Связи Феодоровского женского монастыря г.Переславля-Залесского с Успенским женским монастырем г.Александрова: исторический экскурс

Доклад монахини Сергии (Каламкаровой) 19 июня 2019 года на научно-практической конференции «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов» в г. Переславле-Залесском.

При изучении истории Успенского женского монастыря города Александрова в различных архивах страны мне весьма часто приходилось встречать факты связей в судьбе его насельниц с Переславским Феодоровским монастырем. Особенно во второй половине XVIII века было столь много пересечений, что для создания максимально полной исторической картины стала понятна необходимость изучения документов обоих монастырей. Описать наиболее яркие и значимые факты этой исторической связи и попытаться оценить их положительные и отрицательные стороны  — вот цель моего небольшого исследования.

История существования Феодоровского Переславского монастыря в качестве женской обители напрямую связана с историей Успенской девичьей обители в Александровой слободе. Древний Феодоровский монастырь, существовавший уже в XV веке, до 1667 года был мужским, а затем обращён в женский «ввиду того, что братия в нём вся почти перемёрла от моровой язвы, бывшей в 1651 году», как пишет В. Т. Георгиевский [20, с. 76]. Успенский монастырь в Александровой слободе был основан только в 1651 году. Но благодаря руководству с 1662 года своего духовника, строителя Лукиановой пустыни Рождества Пресвятой Богородицы иеросхимонаха Корнилия (1620-е гг. – 11.08.1681) и его помощника старца монаха Феофана, быстро стал довольно многочисленным и благоустроенным как с внешней, так и с внутренней, духовной стороны.

Сохранилось три документа, свидетельствующих о первых годах существования Феодоровского монастыря в качестве женской обители. Грамоту Патриарха Иоасафа от 30 июля 1667 года на имя строителя Лукиановой пустыни Корнилия и старца Феофана опубликовал протоиерей А.И. Свирелин [24, с. 3-4]. В ней было сказано, чтобы они, «безместных стариц собрав в тот Федоровский монастырь, учинили им общину и покоили из того Федоровскаго монастыря от вотчин, чтобы им скудости не было».

     Спустя 4 месяца по назначении преподобного Корнилия строителем Феодоровского девичья монастыря, он обратился с жалобой к патриарху Иоасафу, сообщая о серьёзных трудностях в устроении порученной ему обители: «в тот де Феодоровской девичь монастырь собрано сто пятдесят стариц и учинено им общежительное неисходное иноческое пребывание», но многие из них «своими суетными прежними самовольными нравы чинятся… непослушны и из монастыря исходят в мирские домы». Указ патриарха Иоасафа от 12 декабря 1667 г., данный ему в ответ, хранится в фондах Отдела письменных источников Государственного исторического музея [18].

Из текста его следует, что основной проблемой обители была приверженность переславских инокинь к старообрядчеству. В грамоте также отражены требования преподобного Корнилия к монашествующим, которые сестры Федоровского монастыря не исполняли:

— неисходное пребывание в монастыре;

— ограничение общения с мирскими людьми;

— подчинение церковному  благочинию и введенным реформам: чтение и пение по старым, но новоисправленным книгам, принятие четвероконечного креста;

— обязательное исповедание и причащение Святых Тайн у строителя монастыря, а не у сторонних духовников-раскольников; 

— беспрекословное подчинение строителю и наместнице монастыря.

Патриарх велел строителю Корнилию и старцу Феофану устраивать «по прежнему указу и по грамотам в Феодоровском девиче монастыре церковное благочиние и немятежное и безмолвное иноческое житие во благом пребывании, а «ослушниц и мятежных стариц за их непослушание и прекословие и за церковной мятеж и за всякое безчинство» наместнице Иринархе «смирять смотря по вине беспощадно и посылать их под начал в Александрову слободу с Успенской девичь монастырь и велеть держать под крепким началом» [18].

 Известно, что в фондах Санкт-Петербургского Института истории Российской академии наук (СПбИИ РАН) в коллекции П.М. Строева находится документ, который показывает взгляд на эту конфликтную ситуацию с иной стороны — челобитная стариц монастыря о притеснениях со стороны старцев попечителей (1668 г.) [23, с. 170]. Но, к сожалению, пока с этой челобитной ознакомиться не удалось.

Феодоровская обитель устраивалась старцем Корнилием по примеру Успенской и первыми настоятельницами в ней были сестры из Александровой слободы. Игумения Анисия, управлявшая Федоровским монастырем после кончины первой наместницы старицы Иринархи, с декабря 1668 по 15 марта 1669 года, вероятно, настоятельница Успенского Александровского монастыря, которая до выбора следующей игумении, управляла также и Феодоровским.

Бесспорно известно, что из александровского монастыря были игумении Клеопатра, которая управляла в Переславле с 1680 по 1688 год, когда по указу Патриарха Иоакима была отправлена «на обещание в Успенский девичь монастырь» [21, с. 63, 65.] Схиигумения Мавра (управляла с 1702 по 1710 г.), вероятно, дочь игумении Анисии, принявшая в детские годы постриг от основателя Успенского монастыря преподобного Лукиана. Известно, что она посылала «на поклон» царевне-инокине Маргарите в Александрову слободу подарки к Пасхе (хлеб монастырский, рыбы паровой) – прося «скушать во здравие» [24, с. 21]. Ее имя записано в синодике Успенского монастыря 1751 года среди других игумений [19, л. 23].

Как в XVII веке, так и в XVIII Успенский Александровский монастырь считался образцовым. С подачи епископов образованной в 1741 году Переславской епархии Священный Синод его ставил в пример всем девичьим обителям. Осенью 1754 года, будучи в Феодоровском монастыре, епископ Переславский и Дмитровский Амвросий «соизволил усмотреть», что монахини на клиросе «поют весма несогласно». Для надлежащего обучения их пению и «учреждения крылоского порядка» он распорядился взять искусных в пении монахинь четырех разных голосов из славившегося своим клиросом Успенского Александровского монастыря. Причем оговорены в указе были и условия их пребывания: «жительство иметь в особливых честных кельях», а трапезовать вместе с игуменией Феогнией. Срок пребывания певчих-учительниц зависел от результата: «доколе оного Федоровского девича монастыря монахини совершенно тому пению как в реченном Успенском девичем монастыре поют обучатся» [10, л.1]. Посылали также монахинь для обучения печению просфор.

Для перевода монахинь из одного монастыря в другой было две основных причины. Первая – формальная, вызванная введением монастырских штатов в 1764 году, когда из-за ограничения штатных мест в многочисленных обителях, коими были и Успенская и Феодоровская, многие монахини остались за штатом. И если в Александровском монастыре, причисленном к I классу, было 100 монашеских вакансий при наличии более чем 350-ти насельниц, то в Феодоровском – всего 17 мест, а уже постриженных было гораздо больше.

Занимать штатные места в монастырях, освобождавшиеся за смертью монахинь и монахов, было повелено из Синода не своими послушниками, ждущими пострига десятилетиями, а уже постриженными из других монастырей, которые остались после 1764 года за штатом.

Таким образом, со второй половины 1760-х годов довольно многие переславские монахини были вынуждены покинуть Феодоровский монастырь и переселиться в Александров, в Успенский. К 1768 году из Феодоровского монастыря было помещено в штат Успенского Александровского 23 человека.

Но в монастыре, где при наличии 350-ти инокинь мест в кельях не хватало и своим монахиням, новым насельницам явно были не рады, тем более что большинство из них было возраста весьма пожилого. Только троим было немногим за 50 лет, всем остальным – по 70-80, и помощи в монастырских трудах от них не было, а больных и старых приходилось помещать в монастырскую больницу-богадельню. Со своей стороны, феодоровских монахинь переселение тоже огорчало. По сравнению с жизнью в родном монастыре, где они имели неплохую трапезу, а пожилые и послушниц-белиц для келейного услужения, в Александровском пища была очень скудной, что вызывало у некоторых монахинь немалый ропот. А монахини Митрополия Сергеева и Серафима Тихонова и вовсе в 1768 году сбежали обратно в Федоровский монастырь, за что были наказаны по распоряжению Духовной Консистории [1; 4]. Первую вернули по-прежнему в Александров, повелев «содержать и за побег… в трудах монастырских до смирения и исправления», а вторую вовсе изгнали из монастыря в свое село. В отношении остальных недовольных феодоровских монахинь Александровской настоятельнице было повелено, «распределя к послушаниям»,  за непослушание и непорядки увещевать, при неисправлении смирять наказанием, а о вовсе неисправных доносить в консисторию [1]. Вместо престарелых стали отправлять в Александров «младших монахинь» [12, л.24], где к старым всё же старались по возможности дать в помощь послушниц. Интересно, что для отправки монахинь в Александров деньги на лошадей выделялись из Провинциальной Канцелярии [12, л. 4].

Но ситуация явно требовала изменений, так как не устраивала монахинь с обеих сторон. И спустя десятилетие с разрешения Переславского епископа от 2 июля 1778 года и полученного в подтверждение его указа Синода от 9 июля 1780 года числящиеся в штате Успенского Александровского монастыря монахини стали фактически жить в своем родном, Феодоровском, получая из Успенского причитавшееся им по штату жалование — 5 рублей в год [13, л. 6 – 7 об.].

К началу XIX века переславских монахинь в штате Успенского были уже единицы, и при появлении вакансий игумении старались зачислить их в штат своего монастыря [7, л. 50]. К 1830 году по естественным причинам, со смертью престарелых монахинь, практика помещения сверхштатных в иной монастырь сама собой прекратилась. Попытка феодоровской игумении Серафимы в 1830 году после кончины монахини Елисаветы поместить на ее место в Успенский монастырь послушницу одобрения у епархиального начальства не вызвала: повелели ждать, когда откроется вакансия в Федоровском монастыре, а на замещение представить «достойных из Александровского Успенского монастыря послушниц» [8, л. 52].

Перевод в другой монастырь был также одной из форм епитимии, назначавшейся консисторским начальством. Неподчинение игумении,   самовольный отъезд из монастырских стен, пьянство – вот основные причины наказания, когда отправляли «под надзор» игумении, а в случае неисправления и вовсе под мирским именем в свою деревню, как официально писалось — «в первобытное состояние». Но нужно сказать, что случаи эти были единичными. Наказания обычно были не столь суровыми. Например, в 1769 году монахине Митрополии «за рукоприкладствие к прошению на игуменью Надежду» повелели в течение месяца «на каждом молитвословии класть по дватцети поклонов» [4].

Гораздо бо́льшим наказанием было увольнение от должности игумений. В 1768 году была «сведена с должности» 50-летняя игумения Феодоровского монастыря Арсения (Михайлова). С детства она жила и воспитывалась в Успенской Александровском монастыре, где пела на клиросе, сорока лет от роду была пострижена в монашество. В 1765 году ее определили игуменией в Феодоровский монастырь . В 1768 году «к правлению начальства неспособную и о своей пастве нерадящую, да и собою худыя поступки показующую», ее отправили на жительство в Успенский Александровский монастырь, а игумении Евсевии предписали «о поправлении состояния ея иметь попечение». [2; 3]. Но уже в следующем, 1769 году, за невозможностью подыскать лучшую ей на смену, Арсении повелели «в Федоровском девиче монастыре игумениею быть по прежнему» [4]. И в последующие годы ее штрафовали «за непорядочное правление». В списке настоятельниц Феодоровского Переславского монастыря протоиереем Александром Свирелиным ошибочно указываются годы правления игумении Арсении – с 1770 по 17 июля 1777 года, якобы до смерти [24, с. 694]. Списки игумений Строева более верные, но менее полные [25, с. 694]. На самом деле, управляла игумения Арсения Феодоровским монастырем с 25 февраля 1765 года до 1768 года, затем с августа 1769 по 1780 год. После чего была отправлена на покой на место пострижения, в Успенский монастырь г. Александрова, где и скончалась 29 августа 1781 года. «Келейнаго имения по скудости ее обывания» ничего не осталось. [13 л. 16].

В 1770-1780-е годы проживали на покое в Александровском Успенском монастыре также уволенные из Феодоровского монастыря игумения Маргарита (Наумова) [13] и неграмотная игумения упраздненного Вознесенского переславского монастыря Маргарита (Герасимова) [11; 13; 17].

В октябре 1856 года была попытка поместить в казенную келлию Александровского Успенского монастыря проживавшую в Феодоровском в келье своей племянницы игумении Максимиллы пару месяцев заштатную игумению Кашинского Сретенского монастыря Серафиму. Епископ Иустин получил жалобное прошение последней, в котором она писала о своей бедности, необходимости платить за проживание и покупку дров немалые деньги, о неимении монастырской прислуги. Удачной идеей показалось ему поместить ее на жительство в обширный Александровский монастырь, и он повелел его настоятельнице приготовить «приличную казенную келью для помещения заштатной игумении Серафимы» [9, л. 33 — 34]. У Александровской игумении Елисаветы указ Консистории вызвал немалую тревогу. Келий в Успенском монастыре было немало, но и насельниц 320-ть, так что в каждой келии помещалось 8-10 человек. Поселение престарелой бывшей игумении Серафимы было крайне нежелательно, и очевидно, аргументы из рапорта игумении Елисаветы епископу Иустину помогли его предотвратить.

Уже упоминалось, что несколько монахинь из Успенского Александровского монастыря были игумениями в Феодоровском Переславском. А игумения Успенского Александровского монастыря Агния (Михайлова, ок. 1712 – ок. 1805) была постриженицей Феодоровской обители. Дочь дьякона села Романовского Александровской округи, она находилась в дальнем родстве со священником Успенского монастыря Сергием Логиновым, что, вероятно, сыграло свою роль при ее переводе из Переславля в Александров. В Переславле она приняла постриг в 1762 году, исполняла клиросное послушание, затем 2 года была казначеей. На эту же должность ее назначил епископ Феофилакт в 1782 году в Успенский монастырь, где своих грамотных, штатных и не старых монахинь в то время не нашлось. Судя по всему, также с целью надзора за имевшей много нареканий игуменией Павлой, место которой по увольнении Агния и заняла. 7 лет Агния была игуменией в Александрове, а затем по старости уволена за штат, ослепла, но прожила еще лет 15-ть, получая в жалование «2 монашеские порции», которые состояли из хлеба и кваса [6, л. 252].

С обеими обителями была связана также судьба игумении Елисаветы (Лавровой), но если настоятельницей Феодоровского женского монастыря она была лишь год (с 11 мая 1844 по 23 мая 1845), то Александровским Успенским монастырем управляла почти 38 лет (с 21 января 1846 по 29 мая 1883), в нем и скончалась. Некоторое время матушка Елисавета была игуменией также в Троицком Муромском и в Суздальском Покровском монастырях. И каждый раз, получая новое назначение, она «со слезами просила Архиерея не переводить ее в другой монастырь» [26]. Однако переводы были как с целью ее награждения, повышения, так и с целью благоустроения тех обителей, в которые ее назначали. Епископ Владимирский хорошо знал ее опытность, распорядительность, умение управлять сестрами. И надежды его игумения Елисавета вполне оправдала своей жизнью.

На основании вышеизложенных фактов из истории двух девичьих обителей можно сделать вывод, что переводы монашествующих из одного монастыря в другой, производившиеся по распоряжениям церковного начальства, в целом были мало оправданы. Для духовной жизни инокинь они больше приносили вреда, чем пользы. Не случайно при малейшей возможности они стремились вернуться в свою обитель, на место пострижения — «обещания», туда, где давали свои монашеские обеты.

В перспективе изучения прошлого русских православных монастырей видится желательным максимальный охват имеющихся архивных источников, а также комплексное исследование истории различных обителей, особенно в пределах одной епархии, так как в судьбе их насельников и насельниц было немало исторических переплетений.

Источники

  1. АМ — Музей-заповедник «Александровская слобода» 1821/89 ф. 10 оп. 1 д. 423 Указ… о правилах содержания монахинь по штату. 1768 г.
  2. АМ -1821/171 ф. 10 оп. 1 д. 420. Указ о ссылке в монастырь бывшей игуменьи Феодоровского монастыря Арсении. 1768 год.
  3. АМ -1821/171 ф. 10 оп. 1 д. 421. Рапорт о получении Указа о ссылке в монастырь бывшей игуменьи Феодоровского монастыря Арсении. 1768 год.
  4. АМ -1821/145 ф. 10 оп. 1 д. 426 Указ… о возвращении в Федоровский монастырь монахини Митрополии. 1769 год.
  5. ГАВО —  Государственный архив Владимирской области ф. 556 (Владимирская духовная консистория), оп. 2, д. 678. Ведомость о монашествующих, бельцах и настоятелях монастырей по Владимирской губернии за 1802 год.
  6. ГАВО ф. 556, оп. 111 д. 208. Ведомость о монашествующих и священноцерковнослужителях за 1804 год.
  7. ГАВО ф. 566 (Успенский женский монастырь г. Александрова), оп. 1 д. 93. Копии указов за 1827 г. на 71л.
  8. ГАВО ф. 566, оп. 1 д. 103. Копии указов за 1829 — 1830 г. на 71 л.
  9. ГАВО ф. 566, оп. 1 д. 244. Копии указов за 1856 г., на 48 л.
  10. ГАЯО – Государственный архив Ярославской области. Фонд № 1200 (Переславская духовная консистория), опись 2, дело 117. Дело о направлении монахинь Александровского Успенского девичьего монастыря в Переславский Фёдоровский девичий монастырь для обучения пению местных монахинь.
  11. ГАЯО ф.1200 оп.2 д.576. Рапорты игумений девичьих монастырей Переславского уезда о выбывших монахинях по случаю смерти и о вновь принятых на их места 1769 год, на 35 л.
  12. ГАЯО ф.1200 оп.2 д.703. Дело о замещении 2-х свободных вакансий в Александровском Успенском девичем монастыре на место умерших монахинь, 1773 год, на 36 л.
  13. ГАЯО ф.1200 оп.2 д. 819. Ведомости о монашествующих в монастырях Переславского уезда с указанием их возраста, за 1781 год, на 83 л.
  14. ГАЯО ф.1200 оп.3 д.841. Ведомости о находящихся в девичьих монастырях  Переславского уезда игумениях, 1778 год, на 10 л.
  15. ГАЯО ф.1200 оп.3 д.925. Дело о наказании монахини Александровского Успенского девичьего монастыря Серафимы Тихоновой за побег и пьянство, на 33 л.
  16. ГАЯО ф.1200 оп.3 д.934. Дело об увольнении с должности игуменьи Александровского Успенского девичьего монастыря Павлы Щепотьевой из-за болезни и определении монахини Переславского Фёдоровского девичьего монастыря Агнии в казначеи к тому же монастырю. 1781 год, на 127 л.
  17. ГАЯО ф.1200 оп.4 д. 95. Ведомости о монашествующих в монастырях Переславского уезда за 1785 год.
  18. ОПИ ГИМ — Отдел письменных источников Государственного исторического музея. ф. 17 (Уваровых) оп. 2 ед.хр. 9. л. 61-64.
  19. ОР ГИМ — Отдел рукописей Государственного исторического музея.  Фонд «Епархиальное собрание», ед. хр. 740, 1751- XIX в., 250 л., ф. 1, полуустав.

Литература

  • Георгиевский Василий Тимофеевич (1861-1923). Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский : [Путеводитель по памятникам старины] / В. Георгиевский. — Санкт-Петербург : Ком. для устройства празднования трехсотлетия царствования дома Романовых, 1913. — [4], 92, [3] с. : ил., факс.; 22. С. 76—93.
  • Леонид (Кавелин Лев Александрович; архимандрит Троице-Сергиевой лавры; 1822-1891).Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии) / Сост. а. Л. — 2-е изд. — Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1891. — 177 с., 6 л. ил.; 25
  • Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Ч. 1 : Монастыри : краткие исторические сведения : с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов / под ред. протоиер. В. В. Косаткина. — 1906. — [2], VIII, 350, [3] с.
  • Путеводитель по архиву Ленинградского отделения Института истории [Текст] / Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние Ин-та истории. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР. [Ленингр. отд-ние], 1958. — 603 с.
  • Свирелин, Александр Иванович. Переславский Федоровский женский монастырь/ протоиер. А. Свирелин. – Владимир : Типо-лит. Губ. правления, 1903. —  [2], 43.
  • Строев, Павел Михайлович. Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви / Павел Строев. — СПб., 1877. — X с., 1064, 68 стб. с. 694.
  • Флоринский, Николай Иванович. Владимирские епархиальные ведомости, 1883 г. № 23 с. 663-675. Свящ. Н. И. Флоринский. Из жизни настоятельницы Успенского, в гор. Александрове, женского монастыря Игумении Елисаветы (Лавровой), 1794 – 1883 гг.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.