Доклад монахини Сергии (Каламкаровой) 27 февраля 2019 года во Владимирской духовной семинарии на Первой международной научно-богословской конференции
«Наследие христианской Церкви: богословие, история, культура»
На основе архивных документов в статье рассматривается история обращения из иоаннитства в 1910 году Ф. Ф. Романюка (1888 — 1984) священником Успенского женского монастыря г. Александрова Сергием Виноградовым. Прослеживается дальнейшая судьба бывшего иоаннита, принявшего священство и монашество, пережившего неоднократные репрессии со стороны советской власти. При изучении опубликованных в наше время дневниковых записей иеросхимонаха Иоанна (Ф. Романюка) становится очевидным, что его отречение от иоаннитства было неполными особенности сектантского мировоззрения он сохранил до конца жизни, в связи с чем возможность его канонизации и почитания в церкви видится неприемлемой.
В послужном списке священника Успенского женского монастыря города Александрова Сергея Александровича Виноградова среди прочих наград есть не столь значительная, но необычная: в 1910 году он получил сначала благодарность Духовной Консистории «за умелое и усердное увещание сектанта-иоаннита», а затем и архиерейское благословение «за обращение иоаннита Романюка» [10]. Во Владимирском государственном архиве (ГАВО) сохранилось дело на 23 листах [11], которое позволяет узнать подробности этой истории.
Современный этим событиям исследователь сектантства Терлецкий писал: «Заблуждение это состоит в том, что личность о. Иоанна Кронштадтского сектанты, именуемые «иоаннитами», обоготворяют, обоготворяют не в каком либо переносном, а в прямом, буквальном значении этого слова» [8].
Незадолго до этого, 4–11 декабря 1908 г. вышло постановление Святейшего Синода в отношении «иоаннитства», принятое на основании решений миссионерского съезда 1908 года. В нем, в частности, определялось: «учение так называемых «иоаннитов», признающих о. Иоанна Сергиева Богом, считать учением еретическим, кощунственным и богохульным, сродным с хлыстовством; поручить духовенству с особенною осторожностью относиться к лицам, подозреваемым в принадлежности к иоаннитам, при совершении над ними таинств, требуя от них отречения от главных заблуждений иоаннитов…» [3].
В июле 1909 года в Священный Синод поступило обращение из города Александрова от ефрейтора военно-телеграфной роты 1-го Резервного Саперного батальона Феодора Филиппова Романюка. Это была рукопись на 14-ти листах, озаглавленная «Голос иоаннитов» и представлявшая из себя апологию иоаннитства [11, л. 2-15об.]:
«… Я – иоаннит, и как таковой, пишу эти строки исключительно с целью предостеречь русское духовенство от грозящей ему опасности оказаться богопротивниками, не с намерением отыскать себе оправдание в глазах духовенства или найти у него поддержку. В сущности ни осуждать ни оправдывать духовенство иоаннитов не может. Точно также и поддерживать оно их едва ли в состоянии…
.. Батюшка – Бог…Отец Иоанн Кронштадтский Бог…
Действительно громадно твое падение Св. Синод: ты отверг Истину – Божественность Батюшки Кронштадтскаго, никто и ничто не может спасти тебя от гибельной твоей ошибки…
… набросились на беззащитных иоаннитов и ну терзать их посредством печати, посредством воззваний..
.. Бог, вторично посетив землю, протрубив 53 года громогласною трубою на весь мир, призвав новых учеников, поверг на землю как бы огонь истины..
Миритесь с Соперником своим, нашим Отцом- Вождем, Пастырем Кронштаттским, пока еще на пути в вечность.
Я много не удивляюсь вашему неведению, но убеждаю во имя Господа поверить. Если вам трудно поверить простым, неграмотным, невоспитанным (по вашему) деревенским книгоношам и девушкам, то поверьте мне, бывшему народному учителю, воспитанному на принципах стремления к распространению в народе религиозных сведений, гуманности, всестороннего развития ума, изучившему не только нашу провинцию, но и столицу со всей ея суетой. Не думайте, что я не знаю всех мотивов, которые заставляют вас в иоаннитах сектантов видеть; не думайте, что я не дорожу душой своей и церковью православной; не думайте, что забыл и то, как сильно Бог карает еретиков – все это у меня на виду. Но не могу же я, презрев Бога, согласиться с вами: судите сами, больше надо слушать Бога или человеков? Нет, хотя бы вы все, вместе со всем миром мне противостали, то и тогда, если не уверуете, что Батюшка – Бог, общаго с вами и мною ничего не будет…
Дорогие сердцу православнаго человека, пастыри, Митрополиты, Архиепископы, Епископы, Архимандриты, Иереи, Диаконы, Вся Иерархи! Выслушайте мою речь. Я не искатель приключений и говорю неложно, говорю от всего сердца. Молчать я не могу: боюсь зарыть талант свой в землю. Талант сей – Божие откровение! Я получил от Бога великое откровение. Бог сему свидетель!
Я, бывший народный учитель, хотя с малых лет и воспитанный в страхе Божием и на началах веры православной, но в последнее время стал совершенным безвером. Я воспламенялся гневом на моих престарелых верующих в Бога родителей за веру их и готов был гнать не только иоаннитов, но и всякую веру во Христа и в Личнаго Бога. Я был погибший для веры человек. Но Бог сотворил для меня величайшие чудеса Он снял бельмо с глаз моих, и я увидел Пастыря Кронштадтскаго сидящим на небеси на престоле славы Своей. Ей, Аминь! Православные Архипастыри! Я, собрат ваш по вере во Христа, прошу вас пробудитесь, одумайтесь, помолитесь и умудритесь! Вас сейчас посещает истина и стучится в сердечные двери. Отворите эти двери и пустите истину, подклонить у вас голову: она сейчас гонима. Но она истина и истиной пребудет, и всплывет на верх, и взойдет на небеса, и засияет на весь мир, ибо кто может разрушить дело, зиждитель котораго Бог.
Благодарю Тебя Господи….
Феодор Романюк»
Поскольку автор этого послания служил в то время в армии, Синод в конце августа передал решение этого вопроса протопресвитеру военного и морского духовенства Александру Желябовскому «с поручением сделать распоряжение о преподании заблуждающемуся Романюк пастырских увещаний к вразумлению его» [11, л. 1]. Тот выяснил, что «ни в воинской части, квартирующей в г. Александрове, Владимирской губернии, но вообще в этом городе военных священников не имеется» [11, л. 1], и перепоручил это дело Архиепископу Владимирскому и Суздальскому Николаю.
30 сентября 1909 года указом Владимирской Духовной Консистории было постановлено: «поручить иоаннита вразумлению и увещанию священника женскаго монастыря Сергия Виноградова и для того отослать ему приложенную к отношению от Протопресвитера рукопись «Голос Иоаннита» с тем, чтобы он священник Виноградов чрез три месяца донес Консистории как благополезно будет его вразумление и увещание» [11, л. 1 об.].
Прошло 3 месяца, но донесение из Александрова об успехах увещевания не поступало. Лишь в начале марта 1910 года свящ. Сергий Виноградов прислал в Консисторию подробный отчет.
Из донесения прот. Сергия Виноградова:
«Прежде всего я ознакомился в присланной мне апологией иоаннитства.
В доказательство того, что о. Иоанн есть Бог, автор апологии ссылается на бывшие иоаннитам откровения. И сам Романюк имел откровение. Он видел о. Иоанна на небе, на престоле. Вследствие этих откровений как сам Романюк, так и другие иоанниты всей душей убеждены в истинности своего упования. Романюк не может себе и представить, что это откровение не от Бога. «Господь не попустит», — говорит Романюк — «впасть нам в обман или заблуждение. Ведь мы всецело предались Богу и телом и душей».
Апология заканчивается призывом к духовенству Православной церкви раскаяться, пока не поздно, в своем неверии и признать о. Иоанна за Бога.
Ознакомившись с апологией, я вошел в общение с Федором Романюком, и он с разрешения своего начальства стал посещать меня по вечерам. В своих беседах с Романюком я прежде всего уяснил ему, какое важное значение должны иметь для него сочинения о. Иоанна Кронштадтского.
Уяснив Романюку взгляд о. Иоанна на себя, как на простого человека, я постарался объяснить Романюку, на указанные им в апологии места священного писания и при этом напомнил ему, что в объяснении Священного Писания нужно руководствоваться толкованиями Отцов и учителей Церкви, самому же, произвольно, толковать Св. Писание нельзя. Особенное мое внимание было обращено на те места в. Писания, в которых говорится о втором пришествии Господа Иисуса Христа.
…Эти имеющиеся совершиться события я сопоставлял с обстоятельствами из жизни о. Иоанна и указывал их полное несоответствие.
Так как в доказательство истинности Иоаннитства, как в своей апологии, так и в разговорах со мной Романюк ссылался на бывавшие Иоаннитам и самому Романюку «откровения», то я объяснил Романюку, что истинные Богооткровения должны непременно быть в согласии с словом Божиим. Люди, имевшие «откровения», должны относиться к ним критически, проверяя их Словом Божиим…
К прискорбию своему должен сознаться, что мои убеждения и увещания пока не увенчались успехом. Но я еще не потерял надежды на вразумление Романюка потому то, между прочим, медлил посылать в Духовную Консисторию свое донесение. Из ближайшего знакомства с Романюком я вынес убеждение, что это человек искренний и глубоко религиозные. Весьма жаль, что печальное заблуждение затмило его духовные очи, и как бы желалось расположить его к полному сознанию своего заблуждения! ведь он и теперь любит Православную Церковь!
от 7 марта 1910 года». [11, л. 17]
Спустя 3 месяца, 16 июня 1910 года, при рапорте благочинного в Консисторию было подано донесение свящ. Сергия Виноградова о результатах вразумления ефрейтора Романюка и заявление самого Федора Романюка об отречении его от иоаннитства.
«С великою радостию имею честь донести ВДК, что порученный моему вразумлению и увещанию Иоаннит … наконец убедился в ложности своих религиозных представлений о Божестве Отца Иоанна Кронштадтского, глубоко сожалеет о свои религиозных заблуждениях, отрекается от всего того, что было им написано не согласно с учением Православной Церкви в апологии Иоаннитства, поданной им в Святейший Синод и выражает полную готовность и желание быть истинным и послушным сыном Святой Православной Церкви» — писал о. Сергий Виноградов [11, л. 22].
«…Отрекаюсь от всего того, что несогласного с учением Православной Церкви было написано мной в Апологии Иоаннитства, поданной в Святейший Синод в июле месяце минувшаго 1909 года. Принося искреннее раскаяние, изъявляю полную готовность и желание быть истинным и вместе с тем послушным сыном церкви, в чем да поможет мне Бог», — читаем в заявлении Ф. Романюка [11, л. 23].
Казалось бы, история закончилась благополучно. Но возникло сомнение в том, насколько искренним было отречение Ф. Романюка, а также предположение, что при такой активной жизненной позиции и столь ревностном исповедании веры он не перестанет писать и не останется в безвестности. И это предположение подтвердилось.
Нашлось немало сведений о дальнейшей жизни Федора Филипповича Романюка, которая была полна испытаний и скорбей. Оказывается, уже в 1914 году он был рукоположен в священнический сан. С 1927 года служил в Ленинградской епархии, где в сане протоиерея был настоятелем иосифлянской церкви Св. Андрея Критского на ст. Володарской (1930). В 1931 году был приговорен к 5 годам лагеря по 58 статье УК, в заключении находился в Кузнецкстрое (1932-1935). В 1941 году был арестован в г. Абакане Хакасской АО КС и осужден к 10 годам ИТЛ. С 1952 года служил в городе Камень-на Оби на Алтае. С 1961 года за штатом. В это время особенно активно писал открытые письма и к представителям власти – в Президиум ЦК партии и, лично Хрущеву, Фурцевой, и в различные газеты – и центральные – «Правда», «Известия», и краевые. В них кроме обличения атеизма и призыва к почитанию отца Иоанна Кронштадтского также было немало откровенной критики советской власти. Скончался Федор Романюк в возрасте 98 лет 25 февраля 1984 в г. Камень-на-Оби Алтайского края, перед смертью приняв пострижение в схиму с именем Иоанн [2].
Множество подробностей о жизни Феодора Романюка содержится в его записях. Значительная часть их была опубликована на сайте «Мемориал» [14]. Например, он довольно подробно описывает свое нахождение в заключении, а также насчитывает у себя 7 судимостей:
Судимости
- За нищенство в Петербурге
- За дозволение оплачивать натурой требы
- Пересуд по тому же «преступлению»
- За совершение отпевания по христианскому обряду
- Пересуд по тому же «преступлению»
- Осуждение «тройкой» за отказ молиться за м.Сергия. Мера наказания 5 лет з/к
- Осуждение Хакасским областным судом за письмо в газ. «Советская Хакасия». Мера наказания 10 лет з/к и 5 лет поражения в правах [14].
Там же мы можем ознакомиться с его взглядами, которые очень мало отличаются от изложенных им в своей «апологии» 1909 года. Причем основное убеждение в правильности своих взглядов он видит в некоем «видении», бывшем ответом на его молитву:
«… величие Дорогого Батюшки было показано по молитве моей. Я просил Бога открыть мне тайну личности Отца Иоанна, и Она была мне открыта. Мне стало известно, что некоторые стали называть Его Богом. Зная, что у Бога премудрости много и что тайны этой премудрости открываются по преимуществу простым сердцем, я боялся отрицать такое почитание, чтобы не погрешить и не похулить того, что не должно быть хулимо. Мне хотелось знать истину и только. И вот Господь являет мне величие кронштадтского Праведника на фотокарточке: Отец Иоанн восседает в кресле, в руке Его книга, вокруг Него радуга, по груди пояс, на руках знаки, как бы следы ран от гвоздей, как у Христа, на поле рясы отобразилось подобие тернового венца; по правую сторону Его вижу подобие земного шара, за которым очень явственно виден стоящий как бы на страже Государь Император Николай II, которому земной шар только до пояса. Самодержец Всероссийский был одет в мундир, с лентой через плечо и без головного убора. На фоне фото отобразилось и восходящее солнце. Когда все это я увидел, то пришел в страх и воскликнул: довольно, Господи, я всему, всему теперь буду верить. Это было в 1906 г. в мае месяце. Произошло это приснопамятное событие в моей квартире в здании народного училища, в котором я тогда учительствовал».
«Иоанниты — это люди крепко любящие и свято чтущие Дорогого Батюшку за носимый им сан Христов, за веру, за подвиг непрестанной борьбы со грехом. Иоаннитам суждено было принять на себя имя отца их, как первые последователи Христа стали именоваться христианами. Я пристал к этому стаду после того, как Господь показал мне духовное величие этого мужа. Батюшка есть добрый пастырь и является умилостивлением за недостатки в приношениях за грехи наши по священству. Священник, не почитающий Дорогого Батюшку, не есть священник Церкви Православной.
«Никаких новых догматов иоанниты не вводили в учение православной церкви. Отличались же иоанниты от всех прочих людей только мерою почитания отца Иоанна, которого почитали как Бога». «Бог вновь явился во плоти».
«Взгляды иоаннитов на обожаемого ими Кронштадтского Пастыря ждали своего апологета. Таким апологетом их верования хочет быть пишущий эти строки. Он тоже причисляет себя к этому стаду и не боится общественного мнения».
Как взгляды отца Феодора на отца Иоанна Кронштадтского, так и его неприятие и советской власти, и обновленческого раскола в церкви, были традиционными для течения иоаннитов. «Иоанниты встретили Октябрьскую революцию и захват власти большевиками как исполнение пророчеств о. Иоанна Кронштадтского и приход антихриста. Их проповедь сразу приобрела резко антисоветский характер». «Часть иоаннитов влилась в движение непоминающих, с которыми их сближал отказ от каких бы то ни было форм соглашательства с советской властью», — пишет исследовательница этого движения Н.П. Зимина [4].
В записях протоиерея Феодора заметно отсутствие у него серьезного образования (он закончил учительскую семинарию, а после армии Житомирское пастырское училище), но в сочетании с большой искренностью и ревностию по вере это, возможно, лишь еще более привлекало к нему верующих, среди которых большей частью были женщины простые и малообразованные.
Но кроме почитателей и последователей священника Феодора Романюка в его окружении находились и те, кого взгляды его смущали, кто видел в нем сектанта. В записях о. Феодора сохранилось увещание к своей соседке по дому в Абакане, монахине Елене Афанасьевне, являвшейся духовной дочерью сщмч. Амифлохия, епископа Енисейского. Она уклонялась от общения отцом Феодором и не ходила ни в храм, ни на его квартиру, видя в нем иоаннита, в частности, потому, что он поместил портрет отца Иоанна Кронштадтского рядом с иконами [5, л. 214-216]. Причем сам отец Феодор к сектантам себя, бесспорно, не относил, что видно из его воспоминаний.
В 2018 году трудами настоятеля храма свят. Патриарха Тихона г. Камень-на Оби протоиерея Николая Гордиенко и сотрудников районной библиотеки была издана книга «Из дневников отца Федора», в которую вошли письма и дневниковые записи протоиерея Федора Романюка (иеросхимонаха Иоанна). В феврале книга была презентована на краевом фестивале «Издано на Алтае» в Барнауле, в марте в г. Камень-на-Оби. Оба мероприятия прошли с участием правящих архиереев и духовенства.
Тираж книги всего 35 экземпляров, но предполагается дальнейшее переиздание и продолжение публикаций записей и проповедей Ф. Романюка. Явно сектантские, «иоаннитские» записи о. Феодора в книгу не были включены. Это позволило прот. Николаю Гордиенко в послесловии к ней высказать мнение о возможной в будущем канонизации протоиерея Феодора Романюка [5, с. 230]. В свете изложенной ранее истории из его жизни и опубликованных на сайте «Мемориал» записей это видится совершенно неприемлемым. При этом изучение судьбы прот. Феодора Романюка, публикация его записок и проповедей, безусловно, необходимы и представляют немалый интерес, но лишь при условии издания их с соответствующими богословскими и историческими комментариями.
Список использованной литературы
- Владимирские епархиальные ведомости. 1910 год.
- Журнал Московской Патриархии 1985 год, № 2. С. 34-34. Некролог.
- Зимина Н.П. Иоанниты. // Православная энциклопедия. Т. 25. — М., 2010. с. 127-139.
- Зимина Н. П. К вопросу об иоаннитском движении в русской православной церкви и возникновении в конце 1920-х гг. катакомбного течения «архиепископа» Агафангела (Садовскова)//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 4 (37). С. 28–54.
- Иоанн. Из дневников отца Федора / Муницип. бюджет. учреждение культуры «Культур.-информ. центр» Каменского р-на Алтайского края ; [ред.: Н. А. Холтобина, протоиерей Н. Н. Гордиенко]. – Камень-на-Оби : [б. и.], 2018. – 234 с., [4] л. ил., портр.
- Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез… «: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. — М.: Серебряные нити, 1998. С. 58,357.
- Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. — СПб., 2002. 280 с. С. 208-209.
- Терлецкий, Владимир Николаевич. Очерки, исследования и статьи по сектантству : Вып. 1- / В.Н. Терлецкий. — Полтава: электр. тип. Г.И. Маркевича, 1911-1912. — 26. Общие понятия о сектантстве; Духоборы и толстовцы; Павловское «страшное дело»; Секта «иоаннитов». — 1911. — 256 с.
- Чему и как мы веруем // Прибавления к Церковным ведомостям. 1910. № 8. С. 367–368.
Список источников
- Архив Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова. Клировые ведомости монастыря за 1918 – 1923 гг.
- Государственный архив Владимирской области (ГАВО) ф. 556, оп. 1, д. 4744. Дело об отречении ефрейтора военно-телеграфной роты 1-го резервного саперного батальона Ф.Ф. Романюка от иоаннитства, 28 сентября 1909 – 18 июня 1910 г., на 23 л.
Электронные ресурсы
- http://www.anti-raskol.ru/pages/865
- http://www.petergen.com/bovkalo/mar/rusr.html
- http://www.memorial.krsk.ru/memuar/sv/0.htm
- http://alexandrov-obitel.ru/?p=2300
- http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6Xbu6fe0hfG*cY8ugc8rieW0IdOGis00Ie8icfuyiceXb8E*
- http://slav-eparhia.ru/news/prezentacija_knigi_o_protoieree_fedore_romanjuke/2018-03-15-599
- http://www.altai-eparhia.ru/episkop/work/?id=19643
- https://www.ap22.ru/paper/Izdana-kniga-v-kotoruyu-voshli-pis-ma-i-zapisi-udivitel-nogo-cheloveka-ieroshimonaha-Ioanna.html