Слово игумена Афанасия 25.10.2017

Игумен Афанасий (Селичев), настоятель Михаило-Архангельского монастыря г. Юрьева-Польского. «О 100-летии начала гонений на Русскую Православную Церковь». Произнесено 25 октября в городе Юрьеве-Польском на заседании секции о новомучениках и исповедниках русских III епархиальных чтений.

Я хотел бы сказать краткое вступительное слово. Отец Серафим прекрасно нам рассказал и показал духовную сторону, а мне хотелось бы поговорить о научной стороне исследования этого страшного столетия с 17 года, в общем, ХХ столетия в русской истории, которое было очень тяжелым.

С духовной точки зрения можно, конечно, понять, почему все это случилось. У нас есть группа людей и ученых, интеллигентов, которые считают, что все в царской России было хорошо и замечательно, и вот пришли какие-то посторонние люди и все испортили. Эта точка зрения никакой научной критике не поддается. Мы с вами помним еще из времен великих каппадокийцев слова Василия Великого: «Общественные пороки Господь врачует общественными бедствиями».

И действительно, если мы всерьез, непредвзято взглянем на состояние умов в царской России ко времени 1917 года, то с глубоким прискорбием обнаружим страшные вещи: это практически полное в интеллигенции и в элите безбожие, сопряженное с ужасными грехами против морали и нравственности, мы увидим темное обрядоверие в народе вместо осознанного христианства, темное обрядоверие и суеверие, примеров много можно приводить этому всему, сектантство изуверское, в том числе. Как хорошо сказал кто-то из славянофилов: «Русь была крещена, но не была просвещена», к сожалению. И вот эта беда привела, в конце концов, к революции 1917 года.

Еще одна важная причина революции — это страшное социальное расслоение в народе русском. Декларировалось триединство: «православие, самодержавие, народность», как вы знаете. Никакого равенства, к сожалению, не было. Почему я об этом говорю сейчас? Потому что мы живем примерно в такое же время. 100 лет прошло, но если мы посмотрим вокруг себя, мы увидим, что вокруг повальный атеизм, безбожие, сопряженное с ужасными грехами блудными вплоть до противоестественных. Мы, Россия,  на одном из первых мест, кстати, по абортам в мире. Почему я об этом говорю? Потому что все, что происходило 100 лет назад, вполне может повториться на наших глазах. Как сказано в Евангелии Господом по поводу обрушения в Иерусалиме Силоамской башни, которая задавила 18 человек, «думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете» (Ев. от Луки 13:4-5).

Общественные пороки, которые мы с вами наблюдаем вокруг себя и в себе, ужасное социальное расслоение, которое точно так же мы видим сейчас вокруг и прочие наши безобразия, вполне могут заставить Бога снова взять свой бич и этим самым бичом нас соответственно немножечко подправить. Потому что как ни прискорбно это звучит, возрождению русской церкви способствовало именно большевистское гонение на нее. Но это так, к слову.

О трех вещах хотелось сказать с научной точки зрения. Вы здесь сидите все молодые люди, которым эта тема, наверное, интересна. История русского народа, русского государства, русской церкви ХХ века. Нужно обратить внимание на такие вещи, как научная честность. Понимаете? Почему я опять-таки об этом вспомнил. Потому что в светской историографии, в светской науке, а в публицистике и подавно, принято называть эти гонения «сталинскими». Поверьте, они были отнюдь не только сталинскими и не столько сталинскими, а «марксистско-большевистскими», если называть вещи своими именами. Основа этих гонений лежит в атеизме Карла Маркса и в его фейербахианском увлечении и в теории классовой борьбы, теории о диктатуре пролетариата. Любая диктатура подразумевает полную унификацию мнений, полное уничтожение противоположного мнения. А как можно уничтожить противоположное мнение? Только уничтожив носителя этих мнений. Физически уничтожив. Чем советская власть начала заниматься с самого начала своего возникновения? Первые новомученики наши, прославленные Церковью,  погибли в 1918 году, через совсем небольшое время после совершившегося октябрьского переворота. Мы с вами помним имя святителя Владимира митрополита Киевского,  убитого большевиками за исповедание веры, только за то, что он был митрополитом Киевским и больше ни за что. И других священников погибших, не только священников, но и мирян. Красный террор знаменитый, объявленный Лениным в ответ на белый якобы террор после убийства Урицкого, можно тоже отнести к началу вытравления физического уничтожения инакомыслия в государстве.

С другой стороны, нужно быть честными и нашей стороне. К сожалению, принято оперировать совершенно недостоверными цифрами, фактами, основанными на воспоминаниях, ко времени написания этих воспоминаний, совершенно пожилых людей с разрушенной нервной системой, переживших ужасы, действительно, и эти личные ужасы переносящих на всю тогдашнюю окружающую действительность. Цифры «десятки миллионов репрессированных», «десятки миллионов расстрелянных» просто позволяют врагам Церкви говорить, что «вы все вруны», и соответственно, вам ни одному слову верить нельзя, и никаких репрессий не было вообще. И Советский Союз был раем на земле и т.д. и т.п.

Про «рай на земле» могу сказать одно: я родился в 1966 году, я сам жил в это время, и я, например, знаю, что последний процесс «церковников», на котором Зоя Крахмальникова была осуждена  за то, что она издавала церковную литературу за границей и переправляла ее в СССР, состоялся в 1986 году. Дали ей 7 лет при Горбачеве по 70 ст. «Антисоветская деятельность». Ее, правда, быстро выпустили тогда уже из-за того, что началась «перестройка» и прочие дела. Но, смотрите, 70 лет, весь период советской власти, советская власть жестко контролировала инакомыслящих и церковь в особенности. Поскольку наибольшего инакомыслия для материалиста, чем идеалист православный христианин, нет и не было. Они прекрасно понимали это, несмотря на то, что сопротивления церкви активного не было: все разговоры о подпольных фашистских организациях и церковных троцкистских союзах и прочих делах, все это, конечно, придумки следователей во времена большого террора.

Еще пара вопросов, которые должны быть разъяснены для желающих заниматься церковной историей и исследованием именно времен гонений. Сейчас появилась мода на восхваление И.В. Сталина, на полное отрицание его разрушительной деятельности, и желание вспоминать только о его достижениях, не говоря о том, какой ценой эти достижения были достигнуты… Вспоминать 43-й год, когда он дал некоторую волю и свободу церкви, вспоминать 45-й год, индустриализацию, не говоря о том, сколько крови перед этим было пролито. Есть, кстати, замечательная книжка преподавателя МГУ, историка Игоря Курляндского «Сталин и церковь»[1]. Очень интересная, всем советую, замечательная монография страниц в тысячу, показывающая в развитии репрессии против церкви и личное участие Сталина в этих репрессиях.

В научной деятельности и в церковно-научной деятельности, в церковной истории должна быть замечательная середина, как во всем, впрочем. Тот самый «царский путь». Не уклоняясь в крайности. Не нагнетая. Не используя недостоверные факты, не замалчивая того, что очевидно и понятно.

Как известно, «кровь мучеников – это семя церкви». Это сказано еще Тертуллианом в III веке. И это правда. Новомученики, память которых мы весь этот год особым образом совершаем, вымолили и Россию и церковь русскую, и только от нас теперь зависит, что будет дальше с Россией: пойдет ли она по пути Христову или погибнет окончательно. Помните, у Владимира Соловьева стихотворение знаменитое с вопросом про Россию, оно заканчивается строфой: «О, Русь! в предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята; Каким же хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?»[2] И вот если мы с вами, братья и сёстры, не выберем Христа, если Россия не выберет Христа, то она станет царством антихриста в конце концов, чего мне бы очень не хотелось, да и вам, наверное, тоже. Поэтому нужно вспоминать это прошедшее столетие, нужно понимать, что произошло тогда. Нужно осознать, что это очень близко, рядом и может повториться, и то, что молитва новомучеников, почитание новомучеников может нам в борьбе с этой энтропией, с этим злом надвигающимся очень-очень помочь.

На всех призываю Божие благословение. Спаси Христос!

Слушать аудиофайл (19, 3 МБ 14 мин).

[1] И. А. Курляндский «Сталин, власть, религия» 2011, 720 с.- http://stavroskrest.ru/content/stalin-vlast-religiya

[2] Имеется в виду стихотворение Владимира Соловьева 1890 Г. «Ex oriente lux» (лат. «Свет с Востока»)

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.