Опыт реконструкции церковной жизни в 30-е годы ХХ столетия в Киржачском районе по материалам следственных дел

Доклад прихожанки церкви с. Воскресенье Петушинского р-на Самочатовой Надежды Александровны (г. Москва), на епархиальных чтениях в г. Петушки 17 октября 2018 г.

В своем докладе мне хотелось бы поделиться небольшим опытом изучения материалов следственных дел 1930-х годов и других источников по истории церкви. Мы изучали следственное дело священника Димитрия Никольского, который служил в храме села Воскресенского (Покровского уезда до революции и Киржачского района Ивановской промышленной области после) с 1910 по 1938 год, исключая 1930-34 годы, когда он отбывал ссылку в Северном крае.

Церковь с. Воскресения, современный вид

Задачей изучения этого следственного дела с самого начала мы ставили  реконструкцию хода следствия, а более широко — воссоздание возможно полно биографии священника, собирание сведений о нем и его окружении.

Известно, что сами по себе следственные дела представляют собой ненадежный источник, так как часто подследственные не давали достоверной информации о себе, а следователи репрессивных органов искажали факты намеренно. Тем не менее, некоторые сведения можно проверять, сопоставляя с другими источниками.

В частности мы обращались к базам данных новомучеников и исповедников Александровской епархии (podvigvery.ru); базе данных новомученников ПСТГУ (pstbi.ccas.ru), базе данных фонда Мемориал «Жертвы политического террора в СССР» (http://base.memo.ru/); базе данных Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников русской православной церкви» (fond.ru), обращались к воспоминаниям и семейным преданиям местных жителей.

Кроме этого, за известными шаблонами речи следователей и «свидетелей» часто стоят вполне реальные факты, которые сочинить трудно.

Например, и.о. председателя Желудьевского с/с Забегаев Алексей Иванович рассказывает следователю, что на выборах в Верховный совет в декабре 1937 г. на избирательном участке в д. Панфилово священник Дмитрий Никольский выражался иронично по поводу единственного кандидата на выборах: «Какая же здесь демократия, когда в бюллетене стоит одна кандидатура, и стоит ли мне ходить в кабину для голосования, бюллетень я могу сложить при вас и опустить его в урну», а также сообщает, что «немедленно поручил секретарю Смирнову сообщить об этом в органы НКВД в письменном виде»[1].

В процессе изучения дела нам показалось важным сопоставить упоминаемые в деле события с фактами жизни других лиц, которые также фигурируют в деле. И это оказалось достаточно плодотворным: рассматривать биографию человека не отдельно, а в контексте его окружения: кто были люди, его окружавшие, с кем он общался, встречался, знакомился. Об этом я попытаюсь немного рассказать сегодня, но сначала несколько слов о самом священнике Димитрии Никольском.

Краткая биография священника Димитрия Никольского

Дмитрий Петрович Никольский родился в г. Шуе в 1885 г. в семье кондуктора министерства путей сообщения. В 1908 году окончил Владимирскую духовную семинарию, некоторое время служил псаломщиком-регентом в селе Ваганово Владимирского уезда, а в октябре 1910 года был рукоположен в священники архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем (Налимовым) к церкви села Воскресенское, где и прослужил до своего ареста в 1930 г., вернулся на служение после ссылки и вновь был арестован в сентябре 1938 года.

Анкета Д. Никольского при аресте

О ходе следствия

О следствии можно коротко сказать, что по делу этому были арестованы 5 служителей церкви: еще 3 священника и диакон Воскресенской церкви Михаил Якиманский.

Диакон Михаил Якиманский (крайний слева), священники Алексий Успенский, Сергий Руфицкий, псаломщик Дмитрий Рудаков

До декабря 1938 года их держали в Александровской тюрьме и допрашивали по отдельности и перекрестно, обвиняя в антисоветской агитации и участии в контрреволюционной организации церковников. В декабре было предъявлено соответствующее обвинение. Но весной 1939 года обвиняемые решение областного суда обжаловали перед коллегией Верховного суда, дело вернули на дополнительное расследование. На допросах в ноябре 1939 года обвиняемые отказались от данных ранее показаний.

В результате с них сняли обвинение в причастности контрреволюционной организации, подтвердив обвинение в антисоветской агитации на основании показаний свидетелей. После тщательного допроса свидетелей, как следует из материалов дела, показаний свидетелей против Якиманского и Соловьева М.Н. не удалось собрать, поэтому их отпустили на свободу. Остальных священников — Дмитрия Никольского, Василия Павловича Соловьева и Михаила Васильевича Соловьева приговорили к заключению в лагерь сроком на 5 лет.

Обвинительное заключение

Дмитрий Никольский скончался 19 июля 1942 г. в исправительно-трудовой инвалидной колонии в г. Юрьевце при неизвестных обстоятельствах. Многого в его биографии мы пока не знаем, не удалось найти и его фотографию.

Окружение

Что мы знаем о его окружении?

Дмитрий Никольский был женат на Вере Павловне Соколовой, на момент ареста их взрослая дочь Лидия была замужем и проживала с мужем на станции Электросталь в Ногинском районе.

В период ссылки с 1930 по 1933 годы короткое время в храме с. Воскресенское служил другой священник — Николай Поспелов, прославленный церковью как священномученик. Из жизнеописания Николая Поспелова известно, что жили они в то время у Веры Павловны, супруги отца Дмитрия.

Ордер на арест Д..П. Никольского

Как я уже сказала, кроме Дмитрия Никольского, арестованы в 1938 году были еще несколько священнослужителей. Это были священник погоста Данутина Киржачского района Василий Павлович Соловьев (1884 г.р., 54 лет), священник Заболотской церкви г. Киржача Михаил Васильевич Соловьев (1882 г.р., 56 лет), проживающий в д. Корытово Киржачского района, диакон Воскресенской церкви Якиманский Михаил Васильевич и священник села Овчинино Соловьев Михаил Николаевич (1874 г.р., 64 лет).

Из материалов следствия мы узнаем, что все они были знакомы, ходили друг другу в гости, обсуждали разные церковные вопросы. Кроме этого, мы узнаем, что они общались с епископом Юрьев-Польским Хрисогоном (Ивановским), игуменом Павлом (Балябиным), служившим в церкви погоста Андреевского, священником села Санино Николаем Смирновым, священником Георгиевской церкви села Ильинского Иваном Орловым, монахиней Екатериной (Рязановой) (монашеское имя неизвестно) из села Овчинино, монахинями Александрой и Матроной Куликовыми из д. Олехово, относящейся к Воскресенскому приходу.

“С епископом Хрисогоном и священниками, проживающими в Киржачском районе я знаком как с духовенством одной епархии. Епископа Хрисогона посещал по разрешению духовных и религиозных вопросов, связанных с церковью и общиной. Остальных священников, поименованных выше знал как соседей” (из показаний при допросе Д. Никольского).

Протокол допроса свящ. Д. Никольского

На допросе от 23 сентябре 1938 г. Дмитрий Петрович рассказывает о встрече с епископом Хрисогоном по поводу его посвящения в сан протоиерея, которая состоялась в марте 1938 года в г. Юрьев-Польском. После церемонии посвящения владыка пригласил отца Дмитрия к себе домой, где они беседовали, очевидно, о положении церкви в сложившихся условиях, о роли священства. В следственных документах рассказ об этом разговоре приобретает характерные акценты (как он происходил на самом деле — неизвестно, но вероятно, встреча эта могла состояться, и разговор о церковной жизни тоже) (дело П-341, т.1, л. 47об). В этом же разговоре указывается, что связаться с иеромонахом Павлом и поддерживать с ним отношения предложил владыка Хрисогон.

Вскоре Дмитрий Петрович побывал дома у иеромонаха Павла, вероятно, беседа их имела те же цели и темы, что и с владыкой. Можно предположить из записанного на допросе, что игумен Павел встречался со священниками Николаем Смирновым, Иоанном Орловым, Михаилом Соловьевым, “с которыми он имеет связь и их периодически посещает”.

священник Михаил Николаевич Соловьев

Михаил Николаевич Соловьев, овдовевший священник, сын священника из Саратовской области (1874 г.р., на 11 лет старше Дмитрия Петровича Никольского, 64 лет в 1938 г.), выпускник Саратовской духовной семинарии (1896 г.). Интересно, что рукоположен он был раньше, чем Дмитрий Никольский — в 1897 году, но рукополагал его также Николай (Налимов), бывший тогда епископом Саратовским. С 1916 г. в Саратовской епархии исполнял обязанности миссионера. До 1935 года служил в разных церквях Саратовской епархии, а с 1935 г. назначен к Никольской церкви с. Овчинино (в 9 км от с. Воскресенское).

Вероятно, Михаил Соловьев регулярно навещал игумена Павла: “Впоследствии мне стало известно, что Михаил Соловьев часто посещал иеромонаха Павла”. Отец Михаил Соловьев бывал у отца Иоанна Орлова в с. Ильинском и в с. Санино у отца Николая Смирнова. Вывод следователя из этого — существование контрреволюционной группы — не так уж важен, как факт поддержки взаимного общения священников в такие годы, когда это преследовалось государством как преступление.

Кроме тех имен, которые встречаются в следственном деле, известно, что диакон Михаил Якиманский был зятем псаломщика Тихвинской церкви в селе Ивановском-Прозоровских Дмитрия Рудакова, арестованного и расстрелянного вместе со священником той же церкви Сергием Руфицким за год до описываемых событий.

Священномученик Димитрий Рудаков

Священномученик Сергий Руфицкий

Содержание бесед

В кругу Дмитрия Никольского понимали, что все расколы в церкви спровоцированы советской властью, что законы советского правительства направлены на уничтожение церкви, а значит и духовенства. Верили при этом, что народ тверд в своих религиозных верованиях и “антирелигиозная пропаганда бессильна задушить религию” (л. 49, т. 1, дело П-341). Были убеждены, что система объединения крестьян в колхозы непрочна, так как созданы они были насильственно: “при малейшем ослаблении всё крестьянство в течение нескольких месяцев разбежится, как разбегалось крепостное крестьянство от помещиков… Русский народ привык быть хозяином только своего собственного добра”.

Монахини Куликовы Александра Ивановна и Матрона Ивановна, Екатерина Рязанова

Екатерина Михайловна Рязанова (Дело П-341, т. 1, л. 49об.), по словам Д.П.Никольского, проживала в с. Овчинине, служила в Никольской церкви с. Овчинино у свящ. Михаила Соловьева дьячком и церковным старостой, активно общалась с прихожанами. В существующих базах данных сведений о ней найти не удалось. Но сведения эти подтвердили жители деревни, одна из жительниц деревни рассказала нам со слов своей матери, что была у них монахиня баба Катя Рязанова, была она родом из их села, после закрытия монастырей вернулась на родину.

О двух других монахинях Дмитрий Петрович сообщает (т. 1, л. 49об), что “опирался до 1938 года на монахинь, проживающих в д. Олехово Александру Ивановну и Матрону Ивановну Куликовых”.

Матрона и Александра Куликовы в монастыре

Как записано в протоколе, они “вели контрреволюционную деятельность…, обрабатывая не только взрослых, но и детей школьного возраста, привлекая их к себе в дом внушали антисоветские взгляды”. Дмитрий Петрович упоминает так же, что они общались с Михаилом Соловьевым (вероятно, имеется в виду овчининский священник). Обращение их к Михаилу Соловьеву, как следует из материалов дела, было связано с тем, что Никольский высказал им свое намерение перейти к епископу Алексию (Сергееву)[2]: “перейти к автокефалии и подчиниться епископу Ивановскому и Владимирскому Алексию”. Был и такой эпизод в его биографии.

Оказалось, что эти монахини двоюродные бабушки одного из наших прихожан, из семейного предания мы узнали, что жили они тихо, незаметно, и как часто бывает, жизнь их обрастала легендами среди односельчан.

Матрона Куликова д. Олехово

Рассказывали, что они знают какие-то особые молитвы — всегда из леса баба Матреша возвращалась с лукошком ягод-грибов, даже в самые неурожайные и голодные годы. Следили за ней: дойдет до кромки леса, перекрестится и исчезает. Другой рассказ связан с авторитетом и силой слова, которой обладала баба Саша. Она могла подойти к группе гуляющей советской молодежи и строго сделать им замечание, что канун церковного праздника, «расходитесь, мол, по домам» — ее слушались. В храм села Воскресенского они ходили пешком через лес напрямик 3 км. Дожили они почти до ста лет, скончались уже в 60-е годы. После войны за «пение с ними псалмов» сняли с должности директора местной школы.

Александра Куликова д. Олехово

Но вернемся к следственному делу.

На момент допроса из перечисленных были арестованы и находились в заключении: Михаил Николаевич Соколов, Михаил Васильевич Якиманский (проходившие по одному делу с о. Дмитрием), Орлов Иван Егорович (арестован в апреле и осужден в июле 1938 г. в возрасте 67 лет)

Епископ Хрисогон и игумен Павел были расстреляны, хотя Дмитрий Петрович об этом мог не знать, игумена Павла он на допросе называет “ныне арестованный монах-священник Павел”.

Места ссылки в Архангельской области

Связи по ссылке

Сопоставляя данные следствия со сведениями баз новомучеников и исповедников веры удалось выяснить, что в ссылке в Карпогорском районе Архангельской области в д. Кушкопала священник Дмитрий Никольский находился с несколькими священниками Нижегородской епархии: Николаем Васильевичем Державиным, Михаилом Федоровичем Стрельским, Семеном Новосельским и священниками из других регионов: Николаем Извековым, Николаем Парадизовым, Александром Поспеловым из Новосибирска.

Священник Николай Державин

Из воспоминаний о Николае Державине (в базе данных ПСТГУ) известно, что в д. Кушкопала существовал небольшой приход, собирателем и вдохновителем которого был замечательный молодой священник Николай Державин из г. Городца (33 года в 1930 г).

Обетный крест д. Кушкопала

Заключение.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что восстановление связей людей, сопоставление обстоятельств их жизни важно и делает более полным наше представление о жизни церкви, о жизни людей, удаленных от нас по времени, тем более в условиях, когда мало достоверных источников и сохранившихся документов.

Воскресенский храм в 1987 году

[1] Архив УФСБ России по Владимирской обл., Дело П-341, том 2, лл. 324/41-324об

[2] С 14 сентября 1937 года — епископ Ивановский. В 1938 году отошел от митрополита Сергия: после того как он увидел в советских газетах имя патриаршего местоблюстителя среди «шпионов и диверсантов», он поспешил объявить о разрыве с ним и провозгласил «автокефалию» в Иванове. В 1939 году запрещен в священнослужении и предан суду архиереев. Акт запрещения подписали: митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Алексий (Симанский), архиепископ Палладий (Шерстенников) (сообщено архиепископом Палладием, город Саратов). В начале 1933 года архм. Алексей (тогда) подал в правоохранительные органы сведения о том, что при храме преподобного Сергия созданы нелегальный монастырь и духовная академия, и во время следствия выступил свидетелем обвинения против братии и прихожан Сергиевского храма. Всего по этому делу было арестовано двадцать четыре человека — священнослужители и миряне, в том числе и преподобномученик Феодор (Богоявленский).https://drevo-info.ru/articles/1212.html

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.