В собор Новомучеников Александровской епархии по благословению Святейшего Патриарха включен расстрелянный 19 ноября 1937 года на Бутовском полигоне епископ Орехово-Зуевский Никита. В сане священника он служил в соборе Рождества Христова города Александрова с 1922 по 1924 год.
Федор Петрович Делекторский родился 22 декабря 1876 года в городе Покрове в семье священника. По окончании Владимирской духовной семинарии в 1897 году в течение года был законоучителем в Южском сельском училище Вязниковского уезда, а затем женился на дочери соборного протоиерея г. Александрова Антонине Николаевне Флоринской и 13 августа 1898 года был рукоположен в сан священника к Николаевскому женскому монастырю города Переславля Залесского.
В 1907 году семья Делекторских распалась, и в августе 1909 года отец Феодор вышел за штат для поступления в Московскую Духовную Академию. Окончив полный курс в 1915 году со степенью кандидата богословия, он служил некоторое время в той же Академии помощником секретаря Совета Правления, а затем в конце 1916 года был назначен настоятелем собора в городе Перми. В 1919 году отец Феодор был возведен в сан протоиерея и награжден золотым наперсным крестом.
В 1922 году отец Феодор вернулся на родину во Владимирскую епархию. 14 июня Епископом Переславским Дамианом был назначен настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове с возложением на него обязанностей благочинного городских церквей.
Он занял место скончавшегося, вероятно, в этом же году своего родственника, протоиерея Александра Павловича Делекторского (1876 г.р.), тоже выпускника Владимирской духовной семинарии (1898 г.), служившего много лет в Оренбургской и Вятской епархиях, и вернувшегося в родные края в первые революционные годы. Отец Александр Делекторский с 1918 года был настоятелем собора в г. Александрове и благочинным.
Рядом с Александровом, в селе Старая Слобода с октября 1923 года стал служить священником младший брат протоиерея Феодора, Владимир Петрович Делекторский.
В начале 1924 года отец Феодор тяжело заболел. С 1 февраля он был вынужден по болезни отказаться от служения в Христорождественском соборе, а 7 апреля 1924 года получил увольнение за штат от временно управляющего Владимирской епархией епископа Звенигородского Николая (Добронравова). Оставляя собор, отец Феодор посоветовал просить о назначении на место настоятеля своему однокурснику по Духовной академии, священнику Максиму Сикову, служившему в то время в Юрьевском уезде.
Спустя всего месяц после увольнения по болезни за штат отец Феодор Делекторский был призван к архиерейскому служению. 7 мая в Донском московском монастыре Патриархом Тихоном и несколькими митрополитами было подписано следующее постановление:
Святейший Патриарх и Священный при нем Синод заслушав ходатайство верующих пастырей и пасомых г. Бугульмы Самарской епархии – об открытии в г. Бугульме кафедры викарного епископа и о назначении на оную правоспособного кандидата, постановили: в г. Бугульме, Самарской епархии, открыть кафедру викарного епископа, на каковую и назначить протоиерея Христорождественского собора г. Александрова, Владимирской епархии, Феодора Делекторскаго, с пострижением в монашество. Назначение и хиротонию протоиерея Феодора Делекторскаго, по пострижении в монашество, совершить в Москве[1].
Через 2 дня, 9 мая 1924 года, в церкви Валаамскаго подворья (2 Тверская-Ямская, д. 52) митрополитом нижегородским Сергием (Страгородским) протоиерей Феодор был пострижен в монашество с наречением ему имени «Никита», а на следующий день им же был возведен в сан архимандрита.
12 мая в Девятинской церкви города Москвы архимандрит Никита (Делеторский) был возведен в сан епископа. В хиротонии, которую возглавил сам Святейший Патриарх Тихон, участвовали также митрополиты нижегородский Сергий, Тверской Серафим и Крутицкий Петр.
Четырежды епископ Никита подвергался арестам: в 1924, 1925, 1930 и 1937 годах. Обвинения были различные: в связях с «белочехами», в совершении богослужения без патента, в поминовении Патриарха Тихона.
В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей. В 1927 году епископа Никиту назначили на кафедру в Нижний Тагил, но вскоре уволили на покой. С этого времени начались его скитания, бездомная жизнь, которая продолжалась до мученической кончины. Епископ нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства.
Некоторое время Владыка служил у брата Владимира в церкви села Старая Слобода под Александровым, но тот вскоре переехал в Белоруссию. Во время приезда в Москву в 1930 году Епископ Никита был арестован, приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса, где работал конюхом и ночным сторожем.
В 1934 году владыка вернулся в Орехово-Зуево, где служил тайно, так как с 1935 года находился в розыске. Духовные дети помогали епископу Никите материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья.
13 октября 1937 года проходивший мимо собора Владыка был арестован сотрудниками НКВД и помещен в Таганскую тюрьму г. Москвы, где его допрашивали в течение трех суток. Обвиняли его в том, что он «являлся нелегальным, бродячим епископом, деятелем Истинно-Православной Церкви», «проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».
Свидетельствовавшие против епископа Никиты утверждали, что он проповедует об обязанности каждого истинного пастыря — побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовать верующих вокруг церкви для ее защиты; говорили, что он юродствует, имея большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, которые обращаются к нему как к прозорливцу, способному знать будущее.
19 ноября 1937 года по приговору тройки НКВД Епископ Никита (Ф.П. Делекторский) был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года он был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.
Тропарь, глас 5:
О́тче священному́чениче Ники́то,/ ты во благоче́стии до́бле подвиза́лся еси́/ и, я́ко стра́нен и прише́лец на земли́ пожи́в,/ посто́м и моли́твою украси́лся еси́,/ те́мже и Госпо́дь тя просла́ви/ и му́ченический вене́ц дарова́./ Моли́ Человеколю́бца Бо́га/ в ве́ре и́стинней нам утверди́тися/ и спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4:
Дне́сь ра́достно лику́ет гра́д Алекса́ндров,/ прославля́я святи́теля своего́,/ священному́ченика Ники́ту,/ то́й бо, нищету́ Христо́ву возлюби́в,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия яви́./ Ны́не же Престо́лу Бо́жию предстои́т/ и мо́лится о душа́х на́ших.
Величaние:
Велича́ем тя,/ священному́чениче Ники́то,/ и чти́м честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́/ во утвержде́ние на Руси́ Правосла́вия// претерпе́л еси́.
Молитва
О, пресла́вный священному́чениче, святи́телю о́тче наш Ники́то! Ты во вре́мя гоне́ния безбо́жнаго от сокро́вищницы души́ твоея́ спаси́тельное испове́дание Правосла́вныя ве́ры изне́сл еси́ и, я́ко па́стырь до́брый, ду́шу свою́ за о́вцы полага́я, любве́ и милосе́рдия преиспо́лнен бы́л еси́ и, са́м в нищете́ пребыва́я, мно́гим благотвори́л еси́.
Услы́ши на́с, гре́шных, моля́щихся тебе́ и к твоему́ предста́тельству усе́рдно притека́ющих, и помози́ нам ве́ру Правосла́вную до конца́ жития́ на́шего соблюсти́, любо́вь нелицеме́рную к Бо́гу име́ти, за́поведи Госпо́дни неле́ностно исполня́ти, чистоту́ и целому́дрие храни́ти, оби́дящих проща́ти и бли́жних преи́скренне люби́ти.
О, уго́дниче Бо́жий! Ты во дни́ земна́го жития́ мно́гими испыта́нии искуше́н быв, мо́жеши ны́не и искуша́емым помо́щник бы́ти. Сего́ ра́ди про́сим тя: воззови́ ко Творцу́ вся́ческих, да да́рует малоду́шным – укрепле́ние, заблу́дшим – исправле́ние, согреши́вшим – дух сокруше́ния, бе́дствующим – благовре́менную по́мощь, и все́м нам – ре́вность ко исправле́нию грехо́внаго жития́ на́шего.
О, му́чениче добропобе́дный! Не посрами́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих, споспе́шествуй, я́ко оте́ц чадолюби́вый, и́го Христо́во со упова́нием во благоду́шии и терпе́нии понести́, да сподо́бимся унасле́довати Небе́сныя оби́тели, иде́же ты со а́нгелы и все́ми святы́ми ны́не водворя́ешися, прославля́я Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
[1] РГИА ф. 831 оп.1 д. 263 л.5