Памяти епископа Афанасия (Сахарова)

Неопубликованная статья протоиерея Алексия Громова для «Журнала Московской Патриархии» 1965 года.

Публикуется по воспоминаниям Н. В. Трапани из книги Молитва всех вас спасет : Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. — М. : Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 61-83. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви / редкол.: прот. В. Воробьев (гл. ред.) [и др.]. С. 81-82.

Владыка не хотел иметь на могиле памятника. Он был скромен и не хотел отличаться чем-либо от других и после своей смерти. Но, по распоряжению Святейшего Патриарха Алексия, памятник с большим крестом и надгробной надписью был водружен на его могиле[1]. Это произошло 13 августа 1965 года, накануне празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Святейший Патриарх Алексий I

Крест был освящен служителем кладбищенской церкви протоиереем Алексеем Громовым. В честь этого события им же написана статья в «Журнал Московской Патриархии», которую журнал не поместил.

протоиерей Алексий Громов

Памяти епископа Афанасия (Сахарова)

В центральной части кладбища г. Владимира, среди многочисленных могил, которые, теснясь одна к другой, напоминают большую толпу людей, желающих послушать известного проповедника, приютилась скромная могилка умершего три года назад (28 октября 1962 г.) епископа Афанасия, бывшего викария Владимирской епархии с титулом епископа Ковровского.

Период активной деятельности покойного обнимает главным образом годы его педагогической работы в родной Владимирской Семинарии (1913—1918) в качестве преподавателя трех предметов богословских классов семинарского курса: литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей (каноники). Основным и ведущим предметом была для молодого иеромонаха Афанасия литургика.

Церковное богослужение по Уставу Православной Церкви, можно сказать, было родной стихией, в которой витала и которой укреплялась благочестивая душа о. Афанасия на протяжении всей его многотрудной жизни. В 1917 г. мы видим его в числе членов Богослужебной комиссии Всероссийского Церковного Собора. В позднейшие годы он некоторое время трудился в качестве председателя Богослужебно-календарной комиссии при Московской Патриархии. В «Журнале Московской Патриархии» печатался ряд статей епископа Афанасия на темы уставного совершения церковного богослужения. Главным же его трудом (обнимающим более 250 страниц машинописного текста) является обстоятельнейшее исследование «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». С любовью, с усердием, с большим знанием дела Владыка собирает и разъясняет здесь рассеянные по разным главам Типикона и другим соприкасающимся памятникам указания относительно поминовения усопших за отдельными видами богослужения в целях убедить пастырей в необходимости и пользе совершения богослужения согласно Уставу.

«В богослужении, — говорит автор, — в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все, даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и пос-ледованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность. Как в стройном стильном здании все до мелочей на своем месте, как в хорошем музыкальном произведении, все звуки сочетаются в одну стройную гармонию, как на прекрасной картине и линии, и краски, и тени расположены так, что все вместе только восхищают зрителя, так и в нашем величественном, дивном, прекрасном богослужении. Перестановка одной части богослужения на место другой, внесение не соответствующих дополнений, опущение даже небольших деталей — это так же нарушает общую гармонию богослужения, как фальшивая нота в пьесе, как случайно проведенная на картине ненужная черта или клякса, как не на месте устроенное окно или карниз в стройном здании… И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, — это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы ПОКА еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе».

По вопросу о поминовении усопших епископ Афанасий является решительным противником распространенного в наши дни поминовения сверх положенного по Уставу, особенно в праздничные дни. Праздничная радость должна быть полной, совершенной, ничем не омрачаемой. Между тем необдуманное нагромождение поминаемых имен за праздничной литургией утомляет молящихся и отвлекает их внимание от переживания радостных событий праздника.

Согласно завещанию, епископ Афанасий был отпет и погребен с точным соблюдением всех правил церковного Устава о поминовении усопших на Владимирском кладбище, рядом со своей матерью. У покойного Владыки не осталось близких родственников. Однако могилу его нельзя назвать беспризорной. Участок обнесен прочной металлической решеткой, чьи-то заботливые руки часто приносят сюда букеты живых цветов, а среди них, внизу, на уровне земли, можно разглядеть огонек немеркнущей лампады. Не было здесь только долгое время подобающего высокому сану почившего иерарха христианского надгробия — памятника.

Но вот в первых числах августа текущего года верующих г. Владимира облетела радостная весть: Святейший Патриарх Алексий прислал на могилу епископа Афанасия великолепный памятник, в виде массивного креста из белого мрамора, утвержденного на мраморном же постаменте сиреневого цвета с надписью вызолоченными буквами: «ЕПИСКОП АФАНАСИЙ (САХАРОВ) 1887— 1962 гг.».

Верующие глубоко тронуты вниманием и заботой Святейшего в отношении досточтимого архипастыря. Над могилой епископа Афанасия невольно приходят на ум слова Исаии о Великом Страдальце: «И будет покой Его честь» (Ис. 11, 10).

14 сентября 1965 г.

Протоиерей Алексей Громов, г. Владимир.

Скромная могилка Владыки украшена белым мраморным крестом. На таком же мраморном постаменте он высится над прочими могилами и могильными крестами, как и сам он стоял при жизни неимоверно высоко, как святитель и как подвижник.

Много людей приходят в просторную ограду помолиться о упокоении его души в светлых Чертогах Небесного Царя и просить его заступления в этой жизни и будущей, получить на его могиле обновления духовных и телесных сил. И по вере своей получают просимое. Сам собою возник обычай приносить на могилку что-нибудь съестное, сладкое на помин души, и тот, кто первый обнаружит приношение, — берет себе. Приходит к святителю скорбный, а он встречает того конфетой или пасхальным яичком, как и при жизни своей, и сразу становится светлей на душе…

Спи с миром, дорогой наш молитвенник, чья жизнь была как яркая свеча перед Богом, как дивное песнопение во славу Господа Иисуса. Аминь.

Место погребения епископа Афанасия (Сахарова) и его матери Матроны Андреевны
Князь-Владимирское кладбище г. Владимира
Панихида на месте погребения святителя Афанасия

После прославления епископа Афанасия в лике святых Новомучеников и исповедников Российских, его мощи 14 октября 2000 года были обретены и 15 октября торжественно перенесены в Богородице-Рождественский мужской монастырь г. Владимира, где и ныне почивают.

Мощи положены в лично принадлежавшем святителю Афанасию облачении. Это облачение передал в свое время на хранение тогда пископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию (Смирнову) архимандрит Иннокентий (Просвирин) вскоре после поставления владыки на Владимирскую кафедру.

Рака с мощами святителя исповедника Афанасия (Сахарова)

[1] Крест создан мастером Д. П. Свистуновым на деньги, собранные духовными чадами и близкими знакомыми Владыки. Надпись сделал М. Е. Губонин.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.