Надвратная фреска «Покров» в Троицком соборе г. Александрова

Фреска-ПокровДоклад сотрудницы Александровского художественного музея Марины Ивановны Меньшиковой, прочитанный 29 октября 2015 года на секции «Традиции русской культуры в современном обществе» в рамках Епархиальных Рождественских чтений.

Вряд ли кто будет возражать, что нет в Александрове храма более древнего и более искусно расписанного, чем Троицкий (бывший Покровский) собор на территории нашего Успенского женского монастыря. Троицкий-соборВ XVI веке это был третий по величине (размерам) и значимости храм по всей Руси после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Построен итальянскими зодчими (скорей всего, теми же, что возводили Кремль в столице) в начале XVI века; освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы в декабре 1513 года при Великом князе Василии III. Покров был любимым его праздником; в этой церкви князь молился о чадородии, и, как мы знаем, небезуспешно. Кстати, несмотря на переосвящение Покровского храма в Троицкий (и наоборот) в конце XVII-го века, искусствоведы в своих трудах называют его по первому посвящению – Покровским.

Строили нынешний Троицкий собор «фряги» — итальянцы, а расписывали в XVI -м и XIX-м веках русские мастера. В этом сходятся все исследователи Александровой Слободы: Алексей Иванович Некрасов, Петр Дмитриевич Барановский, Николай Михайлович Чернышев, Михаил Николаевич Куницын, Генрих Николаевич Бочаров и Всеволод Петрович Выголов, Александр Иванович Рогов, Алексей Архипович Масловский, Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер, Н.П.Сычев, Александр Игнатьевич Скворцов и др. Росписи храма заслуживают большого серьезного исследования, богословского и искусствоведческого. Я остановлюсь на рассмотрении своей любимой фрески этого храма – «Покров Пресвятой Богородицы», что находится над западным, главным порталом с Тверскими вратами. Поначалу эта фреска была наружной, так как у храма не было приделов, а были гульбища, позднее превратившиеся в крытые галереи, а потом в полноценные приделы со своими престолами, еще позже пристроена паперть. Даже на одной из известных, но довольно условных по рисунку гравюр Якоба Ульфельдта (XVI век) над западными вратами изображено нечто напоминающее икону или фреску в киоте.

Все порталы в Троицком соборе украшены замечательной фряжской белокаменной резьбой. Одни искусствоведы считают, что резьбу делали итальянцы, другие – что русские мастера… Фреска «Покров» также окружена четырехступенчатым киотом из белого камня с чередующимся цветочным и геометрическим орнаментом.«Покров», думаю, можно назвать иконой-фреской, ведь «фреска» (роспись водяными красками по сырой штукатурке) – это техника, а не жанр… Хотя и икона, строго говоря, не просто жанр изобразительного искусства, а намного большее… Икона, выполненная в технике фрески.Vrata-tverКаждый входящий в Троицкий храм видит фреску-икону «Покров», и многие удивляются: почему собор имеет одно название, а «титульное» изображение – на другую тему. Приходится объяснять про переименование… Была свидетелем, как московские гости, искушенные паломники, среди них были профессора и доктора наук, много чего повидавшие по всему миру, ахнули от восторга, увидев над порталом фреску «Покров», а затем и другие великолепные росписи. Я испытала гордость за то, какие художественные сокровища есть в нашем городе.

В Троицком соборе три портала, и фрески были над каждым из них, все – Богородичные, что неудивительно, так как храм сначала был посвящен Ей. Собственно, фрески есть и сейчас… Так, над северными вратами была фреска либо «Рождество Пресвятой Богородицы», либо «Благовещение» (что мне кажется более вероятным), но она практически не сохранилась. Фреска над южными, знаменитыми Новгородско-Васильевскими вратами – «Успение Богородицы» — существует, она была открыта в ходе последней реставрации…Фреска эта без киота.Фреска-УспениеПоследняя реставрация росписей происходила в конце ХХ – начале XXI века, ее проводили владимирские реставраторы во главе с ныне почившим А.П.Некрасовым, опытнейшим специалистом, художником-реставратором высшей квалификации. Вот посмотрите, как выглядела фреска до реставрации, и как – теперь…Фреска-до-рест Я не считаю, что поновления обязательно портят оригинал (такое мнение водится среди некоторых дилетантов). Мол, была гениальная живопись; пришли, например, палешане, помалевали, и все испортили. Может, где-то такое и случается, но не в нашем случае. Поновлений было много, при Иване Грозном появились еще новые росписи, и в XIX веке что-то добавили, но – согласитесь – живопись храма не производит впечатления эклектики, все гармонично, решено в одном ключе, стиле, колорите…

Праздника Покрова не было в Византии, несмотря на то, что событие, которому посвящен праздник, произошло там, в Константинополе, во Влахернском храме. Великий праздник Покров появился на Руси в XII веке, стал одним из самых любимых в народе, празднуется 1(14) октября. Поэтому и иконография «Покрова» — чисто русское «изобретение».Фреска-Покров

Описание фрески

В центре – изображение Богородицы, стоящей «на облаце», держащей в руках Своих покров, омофор, который защищает всех молящихся от бед и напастей…Одежды Ея развеваются от ветра… Кажется, что Богородица улыбается… Извод иконы, несомненно, суздальский (московский): Богородица Сама держит мафорий. В новгородском варианте покров держат Ангелы.

На переднем плане фрески-иконы мы видим – в центре, в зеленоватом одеянии – преподобного Романа Сладкопевца, выдающегося гимнографа VI-го века, получившего от Богородицы дар песнопения. Он изображен на амвоне с развернутым свитком в руке как создатель акафиста в честь Богоматери.

Вокруг Богородицы изображены Святители, Ангелы, Апостолы, Император, епископ, просто молящиеся люди. Вверху слева – Иисус Христос с благословляющим жестом. Справа внизу – блаженный Андрей, Христа ради юродивый; он показывает чудесное явление Божией Матери юноше Епифанию (его образ, к сожалению, почти утрачен – штукатурка отвалилась вместе с красочным слоем, так, что обнажилась красная кирпичная кладка, что видно на фото).

Теперь об авторстве фрески. Все исследователи сходятся на том, что автор росписи – мастер школы Дионисия, и, скорей всего, его ученик и сын Феодосий-изограф. Дионисий – один из трех самых известных мастеров церковного искусства XIV — XVI -го веков. Это были: Феофан Грек, прп. Андрей Рублев и Дионисий. Первым версию о том, что стенопись собора, возможно, выполнял Феодосий выдвинул, кажется, Алексей Иванович Некрасов, великолепный знаток древнерусского искусства, высоко оценивший значимость ансамбля Александровского кремля (его «эпиграф» встречает нас в крыльце Покровской (бывшей Троицкой) церкви). Он – потомок поэта Некрасова, но, по несчастью, с очень трагической судьбой: дважды был осужден и скончался в 1950-м году в ссылке от голода…

При описании работ Дионисия встречается также имя другого его сына — Владимира, но реже. О Феодосии известно не очень много. С отцом он работал с ранних лет в Пафнутьево-Боровском монастыре, в Иосифо-Волоколамском в Подмосковье, в Ферапонтовом монастыре в Белозерье. После смерти Дионисия около 1508 года (или отхода его от дел по старости) Феодосий принимал участие в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Так же, как и отец, Феодосий работал в трех направлениях изобразительного искусства: монументальная живопись (фрески), иконопись, книжная графика. Он известен как искусный изограф, автор миниатюр-иллюстраций рукописного Евангелия 1507 года (Четвероевангелие или Евангелие Тетр). Там есть автограф: «А евангелисты писал Феодосие Зограф, сын Дионисиев Зографов (сведения из книги Е.П. Немировского «Путешествие к истокам русского книгопечатания, стр.187). Феодосий — друг и сподвижник прп. Иосифа Волоцкого (возможно, именно ему адресовано знаменитое  «Послание к иконописцу», а не Дионисию).

Художественному почерку Дионисия присущи: вытянутость изображаемых фигур (пропорции специально нарушены в сторону «возвышения»), они легки и безплотны; головы, руки и ноги людей маленькие, черты ликов и лиц мелкие, явно славянские, русифицированные. Это видно на ликах Евангелистов, Апостолов, Святителей, и даже волхвов! Дионисия называют «великим колористом», его краски светлы, нежны, прозрачны… Для произведений школы Дионисия характерна четкая прорисовка одежд, драпировок, некоторая графичность. Отмечают также народность его искусства, яркую декоративность; умелое композиционное построение многофигурных композиций, с легкой асимметрией как сознательным художественным приемом. А в целом – праздничность, торжественность и гармония царят в его произведениях (признаки стиля собраны мною из разных искусствоведческих источников, которых я прочитала немало). Интерес к творчеству Дионисия начался у меня несколько лет назад …с удивления: оказывается, многие шедевры древнерусского искусства – в Третьяковке, Русском музее – прибыли туда с моей родины, из Вологодской области, из Павло-Обнорского и Корнилие-Комельского монастырей! Эти святыни даже перечислять долго…

Феодосий-изограф работал в 10-х-30-х годах XVI века. Искусствовед Н.Н. Чугреева, анализируя иконы «Прп. Сергий Радонежский с житием» и «Святой Георгий с житием» (обе ок.1510 года), приписываемые Феодосию, отмечает, что живопись его близка Дионисиевой, но в ней большая контрастность и насыщенность цвета, более темный колорит, чем у отца, особая выверенность композиции (Из книги «Дионисий «живописец пресловущий». Альбом-каталог с научными статьями, стр.198). Фигуры у него с более «земными» пропорциями, но лики тоже славянского типа. Прием небольшого нарушения симметрии в композициях также встречается… Возможно, Феодосий был знаком с творчеством мастеров итальянского Возрождения. Так, на картине Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» (1513-14 гг.) Богоматерь изображена в развевающихся от ветра одеяниях. В рассматриваемой нами фреске «Покров» одежды Богородицы также развеваются, что не встречалось мне в иконографии… Это мое предположение, что русский мастер подражал итальянскому… А может, совпадение, не обязательно заимствование… Кстати, есть такая «задачка»: почему на Руси не было своего Возрождения? Ответ прост: у нас не было упадка, потому и не нужно было Возрождение как художественное явление…

Интересно сравнить фреску «Покров» с суздальской иконой того же названия. Покров-СуздальХотя, как говорят французы – «сравнение – не доказательство»[1]. Фигура Богородицы на суздальской иконе довольно статична. У нас – более живое, теплое, человеческое Ее изображение. Архитектурные объекты тоже разные, и написаны по-разному. На заднем плане суздальской иконы изображен Влахернский храм с императорским дворцом в Константинополе.

На надвратной фреске «Покров» Троицкого собора храм на заднем плане явно православный, пятиглавый, русской архитектуры. Слева вверху – благословляющий Иисус Христос; на суздальской иконе Его нет. Вообще-то, икона из Суздаля очень похожа по стилю и по времени написания к манере Дионисия, но специалисты не причисляют ее конкретно к этой школе. Икону датируют концом XV века, это как раз время расцвета творчества Дионисия… Сходно расположение групп молящихся на том и другом изображении, присутствие Романа Сладкопевца (как часто бывает в иконописи, в одном образе написаны разновременные события; так и тут: видение Андрею Юродивому и творчество гимнографа Романа – из разных эпох, но совмещены).

Что меня поражает на фреске «Покров» — так это изумительный цвет неба: не синий, не черный, не фиолетовый… не знаю, как его определить, может быть, индиго? Цвет очень глубокий, насыщенный, Божественный… У Дионисия небо обычно лазоревое.

Рассматриваемая нами фреска очень похожа на одноименную фреску «Покров» из церкви Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря в Кирилловском районе Вологодской области. Покров ФерапонтовоЭта живопись, созданная стопроцентно мастерской Дионисия в 1502 году, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. При сравнении творений Дионисия и сына его Феодосия видим: тот же извод, то же расположение фигур, православный храм вдали; только колорит ферапонтовской фрески намного светлее и легче. Это еще одно подтверждение, что Феодосий-изограф мог работать в Александровой слободе, продолжая дело отца как стенописец. Преемственность налицо.

Время создания фрески – XVI-й век, это почти безспорно. Возможно, она написана вскоре после освящения Покровской церкви в 1513 году – в 10-х-20-х годах XVI века; тогда автором ее вполне мог быть  сын Дионисия-иконника  Феодосий –изограф. Правда, есть предположение, что первые росписи в храме появились только в середине XVI века… Кстати, в алтаре собора также находится большая фреска «Покров», разделенная окнами на 2 части. Иконография ее сходна с надвратной фреской.

Слышала от многих прихожан и некоторых священников, что молитвенный настрой в Троицком храме особенный…Настенная живопись, прекрасное духовное пение монахинь много этому способствуют. Намоленность храма я ощущала и на себе.

Пред фреской-иконой «Покров», приходя в храм, молились князья и цари: Василий III, Иван IV (он два раза венчался в этом соборе), св. Феодор Иоаннович (венчался с Ириной Годуновой в Покровской церкви), наверняка бывал здесь Борис Годунов, многие из Романовых (Елизавета Петровна часто приходила сюда)… Два Патриарха посещали Слободу: Патриарх Никон в XVII веке и Патриарх Алексий II-й в 90-х годах XX века. Здесь молились преподобные Лукиан и Корнилий (мощи прп. Корнилия находятся в соборе). С XVII века и по сей день – монахини Успенского женского монастыря. Молились и молятся тысячи прихожан, паломников и туристов со всего света… И я, грешная, имела счастье принять в Троицком соборе Святое Крещение 27 июня 1990 года (как раз на Троицу); и первая Исповедь и Причастие были здесь… Слава Богу за все!

Таким образом, мы видим, что древнерусское церковное искусство живет и в наши дни, и помогает людям не только получать «эстетическое наслаждение» (что не главное), а и обрести Спасение. И огромная благодарность всем, кто помогает сохранять культурное наследие, которому уже полтысячи лет.

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!

Меньшикова Марина Ивановна,

зав. архивно-библиотечным отделом

Александровского художественного музея.

Консультант и редактор священник Николай Корнеев (г. Александров), руководитель Епархиальных курсов по Основам Православной культуры (которые автор закончила в прошлом году, но продолжает посещать и третий год).

ЛИТЕРАТУРА:

1.Некрасов А.И. Памятники Александровской слободы, их состояние и значение. М., 1948. Рукопись, хранится в музее «Александровская слобода».

2.Чернышев Н.М. Искусство фрески в Древней Руси. М., Искусство, 1954.

3.Куницын М.Н. Александрова Слобода. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1968

4.Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Александровская Слобода. М., Искусство, 1970.

5.Рогов А.И. Александров. Л., Аврора, 1979. (на англ. языке).

6.Скворцов А.И. К вопросу о реставрации монументальной живописи Троицкого собора в Александрове. Статья в сборнике «Памятники истории и культуры», выпуск 3. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1988.

7.Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М., Просвещение, 1991. Глава «Феодосий Изограф» (стр.186-188).

8.Дионисий «живописец пресловущий». Каталог-альбом с научными статьями. М., Издание Министерства культуры РФ и ГТГ, Северный паломник,  2002.

9.Смирнова Э.С. Московская икона 14-17 веков. Л., Аврора, 1988.

  1. Кавельмахер В.В. Памятники древней Александровой Слободы. Из материалов научных конференций (1990-1993гг.). Издание музея «Александровская слобода»,1993 год.

11.Масловский А.А. Гравюры из книги датского посла Якоба Ульфельдта как исторический источник изучения истории Александровской Слободы XVI в. Там же, что п.10.

[1] Comparaison n’est pas raison [компэрэзон нэ па рэзон] — Жак Лакан

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.