кандидата богословия. В 1887 г. был рукоположен во иерея к Благовещенскому собору г. Киржача. С 1889 г. настоятель Георгиевского собора г Юрьева-Польского, возведен в сан протоиерея. Благочинный (с 1892 г. до сентября 1917 г.), законоучитель Юрьевского реального училища, член уездного училищного совета, депутат от духовенства в Юрьевской думе. В 1895 г. организовал общество трезвости. При его деятельном участии и на собранные им средства был перестроен Георгиевский собор и построен Троицкий. Депутат III Государственной Думы от Владимирской губернии с 1907 по 17 октября 1911 г.

С 1920 года вместе с женой Екатериной Евгеньевной был лишен избирательных прав, у них было реквизировано большинство имущества, кроме небольшого деревянного дома. В 1922 году перешел в обновленческий раскол, из-за чего большинство прихожан перестало посещать храм. В 1924 г. Георгиевский и Троицкий соборы были закрыты, в последнем устроена электростанция. Отец Александр 1 октября 1924 г. вышел за штат и жил в г. Юрьеве-Польском с женой на иждивении детей, работавших в г. Петербурге. 9 марта 1931 г. скончался.

1916 год

1916-й год, год жестокой кровопролитной войны с центральными империями Западной Европы, прошел в тревогах и опасениях за родину, за ее защитников. За привлечением в действующую армию досрочных новобранцев и ратников ополчения мужское население поредело. В храме стало заметно уменьшение богомольцев мужского пола. Но зато в значительной степени увеличилось число богомольцев из женского пола. После каждого богослужения по просьбе богомольцев совершались или молебны о здравии взятых на войну близких им лиц, или панихиды об упокоении положивших живот свой за поле  брани. Тяжесть войны сказалась для населения и в подъеме цен на все жизненные продукты. Если война затянется и еще на год, то все неминуемо вздорожает в сильной степени. С нетерпением ждет население решительных событий – в чаянии, что они будут благоприятны для России, хотя она вступила в войну мало подготовленной. Население всемерно идет со своею помощию христолюбивому воинству. Отовсюду поступают пожертвования в пользу армии и деньгами, и вещами, и личным трудом, напр. по изготовлению белья для воинов. Не остаются в забвении и семейства лиц, призванных на войну. Семействам эти, кроме казенного пайка, выдается от прихода и причта ежемесячное пособие. Всего за 1916 год выдано было пособий по приходу Собора на сумму 530 руб.

Проживающие в г. Юрьеве четыре военнопленных офицера австрийской армии чешской национальности римско-католического исповедания, оказавшись среди религиозно настроенного православного населения, вспомнили, что их предки когда-то тоже были православными, но насильственно окатоличены австрийскими властями, — пожелали присоединиться к Греко-Российской Церкви. С благословения Высокопреосвященнейшаго Алексия, Архиепископа Владимирскаго и Суздальскаго, они были по надлежащем наставлении их в догматах Православной веры торжественно присоединены к Православию 26 Декабря 1916 года в Юрьевском Соборе Настоятелем протоиереем Александром Знаменским.

Георгиевский собор до революции

1917 год

2 Марта 1917 года совершилось событие величайшей важности в истории Российского Государства. В самый разгар необыкновенной почти всемирной войны Император Николай II отрекся от престола за себя и за своего сына Алексия Николаевича. Управление государством временно принято Комитетом членов Государственной Думы, каковой назначил для заведывания бывшими министерствами особый Комиссариат из членов той же Государственной Думы. События развертывались с ужасающей быстротой. Волна реформ докатилась и до Церкви Российской. В частности, революция сказалась во Владимирской епархии постановлением епархиального Съезда духовенства и мирян (постановлением) о возбуждении ходатайства пред Святейшим Синодом об удалении с Владимирской кафедры Архиепископа Алексия, и избранием на августовском съезде духовенства и мирян на Владимирскую кафедру Архиепископа Финляндского Сергия. С осени этого года началось строительство Православной Российской Церкви открытием в Москве давно желаемого всеми православными чадами Церкви Всероссийского Церковного Пометного Собора, восстановившего с 21 Ноября Патриаршество в России избранием на этот пост Митрополита Московского Тихона с титулом Святейшего Патриарха Московскаго и всея России. Ноября 29 дня Владимирский Архиепископ Сергий Всероссийским Собором церковным возведен в сан Митрополита. Продолжавшаяся тем временем при новых условиях управления в России безпримерная война ослабила мощь России, разъединила ее сынов на враждебные политические партии, из коих нашлись таковые, что заняли весьма враждебную позицию по отношению к Православной Российской Церкви и к ее представителям – духовенству. Получив в свои руки власть, эти враждебные Церкви партии (большевики, анархисты, коммунисты) поставили для себя задачей – полное отделение Церкви от государства. Стремясь к осуществлению своих утопических партийных тенденций о проведении в жизнь государства социализма – интернационализма, эти деятели постепенно разрушили весь остов государственного механизма, начиная с армии и кончая финансами, промышленностью и транспортом. Все, начиная с продуктов питания, начало чрезмерно дорожать, а деньги начали дешеветь. Церковные свечи поднялись в цене с 34 руб. до 260 руб. за пуд, церковное вино с 2-3 руб. – до 37 р. 50 к. за четверть ведра, просфоры из домашней пшеницы (серой) очень мелкие, стали продаваться по 5 коп. за штуку вместо прежней копейки за совершенно белую просфору. Мука ржаная на базаре продавалась по 80 руб. за пуд и по этой цене ее было мало в продаже. Мало коровье дошло до 10 руб. за фунт, дрова березовые нельзя было купить дешевле 80 руб. за погонную сажень. В городе и уезде введена была карточная система по продовольствию. На каждого едока из продовольственной лавки продавалось по 7 фунтов на 10 дней ржаной муки. Крупы гречневой и пшена совсем не стало появляться на рынке. Масло льняное дошло до 4 руб. за фунт, керосин – до 30 коп. за фунт. Обуви в продаже совсем нет. В городе Юрьеве, как и в других, начались дерзкие покражи – без розыска виновников.

Страницы летописи Георгиевского собора

1918 год

1918 год прошел под властью Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В деятельности Советов неослабно проводилась диктатура пролетариата. Из последнего призывали в Красную армию для борьбы с контрреволюционерами, белогвардейцами и чехословаками. Внутренняя гражданская война велась на многих фронтах. Декреты, издававшиеся центральной Советской властью, часто направлялись к полному обеднению буржуазных классов и подавлению всякой из жизнедеятельности – путем национализации банков, фабрик, заводов, торговых предприятий и домов. Подверглась реквизициям обстановка частных квартир и домов средних классов. На буржуазию налагались контрибуции и налоги. В предупреждение возстаний против Советской власти со стороны буржуазных классов из последних были взяты заложники, которые содержались в тюрьме под очень строгим режимом. Многие из буржуазии, в том числе и из духовенства, призывались к принудительным работам: рытью примерных окопов, перевозке тяжестей взамен лошадей (перевозка двигателя, паровика для станции электрического освещения), к обслуживанию войсковых лошадей в конюшнях, мытью полов и чистке белья военнослужащих (сестрами из женского монастыря). Все газеты, кроме Советских, были запрещены. Даже духовные официальные повременные издания прекратили свой выход. К православной Церкви всюду проявлялось враждебное отношение. Над религиозными верованиями глумились на митингах. Преподавание Закона Божия из всех школ с низших до высших было изгнано. Самые иконы из школ, как из всех общественных учреждений был вынесены. В большинство православных праздников, особенно Богородичных, предписывалось производить работы – в государственных, общественных учреждениях, в школах, на фабриках и заводах и в торговых помещениях. Были случаи не дозволения совершать крестные ходы (1 октября – в Покровскую церковь от всех церквей горда). Духовенство было лишено казенного жалования с 1 марта нового стиля, с начала 1918 г. было лишено % с церковных капиталов, причем последние были истребованы в казначейство для аннулирования их. Церковные земли у церквей и причтов были отобраны. Наряду с другими лицами, несшими прежде государственную службу, у духовенства и законоучителей были отняты пенсии. Видя свои причты в крайне безвыходном положении, православное население скорбело и старалось насколько возможно придти ему на помощь. Под влиянием всех переживаний в населении сильнее возгорелось религиозное чувство. Храмы более и более наполнялись верующими. По инициативе некоторых соборных прихожан приходским Собранием было постановлено в мае месяце обнесение по домам прихожан чтимой соборной иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Икону принимали не только соборные прихожане, то почти все жители города Юрьева, так что хождение с иконой продолжалось более двух недель. Но и при всем сочувствии населения, духовенство испытывало тяжелую нужду, — тем более, что из продовольственных лавок по карточной системе духовные лица и из семьи получали меньший паек, чем другие граждане, не причисленные к буржуазии, именно ½ фунта хлеба в сутки на человека против ¾ фунта выдаваемых другим. По вольной же цене продовольствия нельзя было покупать с одной стороны, вследствие запрещения такой купли-продажи, а с другой – вследствие крайне высоких цен. Так, ржаная мука в вольной продаже дошла до цены в 300 руб. и дороже, пуд овса – от 100 до 150 руб., масло льняное от 20 до 30 руб. за фунт, сахар до 80 руб. за фунт. Картофеля трудно достать даже по 50 руб. за пуд. Крестьяне уклоняются продавать свои продукты за деньги, охотнее выменивают их на мануфактуру, на поношенные вещи из одежды и проч. Керосин изредка, в месяц – раз и даже реже, — выдавался из продовольственной давки по 1 фунту на семью по 1 руб. 35 коп. за фунт, соль по 1 р. 30 к. за фунт на человека, но не каждый месяц, а реже. Мануфактурных товаров в продовольственной лавке почти совсем нет. Так обстояло дело в конце 1918 года. В первой половине 1919 года продовольственный вопрос грозит еще более обостриться – по сообщениям даже лиц из Центрального Совета, печатаемых в официальном органе.

Из метрических книг: родившихся мужского пола было 15 человек, женского – 12, всего 27. Браков было 15 – много, не в пример прежним годам. Умерло мужского пола 18 человек, женского 23, всего 41 человек. Таким образом, умерших было почти вдвое больше, чем родившихся, и это при отсутствии каких-либо эпидемий, а от постепенного истощания организма на почве плохого питания.

Троицкий собор 1930-е годы

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.