Об открытии Троицкого собора в 1946 году

1940-е-гг.В начале 1923 года Троицкий собор Успенского монастыря был закрыт. В марте 1939 года закрыли последний городской храм – Боголюбскую кладбищенскую церковь, богослужения в которой прекратились еще в октябре 1938 года с арестом священнослужителей. В городе не осталось ни одной действующей церкви.

В годы войны, с изменением политики государства в отношении Церкви, у верующих города Александрова зародилась надежда на открытие храма, и в декабре 1943 года они подали просьбу об открытии Троицкого собора в Ивановский Облисполком.  Александровскому Горсовету Облисполкомом было предписано выяснить, «действительно ли заявители уполномочены группой верующих или действовали по собственной инициативе; В каком состоянии находится здание церкви…; когда и по решению каких советских органов данная церковь была закрыта; количество функционирующих церквей в районе и расстояние до ближайшей церкви…»

В январе 1944 года верующие обратились с заявлением также к Председателю Александровского Горсовета Ф.И. Тимофееву, в котором просили предоставить в их пользование один храм из пяти, имеющихся в Александровском монастыре. Уполномоченный от группы верующих Алексей Степанович Корнилов заканчивал это обращение патетической фразой: «Свято веря  в призыв Правительства об организации Церковных Общин, надеемся в Вашем лице найти живой отклик к скорейшему осуществлению этого Призыва». Под заявлением подписалось около семидесяти человек.

В апреле 1944 года А.С. Корнилов получил извещение о том, что заявление его рассмотрено и просьба об открытии отклонена. Основанием к этому послужили сведения от Горсовета о том, что, несмотря на то, что ни в городе, ни в районе функционирующих церквей нет, «инициатива об открытии в городе церкви исходит от группы лиц, подписавшихся в заявлении. Специальной общины, уполномоченной для ходатайства по этому вопросу, нет. Здание церкви, об открытии которой просят верующие, находится на территории бывшего монастыря, в полной сохранности и используется как музейное здание» и «кроме того на расстоянии 5 километров от гор. Александрова разрешена к открытию Бакшеевская церковь Струнинского района, которая может удовлетворить религиозные нужды верующих».Храмы-1947

Вскоре после выделения Владимирской области из состава Ивановской александровцы снова стали добиваться открытия церкви. Летом 1945 года верующие подали в Комиссию по делам религии Владимирского Облисполкома заявление об открытии церкви в городе. Уполномоченным Совета по делам РПЦ по Владимирской области П. А. Сергиевским было предписано Председателю исполкома Александровского горсовета Тимофееву до конца августа рассмотреть этот вопрос.

3 апреля 1946 года Исполком Владимирского Облсовета постановил: «Ходатайство верующих об открытии церкви в гор. Александрове отклонить». Объяснялось это решение тем, что «Троицкий собор используется под исторический музей, пополняемый и расширяемый в настоящее время за счет экспонатов отдела соц. Строительства и Великой Отечественной войны, собор представляет собой летний, неотапливаемый храм, устройство печей в котором не достигает цели при очень больших размерах храма (25925 кбм.)». Боголюбская церковь города была признана непригодной по своему сильному повреждению. Возможным было признано открытие церкви в селе Самарине, на расстоянии 7 км  от города, от прихожан которой поступали об этом прошения.

Признав решение Облисполкома несправедливым, верующие жители города не отступали, посылая в Горисполком одно за другим ходатайства об открытии одной из церквей бывшего женского монастыря. К счастью, Ф.И. Тимофеев, так упорно противившийся открытию церкви, покинул свой пост. 21 мая 1946 года новый председатель Горисполкома Фролов направил эти заявления Уполномоченному по делам РПЦ Сергиевскому для рассмотрения вопроса, изложив свое мнение: «Учитывая желание и настойчивую просьбу верующих, исполком Горсовета не возражает дать согласие на открытие Троицкого Собора…, который в полной сохранности для проведения религиозных обрядов». Сергиевский, в свою очередь, 28 мая направил в Москву, в Совет по делам РПЦ при Совете Министров ССР, заявление о «возможности удовлетворения религиозных запросов верующих за счет открытия Троицкого собора г. Александрова».

К сожалению, в связи с этим было признано нецелесообразным открытие церкви в селе Самарине. Открытия сразу двух храмов советские власти не могли допустить, но поскольку явная борьба с религией в то время не поощрялась, оправдание этим действиям было найдено благовидное: забота о положении церкви. В отказе на открытие самаринского храма говорилось, что это «неизбежно создаст распыление верующих с вытекающей экономической слабостью одной из церквей, что вызовет нездоровую конкуренцию между духовенством и приходскими общинами… и дезорганизацию церковной жизни».

Уполномоченному было необходимо решить вопрос об открытии Троицкого собора, после чего он мог уже рекомендовать епископу Онисиму дать «пастырский совет верующим Самаринского прихода временно снять свое заявление об открытии церкви в пользу г. Александрова». Ожидая от Совета по делам РПЦ «срочных указаний по существу изложенного», Павел Алексеевич Сергиевский в июне 1946 года выехал в Александров, чтобы рассмотреть сложившееся положение на месте. Его интересовало: «а) насколько реальны предположения об устройстве отопления в Троицком соборе с точки зрения инициативности, хозяйственной находчивости и распорядительности заявителей и со стороны материальной и финансовой возможности верующих для выполнения этого дела; б) насколько безболезненно могло бы пройти слияние двух групп заявителей в направлении объединения ходатайства за одну церковь; в) насколько реальна та «масса» верующих, от которой выступают заявители».

В Александрове он был встречен председателем Горсовета А.С. Флоровым, директором музея Михаилом Павловичем Якиманским (он же был и инспектором Комитета по делам архитектуры) и представителем от группы верующих. Вместе они осмотрели Троицкий собор монастыря и Боголюбовскую церковь. В докладе в Совет по делам РПЦ о результатах этого осмотра уполномоченный Совета писал:

«Оказалось, что Боголюбовская церковь находится в стадии разрушения, которая с большим трудом допускает обретение такой руины в благоустроенном городе, и верующие говорят, что они готовы были принять в молитвенное пользование и эту разрушенную церковь, восстановить ее, не жалея средств, если нет возможности получить в пользование Троицкий собор.

Троицкий собор оказался в состоянии полной пригодности к совершению церковных служб;  весь культовый инвентарь, иконостас (в разобранном виде), богослужебные книги, сосуды – все находится в полной сохранности, и той частью, которая не представляет особой исторической ценности, моет быть передано в церковное пользование; устройство центрального отопления верующие приняли на себя, причем Горсовет выражает готовность отпустить для этой цели кирпич с находящегося в его распоряжении кирпичного завода местной промышленности, а верующие готовы своим трудовым участием ускорить изготовление его». «Комитет по делам архитектуры не возражает против передачи Троицкого собора верующим на условиях договора, предусматривающего содержание храма-памятника в надлежащем виде, соответствующем его исторической ценности».Влад.Исполком-1946-апрВ том же докладе Сергиевский описывал сложившуюся в районе религиозную ситуацию:

«Ни в самом городе Александрове, ни в Александровском районе не имеется ни одной функционирующей церкви». «Александровский район в целом и город Александров с его тридцатитысячным населением, как и ближайшие к городу селения, в частности, крупный фабричный поселок Карабаново, вынуждены обращаться за удовлетворением своих религиозных потребностей к церкви села Бакшеево, Струнинского района, удовлетворение через которую религиозных запросов недоступно для верующих города Александрова по малой вместимости Бакшеевской церкви, а для верующих Карабанова – по значительности расстояния (14 – 15 км), тогда как город Александров отстоит от Карабанова на расстоянии 10 км железнодорожного пути». «Неспорным фактом является значительное распространение подпольной религиозной деятельности, особенно в Карабанове, что, во-первых, говорит о несомненном наличии религиозности, а во-вторых, мотивирует целесообразность упорядочения ее в рамках легального религиозного общества».

В ходе проверки оказалось, что «заявители ходатайства являются, действительно, уполномоченными значительного количества верующих, желающих открытия собора», «а необходимость устройства центрального отопления до наступления холодов вызывает усиленную просьбу верующих об ускорении удовлетворения их просьбы».

На этих основаниях 2 июля 1946 года Исполком Владимирского Облсовета депутатов трудящихся признал возможным поддержать повторное ходатайство верующих об открытии Троицкого собора, сочтя его своевременным.

И вот, через 23 года после прекращения богослужений в Троицком соборе Успенского монастыря, 13 июля 1946 года в Москве, на заседании Совета по делам Русской Православной церкви было принято долгожданное решение: «Удовлетворить ходатайство верующих об открытии Троицкого собора в городе Александров, Владимирской области. Решение Совета представить на одобрение Совета Министров СССР». 20 июля распоряжением № 8914-рс Совета Министров оно было одобрено.Решение-Совета-по-делам-РПЦ-1946-июля-1330 июля из Владимира в Александров была отправлена срочная телеграмма: «Троицкий собор разрешено открыть. Сергиевский». Получателями ее стали Председатель Горисполкома Фролов и представитель верующих Николай Дмитриевич Дмитриев.

Началось составление необходимых для открытия храма документов: 16 августа была зарегистрирована приходская община, а также церковный совет и ревизионная комиссия. В составе первого церковного совета были Николай Дмитриевич Дмитриев, Михаил Кузьмич Макаров и Надежда Васильевна Буточникова. В ревизионную комиссию вошли Николай Иванович Солдатов, Анастасия Георгиевна Рябова и Леонид Васильевич Сутягин. Первым настоятелем храма, назначенным епископом Онисимом, стал протоиерей Николай Петрович Делекторский, который служил до этого в церкви села Бакшеева.

протоиерей Николай Делекторский

протоиерей Николай Делекторский

В тот же день, 16 августа,  начальник Владимирского облотдела по делам Архитектуры В.П. Киевский получил от уполномоченного по делам РПЦ П.А. Сергиевского извещение об открытии Троицкого собора, являющегося архитектурным памятником и состоящего в отделе на учёте. Ему предлагалось заключить договор на передачу верующим здания и культового имущества.

В субботу, 24 августа 1946 года, в день памяти преподобного Корнилия Александровского, священник и прихожане смогли войти в храм. Директором музея М.П. Якиманским по описи им были переданы иконы, богослужебные книги, облачения, церковная утварь. Заключен типовой договор с Исполкомом Александровского горсовета в лице его председателя Фролова о передаче гражданам города Александрова, членам приходской общины, Троицкой церкви вместе с предметами культа в бессрочное и бесплатное пользование.

26 августа, в понедельник, председатель Александровского Горсиполкома А.С. Фролов получил извещение о том, что Уполномоченным Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Владимирской области Сергиевским с 26 августа разрешено приступить к совершению богослужения в Троицком соборе города Александрова. Разрешение-1946-авг-26На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1946 года, вновь зазвучали молитвы под сводами древнего храма.

Фото 1050 г. из архива Владспецреставрации

Фото 1950 г. из архива Владспецреставрации

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.