История крестного хода в 6 Неделю по Пасхе

Икона Рождества Богородицы Лукиановская

Икона Рождества Богородицы Лукиановская

1. Образ Рождества Пресвятой Богородицы, коим в конце XVI века чудесно было указано место близ Богородицкого болота «святой обители на собрание иночествующим к славословию Божию», в течение веков особо почитался на Александровской земле. Многими чудесами прославлен он был со времени основания в 1640 году преподобным Лукианом пустыни при запустевшей в смутное время церкви, хранящей святыню.

преподобный Лукиан Александровский

преподобный Лукиан Александровский

По древнему преданию, изложенному священником монастыря Николаем Давидовичем Воскресенским, старец Лукиан и учредил крестный ход с чудотворной иконой из пустыни Рождества Богородицы в основанную им девичью Успенскою обитель в Александровой слободе. В моровой 1654 год, когда эпидемия чумы уносила жизни монахинь и мирян, «преподобный Лукиан пришел навестить инокинь с Небесною Утешительницею – Св. иконою Рождества Пресвятыя Богородицы, и молить Ея благосердие вместе с ними, дабы Она избавила и защитила Своим покровом Успенскую обитель от губительной язвы». Накануне праздника Успения Богородицы, 14 (27) августа, к освящению Успенской церкви в девичьей обители, и принес преп. Лукиан чудотворный образ. «Сей благочестивый обычай… без сомнения принял и преемник Лукиана преподобный Корнилий. После него, время сей обычай освятило…»

2. С 1771 года совершение крестного хода перенесено «на 6-е воскресенье по Пасхе, т. к. с этого именно дня, заступлением Царицы Небесной, прекратилась свирепствовавшая в г. Александрове чумная зараза», — писалось в ведомости Лукиановой пустыни за 1916 год.

3. Благодаря описанию священника Успенского монастыря иерея Николая Давидовича Воскресенского, составленному в 1850 году, мы можем в деталях представить, как именно совершался в прежние века крестный ход.

Игумения Евфрасия

Игумения Евфрасия

Игумен Иероним

Игумен Иероним

«Накануне 6-го Воскресения, в субботу, игумения Успенской женской обители чрез посланную казначею или благочинную испрашивает у Настоятеля Лукиановой пустыни благословения – отпустить Св. икону Рождества Пресвятыя Богородицы для посещения Александровского Успенскаго девича монастыря. Со стороны Начальника (Строителя) той пустыни всегда бывает на то согласие. К сему известному всем празднику бывает сильное стечение народа из окольных сел и деревень верст за 50, даже из ближайших городов Переславля Залесскаго и Троице-Сергиева посада Московской губернии.

Успенский монастырь

Успенский монастырь

Лукианова пустынь

Лукианова пустынь

Одни из усердствующих Богомольцев прямо приходят в Александровскую Обитель для слушания там всенощнаго бдения, а другие идут в Лукианову пустыню поклониться Св. иконе Рождества Богородицы, и там в субботу слушают всенощную, а в Воскресенье раннюю обедню, после которой, в сопровождении Настоятеля и богомольцев начинается шествие Св. иконы Богородицы из Лукиановой пустыни в город Александров. На пути в Александров в одном селе (Бакшеве) и двух деревнях бывают той чудотворной иконе молебныя пения с водоосвящением, четвертое молебное пение совершается в самом городе, в слободе, так называемой Садовне, куда выходит на встречу, также в крестным ходом, духовенство Александровского Успенского девичьего монастыря и градской Преображенской церкви.

с. Бакшеево Дмитриевская церковь

с. Бакшеево Дмитриевская церковь

Преображенская церковь г. Александрова

Преображенская церковь г. Александрова

По совершении сего с водоосвящением молебного пения Св. Икона Богородицы священнослужителями монастыря вносится в Успенскую женскую Обитель, где в Троицком ея соборе с пришедшими из Лукиановой пустыни священноиноками отправляется соборне Божественная Литургия. После обедни в сопровождении многочисленных богомольцев продолжается тем же духовенством обителей и Преображенской церкви ход с иконою большою улицею города, где выходит на сретение духовенство Христорождественского собора, и отпев тут молебен с водосвятием, сошедшееся духовенство при увеличивающейся толпе молящагося народа направляется за город по Троицкой дороге к часовне Всемилостивого Спаса, принадлежащей той Лукиановой пустыни, где совершается молебное пение с водоосвящением.

г. Александров вид из монастыря

г. Александров вид из монастыря

Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова

По совершении сего, Св. Икону Богородицы с принесенными с нею из пустыни образами Нерукотворным Спасом, Одигитрии и Воскресения Христова, относят в Успенскую обитель, а народ – иные остаются тут же при часовне для отдыха, а другие идут с ходом в Успенский монастырь, где в Соборной церкви бывает совершенный отпуск. Все пришедшие в обитель прикладываются к Животворящему Кресту и к чудотворной иконе Богородицы и кропятся святой водою. Сей торжественный процесс всегда оканчивается не ранее часа по полудни, а иногда и позднее. Святая икона Богоматери бывает в Успенском монастыре до дня Вознесения Господня; в это время Ею обносятся все келии жительствующих в монастыре, начиная с Настоятельницы; в келлиях чередовым монахом Лукиановой пустыни совершается молебное пение Пресвятой Богородице с водоосвящением.

Покровская церковь и келейный корпус

Покровская церковь и келейный корпус

В день Вознесения Господня, а иногда в Отдание Пасхи, после полудни часу в четвертом провождается икона ходом из Успенской обители в Александровский Христорождественский собор, где и остается до выхода из города. Из Собора принимается икона обывателями города в их домы для молебствий и в городскую Преображенскую церковь. При выходе из города икона опять вносится в Соборную церковь Успенской обители, откуда при молебном пении, всем духовенством города Александрова и гражданами окончательно провождается за город по дороге в Ея обитель – Лукианову пустынь. Во все время продолжения хода бывает в Александрове колокольный звон.

Монастырская колокольня

Монастырская колокольня

А по случаю принятия иконы для богомолья в селения по пути и около него и прочия в уезде и даже за пределами онаго, возвращается в пустынь только к годовому празднику обители в честь Ея иконы», к 8 (21 по нов. стилю) сентября.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы почиталась также жителями г. Киржача и многих других селений Покровского, Переславского и Александровского уездов, которые с верой и надеждой ждали ее посещения.

4. 28 мая 1916 года особенно торжественным было празднование и крестный ход в 6-е Воскресение по Пасхе. В тот день в Александров прибыли 3 архиерея: управляющий епархией Архиепископ Владимирский и Шуйский Алексей (Дородницын), рукоположенный за 4 дня до того викарный епископ Суздальский Павел (Борисовский) и епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), ректор Московской Духовной Академии.

архиепископ Алексий (Дородницын)

архиепископ Алексий (Дородницын)

Епископ Феодор (Поздеевский)

Епископ Феодор (Поздеевский)

епископ Павел (Борисовский)

После встречи в Успенском женском монастыре игуменией Тамарой (Лихаревой), сестрами обители, игуменом Лукиановой пустыни Игнатием (Зачесовым), а также священнослужителями монастыря и окрестных храмов, Высокопреосвященнейший Алексий в сослужении Преосвященных Павла и Феодора и многочисленного духовенства совершил Божественную Литургию. По окончании ее он возглавил крестный ход к Спасской часовне. В ведомости Лукиановой пустыни 1916 года описывалось, что «время хода Владыка несколько раз осенял народ иконою Рождества Пресвятой Богородицы и окроплял святою водою стоявшие по пути шествия войска. Стечение народа было громадное, религиозное воодушевление достигало своего высшаго напряжения…». Игумен Игнатий с уверенностью предположил, что это «событие останется достопамятным в течение многих лет».

Крестный ход в 6 Неделю по Пасхе 1916 год

Крестный ход в 6 Неделю по Пасхе 1916 год

Это был последний крестный ход в 6 Неделю по Пасхе, совершенный в свободных условиях, перед годом безбожного революционного вихря 1917 года.

Митрополит Павел (Борисовский)

Митрополит Павел (Борисовский)

Кстати сказать, одному из служивших в тот день в Успенской обители архиереев – владыке Павлу (Борисовскому), несомненно пришлось его вспоминать, когда на несколько лет он оказался вновь в Александрове, но теперь уже на положении ссыльного.

5. Какова же история крестного хода в годы гонений на веру и Церковь?

До 1921 года он совершался неизменно. Супруга александровского учителя Лебедева в дневниковых записях отметила, что муж ее скончался в 1919 году под колокольный звон, в то самое время, как несли с крестным ходом икону Пресвятой Богородицы.

В 1920 году, первой из монастырей Владимирской епархии, была закрыта Лукианова пустынь. Несколько монахов еще некоторое время продолжали проживать в монастырских зданиях до окончательного изгнания, но храмы были опечатаны, имущество передано в ведение Александровского музея, и крестный ход с чудотворной иконой из Лукиановой пустыни стал невозможен.

Изъятие церковных ценностей

Изъятие церковных ценностей

В 1922 году, при изъятии из церквей и монастырей церковных ценностей, была снята и риза с чудотворной иконы. Верующие из города Александрова собрали серебряные монеты и лом из серебра и золота, равный весу окладу чудотворной иконы (около пяти килограммов), и, сдав его, выкупили ризу. Сама же икона была вывезена в музей «Александрова слобода».

В начале 1923 года был закрыт – «ликвидирован», как выражались новые власти – и Успенский женский монастырь.

В 1927 году прихожане Христорождественского собора города Александрова обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать в действующий собор икону Рождества Пресвятой Богородицы, весьма дорогую «для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону, как святыню своего сердца». Просьба не была удовлетворена. В настоящее время местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остаётся неизвестным» .

Но, тем не менее, совершение крестного хода в Александрове продолжалось!

Приходские советы городских церквей, заплатив положенную сумму, получали у властей разрешение на «религиозное шествие»:

В 1928 году 20 мая «в 6 воскресенье по Пасхе, как обычно ежегодно» около 9-ти часов утра был совершен крестный ход из Преображенского храма к Христорождественскому собору . К нему присоединился крестный ход из бывшей монастырской церкви прп. Серафима Саровского при станции Александров. По окончании поздней Литургии совместно с соборным крестным ходом и принесенными из приписной к нему кладбищенской Боголюбской церкви хоругвями, общее шествие было совершено к Спасской часовне — «из собора к братской могиле, находящейся в северо-западной части бывшего Артсклада, что около Карабановской проселочной дороги, для совершения молитвенного поминовения погребенных в означенной могиле».

Крестный ход к Спасской часовне

Крестный ход к Спасской часовне

Разрешение от властей на совершение крестного хода 1928 г.

Разрешение от властей на совершение крестного хода 1928 г.

Предупреждение об ответственности за беспорядки 1928 год

Предупреждение об ответственности за беспорядки 1928 год

Давая разрешение на шествие, Административный отдел Александровского Совета депутатов предупреждал, «что в случае могущих быть каких либо недоразумений при крестном ходе 20 мая, как-то: хулиганства, драк и тому подобного, ответственность возлагается» на церковно-приходской совет. Думается, что организацию подобных «недоразумений» властям было кому поручить…

Вскоре, в августе 1928 года, был закрыт Серафимовский храм, в 1929 году – собор Рождества Христова, около того же времени – Преображенская церковь. В те же годы советской властью были запрещены крестные ходы и колокольный звон.

А взамен их народу были организованы демонстрации.

Советская демонстрация

Советская демонстрация

Демонстрация Иваново 1930 год

Демонстрация Иваново 1930 год

6. Прошло более 60-ти лет, когда 12 мая 1991 года, в 6 неделю по Пасхе, по благословению епископа Владимирского и Суздальского Евлогия, был возрожден крестный ход, на этот раз из города Александрова – в разоренную Лукианову пустынь.

Епископ Евлогий (Смирнов), архим. Досифей, архим. Нил, иг. Иоанна, 1994 год

Епископ Евлогий (Смирнов), архимандрит Досифей, архимандрит Нил, игумения Иоанна, 1994 год

Крестный ход из г. Александрова 1991 г.

Крестный ход из г. Александрова 1991 г.

Крестный ход в Лукианову пустынь 1991 год

Крестный ход в Лукианову пустынь 1991 год

Лукианова пустынь 1991 год

Лукианова пустынь
1991 год

Этот день стал днем открытия пустыни. Несколько последующих лет крестный ход совершался в Лукианову пустынь из Успенского женского монастыря г. Александрова, который был открыт в ноябре 1991 года. А затем был восстановлен исторически сложившийся порядок – крестный ход стал совершаться из Лукиановой пустыни в Александров, в женский монастырь. Общеепархиальным торжеством стало на 6 неделю по Пасхе в 1995 году обретение честных мощей преподобного Корнилия. В этот день мы также совершаем общее празднование преподобным Лукиану и Корнилию Александровским.

Обретение мощей преп. Корнилия, май 1995 года

Обретение мощей преп. Корнилия, май 1995 года

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.