О времени благовеста в XVIII веке

План колокольни Богоявленской церкви 1781 год (РГАДА ф. 1239 оп. 3 д. 31651 л. 81)

План колокольни Богоявленской церкви 1781 год (РГАДА ф. 1239 оп. 3 д. 31651 л. 81)

В настоящее время во всех храмах города Александрова – и в монастыре, и на приходах, как богослужение, так и звон к нему совершаются независимо друг от друга в разное время.

Интересно, что в XVIII веке, когда в Александровой слободе кроме монастыря было всего две церкви – собор Рождества Христова и Богоявленская церковь, время начала благовеста к службе было регламентировано. В Переславской Духовной Консистории даже возникло по этому поводу в 1767 году особое дело. Сейчас оно хранится в Ярославском государственном архиве под названием «Дело о взятии подписки со священника Богоявленской церкви в Александровой слободе Переславского у. Алексея Матвеева о соблюдении им порядка в совершении благовеста» (ГАЯО ф. 1200 оп. 3 д.485).

Очевидно, основной причиной появления этого дела стала ссора протопопа Рождественского собора Иосифа Александрова Селинского и священника Богоявленской церкви Алексея Матвеева Снегирёва.

Весной 1766 года Духовная консистория разбирала конфликт,  возникший между ними в связи с принятием на исповедь прихожан и совершением треб в чужом приходе. Это нарушение было вполне объяснимо, ведь отец Иосиф много лет до перевода в 1764 году в собор служил в Богоявленской церкви, и сам признавался, что «по новости его в соборе», прихожане на него ропщут. А отец Алексий был «своим» для соборной паствы. Мало того, что он был священником в соборе десять лет до того, как в 1765 году по жребию был переведен в Богоявленскую церковь, но в соборе с начала века служили также его отец, дед и прадед. Решением конфликта в апреле 1765 года было взятие в Духовной консистории под угрозой штрафования с обоих священников подписки, в которой они обещали из чужого прихода «приходских людей к себе на исповедь отнюдь не принимать» и в соседский приход «ни для каких треб и ни под каким видом не вступать» (ГАЯО, ф.1200 оп. 3, д. 506).

Но ссора, видимо, не прекратилась. Спустя год Переславская духовная консистория была вынуждена разбирать очередные жалобы. На этот раз по поводу времени звона и служения молебнов и панихид в соборе. Еще в 1766 году протопоп Иосиф упрекал священника Алексия Снегирева в том, что тот осмеливается начинать благовест к вечерне и литургии раньше, чем зазвонят в соборе, а также в том, что он игнорирует предписанную ему обязанность присутствовать на служении молебнов в викториальные дни[1] и панихид в царские дни.

В поданном в 1767 году прошении отец Алексий признавался, что в его церкви нередко и правда благовестили прежде соборного благовеста, но, однако, «всегда после благовеста перваго класса Успенскаго девича монастыря подле котораго и означенная Богоявленская церковь состоит». А после того, как ему был дан особый указ на этот случай, благовест производят только после соборного. В подробном многословном прошении священник Алексий Матвеев объяснял, что исполнение этих предписаний о звоне для него составляет «немалую тягость», а хождение в собор в викториальные и панихидные дни и вовсе нежелательно, особенно «в осенние, вешние, а наипаче зимние дни» из-за плохой дороги. Благовест при соборе бывает в разное время, и ждать литургии и священнику, и прихожанам Богоявленской церкви, особенно немощным и слабым младенцам, «весма неудобо сносно», а новокрещенных и вовсе могут не успеть причастить. Для совершения срочных треб умирающих в дальних приходских деревнях священнику необходимо или вовсе не совершать литургию, или не приходить в собор на молебен и панихиду в назначенный день. Эти и другие объяснения отца Алексия встречены были в консистории с раздражением. Ему предписали «впредь таковых не дельных», служащих «к единому затруднению» консисторских служителей просьб не подавать, и обязали дать подписку, что если будет снова «недельные прозьбы затевать», то его или переведут из Александровой слободы в иное место, или накажут штрафом.

Приходить в Рождественской собор его обязали только на молебны в высокоторжественные дни[2]. А вот по поводу благовеста к службе было принято общее решение для всех церквей Александровой слободы: начинать его и в соборной, и в Богоявленской церкви после начала звона в Успенском девичем монастыре.

Рапорт из Александровского духовного правления о прочтении указа о благовесте 13.07.1767 года

Рапорт из Александровского духовного правления о прочтении указа о благовесте 13.07.1767 года

[1] Викториальные дни (от латинского слова victoria — победа) — дни, в которые со времен Петра I до 1862 года совершались в церквях благодарственные молебны по поводу побед, одержанных русской армией. Даты: 11 октября — взятие крепости Нотебург (1702); 9 августа — взятие Нарвы (1704); 28 сентября — победа при Лесном (1708); 27 июня — победа под Полтавой (1709); 27 июля — победа над шведским флотом при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720); 19 августа — победа при Грос-Егернсдорфе (1757); 24 июня — истребление турецкого флота при Чесме (1770);10 июля — заключение Кучук-Кайнарджийского мира (1774) и присоединение к России Крыма (1783).

[2] Царские, высокоторжественные дни – дни восшествия на престол и коронования Государя Императора (Императрицы), рождения и тезоименитств Императора и его ближайших родственников.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.