Молодые, избравшие путь служения Богу в годы гонений на веру и Церковь

Доклад монахини Сергии (Каламкаровой), насельницы Успенского женского монастыря г. Александрова на епархиальных чтениях в г. Петушки 17 октября 2018 г.

Тема Рождественских образовательных чтений этого года: «Молодежь: свобода и ответственность». В связи с этим мой рассказ будет о тех, кто в юности, пришедшейся на времена гонений на религию, избрали путь служения Богу и Церкви и остались верны Христу до смерти. О тех, кто, встав на заведомо тернистый путь, смогли сохранить искреннюю веру, силу духа, чистоту сердца и любовь к людям.

Я поделюсь с вами кратким описанием жизни пятерых человек из множества репрессированного владимирского духовенства:

Архимандрит Анастасий (Оболенский)

Иеромонах Павлин (Гаврилов)

Протодиакон Сергий Зензевеев

Псаломщики Тимофей Вельямов и Сергей Богомолов.

Годы их рождения – с 1902 по 1907-й. К революции 1917 года они были детьми или подростками. К 1920-30-м годам, времени их юности, особенно усилилась антирелигиозная политика советского государства. Один из современных исследователей[1] пишет: «Именно молодежь в наибольшей степени в 20-30-е годы подвергалась политическому давлению, идеологизации, командованию и использовалась как инструмент, подсобное орудие в руках политической власти». Комсомол и «Союз воинствующих безбожников» — вот куда направляло молодого человека государство.

Показательно, что никто из этих пятерых не происходил из среды духовенства. В те годы сама по себе причастность к церковному клиру была исповедничеством. Дети священнослужителей очень редко следовали пути отцов, а иногда и публично через печать отказывались от своих родителей.

Жестокие гонения, воздвигнутые на Церковь безбожной советской властью, стали огненным горнилом испытания россиян. Среднего пути не было: перед старым и малым стоял выбор – отступить от Бога или исповедовать его даже до смерти.

Кто же они, те, кто смог противостоять общему течению, найти смысл жизни во Христе и достойно окончить свои дни?

иеромонах Павлин (Гаврилов) фото из след. дела

  1. Павел Васильевич Гаврилов родился в 1902 году в Рязани. Еще до революции 14-тилетним отроком он поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру. После закрытия и Лавры, и ее скитов поступил в 1923 году в Николо-Угрешский монастырь, где его на 23-м году жизни постригли в монашество с именем Павлин и рукоположили в иеродиакона. Он служил в московском храме Бориса и Глеба на Поварской, а в 1929 году был рукоположен во иеромонаха и определен в Крестовоздвиженскую церковь села Абакумова (Костерево) Петушинского района. 8 лет он служил в ней до своего последнего ареста в 1937 году. Арестовывали отца Павлина и раньше, в 1923-24 году, по обвинению по ст. 73 УК РСФСР (за «сопротивление представителям власти»). Продержав в Бутырской тюрьме г. Москвы около 4 месяцев, после суда освободили.

    Послужной список иеромонаха Павлина 1937 год

10 октября 1937 года, обвинив в «активной контрреволюционной деятельности», организации антисоветской группы верующих, его арестовали в деревне Липна, где он жил, и поместили в Таганскую тюрьму.

Постановление на арест П.В. Гаврилова

Виновным иеромонах Павлин себя не признал. Через 2 недели тройка НКВД приговорила его к расстрелу, а 31 октября 1937 г. приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне. Отцу Павлину исполнилось в то время 35 лет[2].

Протокол допроса иером. Павлина с его подписью

 

  1. Московский дворянин Михаил Иванович Оболенский родился в 1907 году, получил высшее образование. К 1927 году он был келейником епископа Сергия (Гришина) и везде следовал за ним – в Серпухов, в Полтаву, Харьков, во Владимир. Михаил принял постриг с именем Анастасий, к 1937 году был возведен в сан архимандрита.

В 1930 году он подвергался аресту Полтавским райотделом ОГПУ «как социально  опасный элемент» по доносу из Московской области, был лишен права проживания в крупных городах. В следственном деле центрального архива ФСБ сохранилась его фотография того времени.

Михаил Иванович Оболенский 1930 год

5 февраля 1935 года архиепископа Сергия назначили на древнюю Владимирскую кафедру, служил он в Никитской церкви. В 1936 году в одну ночь и Владыка Сергий, и его келейник Анастасий (Оболенский), а также епископы Афанасий (Сахаров), Филипп (Гумилевский), Ювеналий (Машковский) и несколько священников были арестованы. Отца Анастасия приговорили к 5 годам заключения и отправили в Белбалтлаг (на станцию Медвежья гора в Карелии). В августе 1937 года он был арестован в лагере, а 1 сентября расстрелян. Его земной путь завершился в 30 лет[3].

Семья Зензевеевых г. Гжатск, ок. 1906 года. Сергей на руках у матери

  1. Сергей Александрович Зензевеев родился 6 февраля 1905 года в семье торговца-кожевника города Гжатска Смоленской губернии. Окончил реальное училище, медицинский техникум и курсы псаломщиков. От юности он избрал путь Христов, полюбил церковные службы, и, несмотря на царивший в обществе дух богоборчества, открыто исповедовал себя христианином. В годы гонений на веру и Церковь добровольно и осознанно вступил на служение Церкви – был алтарником, певчим, иподиаконом у епископа Гжатского Феофана (Березкина), которым в 1927 году и рукоположен в сан диакона.

    Гжатск ок. 1925 года. Приезд протодиакона М.Д. Михайлова. Сергей Зензевеев в центре в верхнем ряду

Трижды на основании клеветнических показаний свидетелей подвергался арестам и обыскам: 28.11.1929 г. – в Гжатске, 11.12.1937 г. в Москве и  17.12.1948 г. в Александрове. Его считали «религиозным фанатиком и антисоветски настроенным человеком». В ходе изнурительных допросов Сергей Александрович вел себя очень достойно, не признавая своей вины и не давая показаний, могущих послужить к чьему-либо обвинению.

Диакон Сергий Зензивеев, фотография из следственого дела 1929 г.

Трижды был осужден по ст. 58-10 УК за антисоветскую агитацию и контрреволюционную деятельность и приговорен к лишению свободы: 18.11.1930г. – на 3 года, отбывал в Беломоро-Балтийских лагерях; 20.12.1937г. – на 10 лет, отбывал в  Волголаге; 25.06.1949г. — к бессрочной ссылке в Красноярский край, освобожден в сентябре 1954 года.

На ловле рыбы во время ссылки в Красноярсокм крае

Находясь в лагерях, неоднократно, но безуспешно добиваясь пересмотра дел и очных ставок со свидетелями, отец Сергий не терял надежды и не ожесточался. После освобождения он продолжал свои попытки оправдаться, и в 1957 и 1961 годах был полностью реабилитирован.

Приговор 1937 года

В перерывах между арестами работал фельдшером, при первой же возможности возвращаясь к служению в Церкви: с 1933 г. по 1937 гг. служил диаконом в г. Москве. Со 2.10.1946 г. до ареста в конце 1948 г. и по освобождении из ссылки с 1.11.1954 г. до своей кончины в августе 1978 года  отец Сергий был диаконом Троицкого собора г. Александрова.

Анкета из личного дела

По смирению и любви к диаконскому служению отказываясь от рукоположения в иерейский сан, отец Сергий был любим прихожанами. Еще в первые годы его служения в Гжатске ГПУ стало беспокоить то, что «дьякон за короткое время среди прихожан завоевал большой авторитет…, как молодой, стал считаться ими святым…». Отца Сергия ценили сослужителями по алтарю,  священноначалие награждало всеми возможными для его сана наградами. У нас в монастыре хранится его орден св. князя Владимира. Архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Кутепов) дал такую характеристику отцу Сергию: «Протодиакон Сергей Зензивеев образцовый служитель алтаря и клироса. Прекрасный характер делает его желанным служителем любого церковного коллектива».

Диакон Сергий у сделанного им вертепа

Отец Сергий, в каждое дело вкладывая душу, ничто так не любил, как храмовое и именно диаконское служение. «Благоговейшенейший был диакон, — вспоминают прихожане, — в храме он летал, как ангел. Смотришь – только что был на амвоне – и уже выходит из алтаря. Он как-то особо мог держать Евангелие у царских врат и открывать и закрывать их с таким благоговением – медленно, плавно. А как возглашал! Так, что невольно слова западали в душу и доходили до сердца. Всех поминал – живых и усопших. Иногда голос его дрогнет – чувствуется, что душа его о ком-то скорбит».

В 1956 году по ходатайству  прихожан  диакон Сергий Зензивеев был возведен в сан протодиакона. «Искренняя его служба не оставляет, да и не может оставить безразличными молящихся в храме. Молящиеся невольно усугубляют свои молитвы и церковь в едином порыве «едиными усты и единым сердцем» славит и воспевает имя Божие» — писали в своем прошении прихожане.

Протодиакон Сергий на фоне Троицкого собора

С раннего утра до вечера отец диакон был в храме, между службами занимаясь его украшением, уборкой и ремонтом. Зажигал лампады, звонил в колокола, в каждое дело он вкладывал душу.

При бое часов вспоминая о смертном часе, благоговейно осенял себя крестным знамением. Служа панихиду после Литургии, усердно молился, поминая Царскую семью, схимонахов Лукиана и Корнилия, учителей, врачей, воинов…

Его истинную, жертвенную христианскую любовь чувствовали все окружающие. Переживший много скорбей, отец Сергий любое горе воспринимал как своё, старался помочь больным, бедным, не давая никому унывать. Всегда жизнерадостный, благородный, учтивый – таким видели его люди. Лично зная всех прихожан, он был внимательным к ним, согревая своей любовью и старых, и малых. Особую заботу и поддержку отца Сергия ощущали престарелые инокини закрытых монастырей.

Скончался протодиакон Сергий от тяжелой болезни 24 августа 1978 года, в день памяти преподобного Корнилия Александровского, которого он неизменно почитал, и  остался в памяти людей, знавших его, как человек святой, праведной, равноангельной жизни.

Протодиакон Сергий Зензевеев с орденом св. князя Владимира

Из почти 73 лет жизни отца Сергия более 50–ти лет он служил в диаконском сане, из них 27 лет  — в городе Александрове; а 18 лет провел в лишении свободы.

Горечь несправедливого осуждения, изгнание, многолетняя разлука с семьей, невозможность участия в богослужении и таинствах церкви, грубость надсмотрщиков и тяжесть «исправительных» трудов – всё это выпало на долю диакона Сергия, как и на долю тысяч его соотечественников. Но и в этих обстоятельствах, когда многие были сломлены духовно, приходили в отчаяние, теряли веру, мы видим, как мужественно и неуклонно шел отец Сергий по пути Христа.

У могилы протодиакона Сергия Зензевеева

Приняв со смирением, как из руки Божией, постигшие его скорби, предавшись до конца воле возлюбленного им Господа, не поддаваясь духу уныния и осуждения, отец Сергий привлек к себе божественную благодать, укрепившую его к исполнению заповедей. На старом Александровском кладбище много забытых могил, но память об протодиаконе Сергии живет в сердцах людей. У его креста часто стоят цветы, и тропинка к нему не зарастает[4].

Сергей Богомолов фото 1937 года при аресте

  1. В конце октября 1937 года здесь, в Петушках, был арестован певчий, бывший дьячек Сергей Александрович Богомолов. Ему исполнилось тогда 34 года. Сегодня, 17 октября, день его рождения. Ровно 115 лет тому назад, 4 (по старому стилю) октября 1903 года Сергей родился в городе Москве. В следственном деле хранится выписка из метрических книг о его крещении в храме Илии Обыденного г. Москвы.

    Богомолов выписка из метрической книги о рождении

    Отец его, болховский мещанин, работал бухгалтером на машиностроительном заводе. Он умер рано, и 11-тилетнего Сергея Богомолова в 1915 году взял на воспитание настоятель Введенской Островской пустыни игумен (с 1920 года архимандрит) Павел (Ванюшин). Получив и образование, и церковное клиросное воспитание в обители, Сергей после ее закрытия в 1923 году остался верен архимандриту Павлу. Служил при нем псаломщиком, исполнял обязанности келейника[5].

    Введенская Островная пустынь

    В 1927 году его как служителя религиозного культа лишили избирательных прав. А в 1930 году осудили по 58 УК статье к 5 годам концлагеря. Отбыв срок на строительстве Беломорканала, Сергей не имел права поселиться ближе 100 километров к Москве, и стал жить в д. Старые Петушки, рядом со своим духовным отцом архимандритом Павлом. Устроившись рабочим на Силикатный завод, он также исполнял обязанности певчего в Успенской церкви. В 1935 году у них с женой Анной Петровной родилась единственная дочь Евгения.

Богомолов характеристика поссовета

Богомолов характеристика с завода

Второй арест в 1937 году стал последним. Сергея Богомолова обвиняли и в монастырском воспитании, и в служении дьячком, и в религиозной настроенности, пении на клиросе, систематическом посещении храма. «Во время устройства антирелигиозных вечеров Богомолов никогда в них не участвовал, а уходил в церковь», не слушался внушений о вреде религии, выступал против новых норм выработки, как непосильных — говорили его сослуживцы на допросе в НКВД. Арест его тестя Петра Васильевича Баканова стал дополнительной строкой к обвинению. Сергей Александрович на допросах в Таганской тюрьме держался мужественно до конца, не признав никаких обвинений в а/с агитации.

Богомолов протокол допроса

19 ноября 1937 года его приговорили к высшей мере наказания и 21 ноября расстреляли, похоронив в общем рве на Бутовском полигоне. В 1958 году он был реабилитирован[6].

Тимофей Вельямов, фотография из следственного дела

  1. Еще один молодой служитель Православной Церкви, Тимофей Семенович Вельямов, был арестован в конце января 1938 года в селе Абакумове Петушинского района, где он лишь недавно устроился сторожем и истопником. Следствие о нем велось по месту его предыдущего служения в селе Осовец Собинского района Собинским РО НКВД, и под арест его поместили в Ивановскую тюрьму. Родился Тимофей в 1907 году в селе Мелюковка Наровчатского уезда Пензенской губернии, с 1926 года служил псаломщиком. Был холостым. Ходил по домам верующих, где читал Евангелие и пел духовные песнопения, за что его кормили. К нему на квартиру за наставлениями тоже приходили пожилые богомолки.

В 1937 году у Тимофея было желание принять сан священника «для укрепления религии». Но тогда же у него появился и страх быть арестованным, т.к. «много арестовывалось духовенства безвинно». В 1937 году Тимофея арестовали в Волоколамском районе, где он устроился дьячком. Священника его прихода посадили, а Вельямова после допроса отпустили, и он вернулся на владимирскую землю.

Вельямов постановление о лишении свободы

Но и здесь его ждал арест. Обвиняли его в том, что «систематически вел среди населения к/р провокационную агитацию о пришествии антихриста и о гибели тех лиц, которые пойдут за антихристом». «Выдавал себя за юродивого, за святого», был «патриотом церкви», — писал следователь. Даже в описании внешних примет он указал: «Среднего роста. Имеет вид юродивого». Сначала Тимофей категорически отрицал свою виновность в каких-либо а/с действиях. На первом допросе он даже отказался подписаться в протоколе. Но спустя месяц пребывания в известной своей жестокостью Ивановской тюрьме протоколы подписал, признавшись в контрреволюционных высказываниях. Вот один из примеров «провокационных заявлений» Тимофея Вельямова: «Надо больше молиться Богу и спасать свои души. Сейчас надо оставить все мирские заботы, ибо настало такое время, когда надо больше всего почитать Бога и внедрять религию в сознание людей». За строками сочиненного следователем протокола проступают и слова самого Тимофея: «став служителем религиозного культа,… я был глубоко убежден в своих намерениях и душевных чувствах», «имел свои убеждения и стремления», «всячески защищал церковь…»

Спустя полгода после ареста, 7 июля 1938 г. ОС при НКВД Тимофей Вельямов был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 8 лет. Дальнейшая его судьба неизвестна. Реабилитировали его только в 1989 году[7].

Все пятеро служителей Церкви Христовой, о которых я кратко рассказала, думаю, являются хорошим примером для современной молодежи. Их нерушимая вера, готовность отстаивать свои убеждения, умение «плыть против течения» — достойны подражания.

Вечная память пострадавшим за Христа архимандриту Анастасию, иеромонаху Павлину, протодиакону Сергию, чтецам Тимофею и Сергию!

[1] Стецура Ю.А. Молодежь в постреволюционном преобразовании России в 20-30 годы / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. – М. 1998.

[2] Архив УФСБ по Владимирской обл. д. П-8154; Архив УФСБ по Владимирской обл. д. П-5770 л.21.

[3] ЦА ФСБ Дело № Н-7021 по обвинению Русинова И.Н и др. 1930 год. Книга памяти Владимирской обл. Книга памяти Карелии.

[4] Источники: Личное дело в архиве Владимирской епархии. Воспоминания прихожан (архив Успенского женского монастыря г. Александрова). Архивно-следственные дела 1929, 1937, 1949 годов.

[5] ЦГАМО Ф. 2459 оп. 1 д. 37 О регистрации религиозной общины так называемой Введенско-Островского общества в дер. Заднее поле Покрово-Слободской вол. Орехово- Зуевского уезда, 1926 г., на 26 лл. Л.18об-19

[6] Архив УФСБ РФ по Владимирской обл. Арх.-уг. д. № П-4470

[7] Архив УФСБ РФ по Владимирской обл. Арх.-уг. д. № П-8633

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.