Ко дню православной книги помещаем доклад монахини Сергии (Каламкаровой), сделанный на XIV научной конференции «Художественное наследие Владимирского края. История и культура. Персоналии. XIX век», которая состоялась в Александровском художественно-краеведческом музее 12 ноября 2021 года.
В собрании книг Успенского женского монастыря г. Александрова не менее 200 книг XVII – ХХ веков, включая несколько рукописных, из них более 40-ка имеют надписи различного характера. Эти надписи – вкладные, владельческие и иные, во многом уникальны и являются ценнейшим историческим материалом. В своем сообщении я расскажу о наиболее интересных из них.
Основу книжной коллекции составили книги Успенского женского монастыря, которые были переданы из Александровского музея при возобновлении богослужений в Троицком соборе в 1946 году. Пополнялось собрание книг в последующие годы покупками и дарением в собор служивших в нем священников, а также при передаче имущества из разрушенных в 1960-1970-е годы церквей Александровского района. Большая часть этих книг за неимением новых изданий использовалась в то время при совершении богослужения.
При открытии в ноябре 1991 году женского монастыря эти книги были переданы из Троицкого собора по описи и теперь хранятся в библиотеке и используются в музейных экспозициях. Несколько стопок книг и дореволюционных периодических церковных изданий было обнаружено в 1992 году на полу среди мусора в кладовке переданной монастырю надвратной церкви великомученика Феодора Стратилата. Пополнение коллекции старинных книг продолжалось и в последующие годы, в основном за счет дарения частными лицами.
Из наиболее старых книг с надписями у нас в библиотеке имеется две богослужебных минеи 1691 года издания за май и август, с текстом о вкладе, сделанном Царицей Наталией Кирилловной. В обитель ею был подарен полный комплект миней, и большая часть томов сейчас находится в фондах музея-заповедника «Александровская Слобода». На всех книгах одинаковая надпись:
«Лета 7200 декабря в 19 день Великия Государыни Благоверная Царица и Великая Княгиня Наталия Кирилловна пожаловала сию книгу минию м(еся)ц май во Александрову слободу в м(о)н(а)ст(ы)рь девичь Пр(е)с(вя)тыя Б(огоро)д(и)цы честнаго и славнаго Ея Покрова за многолетное здравие превозлюбленнаго внука своего благороднейшаго Великаго Г(о)с(у)д(а)ря Царевича и Великаго Князя Алексия Петровича всея России». Поскольку главный соборный храм обители в то время был Покровским, то и сам монастырь в записи назван также.
В аналогичных месячных минеях издания 1693 года нашего собрания вкладных надписей нет, но есть подпись справщика, дата 12 февраля 1867 года, а также подписи певчих середины ХХ века. Возможно, это поступления из закрывавшихся в середине XX века храмов. В собрании монастыря представлены богослужебные и поучительные книги из церквей различных сел Александровского уезда: Бакшеева, Годунова, Рождествена, Бунакова, Покрова в Павловских пустошах.
Из монастырских книг начала XVIII века наиболее интересны принадлежавшие боярыне Прасковье Алексеевне Нарышкиной, принявшей постриг в монастыре с именем Пульхерии: устав 1700 года и февральская минея 1705 года с полистными владельческими записями.
В декабре 1720 года в Успенскую церковь благотворителями Александровской обители полковником Феодором Леонтьевичем Вельяминовым-Зерновым с супругой Авдотьей Леонтьевной по обещанию было пожертвовано Евангелие 1705 года издания, о чем свидетельствует вкладная надпись.
Примеры вкладных надписей из приходских книг:
ОКТОИХ ч. 1 (гласы 1-4) – б/д (нач.XVIII в.-1706 (Унд.1400) или 1708 г. (Унд.1437)), начальные листы вырваны. Середина XVII века. Возможно, происходит из села Зеленцина в окрестностях Махрищского монастыря.
(деревни) климо…/крестьянин/ Алтипей/ Федоров/ да тое ж/ деревни/ Климова/ Иван/ Федоров/ Зелеников/ да (деревни)/ Юрцовой/ рождественской /волости/ деревни/ Шимонова/ крестьяне/ Кодратей /Федоров/ да Андрей/ Федоров/ Савелий/ Федоров/ Жаворонковы/ дети/ к церкви/ …(стерто) Пресвятыя/ Б(огоро)д(и)цы/ в приклад/ …/ ское/ по своих роди/ телех/ а подписал/ сию /книгу/ по их/ велению/ Александровы/ слободы/ площадной/ подьячей/ Сенька/ Сини/цын/ и никому/ сию/ книгу/ от той/ церкви/ не относить/ к иной/ церкви/ а кто сию/ книгу/ от той/ церкви/ отнесет/ и тот/ буди/ анафема
По документам из архива удалось выяснить, что сын подписавшего книгу подьячего Александровой слободы Алексей Семенов Синицын умер между 1705 и 1710 годами. Отец его скончался еще ранее.
ПРОЛОГ март – май, нет первых листов.
Сия книга/ глаголемая пролог, четверть / Переславскаго уезду Залеского великого государя Александровой слободы Старослободской волости села Бакшева церкви велико мученика Димитрия Селунского а купил сию книгу сия церкви поп Стефан Тимофеев з детьми своими своею работою и трудами, а с мирских верующих людей тощанием 7205 /1697/ генваря в 11 день, а сию книгу ни продать ни заложить ни на сторону отдать дола беречь у церкви Божии и служить в Божию правду
МИНЕЯ ОБЩАЯ С ПРАЗДНИЧНОЙ. — М.: Печатный двор, кон.XVIIв.
1700 года июня в 5 день/ по указу/ Великого/ Господина/ Святейшаго/ Кир/ Адриана/ Архиепископа/ Московского/ и всея России/ и всех северных стран/ Патриарха/ дана/ сия/ книга/ из ево/ святейшаго/ патриарха/ домовыя/ казны/ в Переславской уезд/ Залеского/ домового/ села/ Покровского/ в церковь/ Покрова/ Пресвятыя Б(огоро)д(и)цы.
МИНЕИ-ЧЕТЬИ (ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ) – б/д (2-я пол. XVIIIв.)
Сия/ книга/ четья/ минея/ Александровской/ округи/ конюшенного/ села/ бакшева/ церкви/ святаго/ велико/ мученика/ Димитрия/ селунскаго/ церковная/ а не чья/ домовая/ и дана/ в церков/ божию/ деревни/ новоселки/ того ж/ приходу/ крестьянином/ Феодором/ Герасимовым/ Мурашкиным/ для/ поминовения/ своих/ родителей/ в вечное/ поминовение/ 1795го/ года/ декабря/ 25го дня
МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ ДЕКАБРЬ – б/д (М.: 1741г.)
1742 году/ марта/ в…/ Переславского/ уезду/ залесского/ синодалного/ села Покрова/ церкви/ покрова/ Б(огороди)цы/ а сию/ к(ни)гу/ дал/ вкладу по своих родителех/ того ж/ села Покрова/ бывшей/ церковник/ а в монашеском/ чину/ монах/ Боголеп/ Иванов/ а сию/ книгу/ подписал/ по велению/ ево/ монаха/ того ж / села/ покрова/ понамарь/ Прохор/ Алексеев
МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ ДЕКАБРЬ – б/д. (до 1753 г.)
Сия/ книга/ глаголемая/ минея/ месяц/ декебрiй/ переславскаго/ уезду/ залескаго/ александровския/ десятины/ села/ бунакова/ церкви/ покрова/ прес(вя)тыя/ Б(огоро)д(и)цы/ приложил/ сию/ книгу/ московской/ печатной/ типографии / батылщик/ Корнил/ Артемьев/ 1753го/ году/ сентября/ 26го/ дня/ подписал/ сию/ книгу/ тоя/ церкви / покровский/ поп/ Федор/ Андреев/ своею/ рукою
В служебной МИНЕЕ за месяц январь, издания 1771 года, сохранилась полистная вкладная запись: «Сия /книга /минiя /дана /вкладу /в село /рождествино /в церковь /рождества /христова / а дал /сию /книгу /свято /троицкия /сергиевы /лавры /иеродиакон / орест».
Село Рождествено дворцовой волости Александровой слободы — сейчас деревня Рождествено Александровского района. Церковь в ХХ веке была разрушена, после чего, вероятно, эта книга оказалась в Троицком соборе г. Александрова. С желания узнать, кто же такой иеродиакон Орест из Троице-Сергиевой Лавры, и какое он имел отношение к селу Рождествену, что подарил для храма весьма недешевую книгу, начался поиск сведений в документах лаврского архива, хранящихся ныне в Российской государственной библиотеке (РГБ) и Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Документов нашлось немало, и в них открылась в буквальном смысле чудесная история этого человека. Сын дьячка села Рождествена, в миру Герасим Фаддеев, с 12 лет не владевший ногами и руками, в 1749 году 20 лет от роду он получил чудесное исцеление от мощей преподобного Сергия Радонежского. Став насельником Лавры, был пострижен в монашество с именем Орест по личному указанию Императрицы Елисаветы Петровны. Скончался в 1793 году в сане иеромонаха. Статья с подробными сведениями о жизни иеромонаха Ореста была размешена на нашем монастырском сайте. А началом этих изысканий послужила небольшая книжная надпись.
В нашей библиотеке есть книги с владельческими записями церквей, монастырей как Владимирской, так и иных губерний, а также частных лиц: крестьян различных деревень, переславского канцеляриста Тольского. Кроме записей, имеющих охранный характер, встречаются и повествовательные. Например, суздальский купец Михаил Иванович Володин отмечает даты прочтения книги: «Сия книга Суздальского купца Михаила Иванова Володина его собственная, подписал внук его Дмитрей Володин своеручно. Начел прочитавать сентября 18 дня 1836 года. После моей смерти передать в церкву Богоявления. М.В. 1894 года маия 20 дня жертвую в церкву Богоявления. Иван Володин. Окончил прочитавать сентября 21го дня 1836 года»
Есть книги с личными записями о рождении детей в семье, о смерти родных.
Не оставивший своего имени читатель четьи-миней считает нужным запечатлеть свои чувства: «Читах сию книгу и усладихся до зела. Мы грешнии Господи! Спаси нас. 12/5 1834»
Нередко при утрате листов с выходными данными надписи на книгах позволяют атрибутировать издание. Кроме того, что, пожалуй, более важно, они дают возможность не только изучить судьбу книги, но и соприкоснуться с жизнью людей прошедших веков, открывают новые имена и факты.
Так, например, по надписи на небольшой рукописной книге, принадлежавшей монахине нашей Успенской обители Еванфии, мы смогли установить ее родство с иеромонахом Вениамином, казначеем подмосковной Берлюковской пустыни.
Благодаря найденным в библиотеке монастыря двум книгам с владельческой записью священника Константина Тивецкого, нам удалось узнать о факте его служения в Троицком соборе города Александрова во время обучения в Московской духовной академии, а также опознать его в неизвестном ранее священнике на фотографии.
Книга с дарственной подписью писательницы Ольги Форш к супруге протоиерея Андрея Сергеенко расширяет наши представления о круге общения семьи Сергеенко.
Значимость изучения надписей на книгах трудно переоценить, и работа описанию старинных книг нашей монастырской библиотеки, надеемся, будет продолжена.