Обретение надгробной доски игумении Аполлинарии (1780 год)

В августе прошедшего 2019 года наш монастырский музей пополнился удивительным экспонатом 1780 года. Хозяин антикварного магазина, что напротив монастырских ворот (в здании бывшей монастырской гостиницы), на престольный праздник Успения Богородицы подарил монастырю памятную надгробную доску настоятельницы нашей обители игумении Аполлинарии (Полибиной/Палибиной).

К этому времени, благодаря поискам в различных архивах страны, у нас уже имелись сведения о ее пострижении, поставлении в игумении и кончине. Но надпись на доске содержит такие детали биографии Матушки Аполлинарии, которые в архивах уже не найдешь. Текст ее гласит:

Пред сим местом

во усыпальне, где было прежде

погребено тело царевны МАРГАРИТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ,

предано земле

тело в Бозе усопшей игумении того ж монастыря

Аполинарии Ивановны Палибиной

урожденная Давыдова,

имя было при крещении Анна.

Родилась в 1719 году февраля 2-го дня, крещена

того ж месяца 3-го дня, в супружество вступила за Ивана

Андреича Палибина в 1736-м году маиа 13го дня.

Лишившись супруга 1756-го года июля 17 дня

В первую обитель вошла в Москве в Алексеевский де-

вичей монастырь. 1767-го году декабря 29-го дня, а во оной Алекса-

ндровской Успенской монастырь перешла 1770 года маиа

30-го дня, иноческий постриг принела 1772-го году марта в 3-го дня

В игумении рукоположена

Преосвященным Феофилактом, епископом Переслав-

ским и Дмитревским 1780-го года июня 14-го дня

И тогож году,

Октября 4 дня, по полудни в 6 часов, от-

иде в вечную жизнь.

Жития ея

было 61 год 8 месяцов и 9 дней.

Вверху мемориальной доски изображение герба рода Полибиных:

Герб рода Полибиных

Его описание в Общем Гербовнике (ч. IV, стр. 104): «В щите, имеющем голубое поле, изображена городовая серебряная стена, из которой виден до половины вылетающий черный одноглавый орел, имеющий на груди серебряную подкову и золотой крест. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нем короной, на поверхности которой видна выходящая рука с саблей. Намет на щите голубой, подложен золотом».

Внизу – герб ее отеческого рода Давыдовых:

Герб рода Давыдовых

«В щите, разделенном на четыре равные части, посередине находится малый щиток, имеющий голубое поле, в коем изображены крест, шестиугольная звезда золотые и между ними серебряный полумесяц, рогами обращенный вниз. В первой и четвертой части в красном поле означены по одному одноглавому орлу черного цвета, держащих в лапе обнаженный меч; во второй и третьей части в голубом поле видны по три золотые звезды шестиугольные и под ними лук, натянутый стрелою, означенные золотом. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною. Намет на щите голубого и красного цвета, подложенный золотом».

Нет сомнения, что текст надгробной надписи был сделан по словам сына игумении Аполлинарии, бригадира Ивана Ивановича Полибина, который был близок с матерью и присутствовал при ее кончине.

Благодаря этому уникальному тексту появилось немало новых сведений о жизни игумении Аполлинарии:

  • Точная дата ее рождения (ведь в документах того времени ее не указывали, писали только возраст)
  • Девическая фамилия, происхождение из рода Давыдовых
  • Точная дата вступления в брак
  • Дата кончины ее супруга Ивана Андреевича Полибина
  • Начало монашеской жизни в Московском Алексеевском монастыре
  • Точная дата приезда в наш Александровский Успенский монастырь

Уточнено также время смерти: в документах было сказано – «в ночь на 5 октября», а в надписи «октября 4дня, по полудни в 6 часов».

Характерно для надгробных надписей того времени вычисление продолжительности жизни с точностью до дней «Жития ея было 61 год 8 месяцов и 9 дней».

Удалось найти точное место, где же находилась эта доска с 1780 года до закрытия монастыря в 1923 году.

Известно, что общие монашеские усыпальницы-погреба находились в монастыре рядом со Сретенской церковью. Отдельная усыпальница для скончавшейся 19 июня 1707 года Царевны-инокини Маргариты Алексеевны осталась пустой, когда ее останки 5 июня 1712 года перенесли по желанию сестер-царевен Марии и Феодосии[1], в подклет Сретенской церкви. В опустевшей усыпальнице стали погребать игумений.

Сретенская церковь с нишей для мемориальной доски

Металлическая доска с выгравированной надписью имеет размер 49,5 на 56,5 см. На ней находятся отверстия от четырех прикреплявших ее к стене кованых гвоздей диаметром около 1 см. Ниша точно такого же размера имеется на южной стене Сретенской церкви, доска идеально в ней помещается.

Удивительно, как сохранилась эта реликвия, промыслом Божиим вернувшаяся в монастырь спустя многие десятилетия. Жаль, что мы не знаем имена людей, которые ее сберегли. Но имена их знает Господь – вечная им память! Просим также помянуть о здравии раба Божия Андрея со сродниками, бескорыстно возвратившего памятную доску в монастырь.


[1] В интернете кочуют неверные сведения о том, что якобы царевна Феодосия тоже была пострижена в монастыре. Это не так, она только приезжала навестить сестру, а в декабре 1713 года была в нем погребена по своему завещанию.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.