Новомученики и прошедший век: священник Владимир Рассудовский и его род

священник Владимир Рассудовский, фото из след. дела 1937

священник Владимир Рассудовский, фото из след. дела 1937

Колерова Елена Борисовна, г. Москва

Новомученики и прошедший век. Эта тема очень близка моей семье. Я хочу рассказать о моём деде, который последние годы своей жизни провёл, служа священником в селе Воспушка Владимирской области и родных мне людях, которых жестокое начало века не пощадило.

Мой дед, Рассудовский Владимир Петрович, родился 8 июля 1877 года. Младший сын священника погоста Воскресенского, что в Понизовье Корчевского уезда Тверской губернии,  Петра Семёновича Разсудовского.

После орфографической реформы 1917—1918 годов фамилию Разсудовский стали писать, как Рассудовский.

Воскресенская церковь  села Понизовья

Воскресенская церковь села Понизовья

О его жизни и жизни его семьи можно рассказывать, опираясь на «Автобиографию», «Дневник», которые написал сам Владимир Петрович, записки его сына, Михаила Владимировича, которые он назвал «Моя жизнь, на воспоминания его младшей дочери, Нины Владимировны, моей матери.

Отец часто что-то писал мелким подчерком в тетрадку, рассказывала Нина Владимировна. Я спросила его как-то: «Папа, что ты пишешь?». — «Для вас пишу», — ответил он.

Как всё это удалось сохранить, прожив жизнь полную трудностей, опасностей, бесконечных переездов?

* * *

В самом начале «Автобиографии» Владимир Петрович пишет:

«Родители мои были люди глубокой веры в Бога, и по этой вере отец мой дожил до старости, и умер на семидесятом году своей жизни, после сорокапятилетнего священничества при одной церкви».

«Мать моя неопустительно посещала храм Божий…а  с ней любил ходить и я, тогда ещё ребёнок. Однажды, отец, лаская меня, сказал: Ты, видно, будешь священником, моим заместителем. Так оно в дальнейшем и вышло».

Окончив в 1899 г. Тверскую духовную семинарию, дед учительствовал в селе Каюрово Кимрского р-на.

Познакомился с учительницей школы соседнего села Воронцово, Надеждой Михайловной Колтыпиной, дочерью дьячка церкви села Стоянцы, Кимрского района. «Что-то близкое, родное мне нашёл я в её душе и решил сделать ей предложение».

В апреле 1901 г. младшая сестра Владимира Петровича, Ольга Петровна, выходила замуж за его друга, Константина Дмитриевича Чекалова, родители попросили пригласить Надежду Михайловну в подневестницы, давая тем понять, что на брак сына согласны.

Надежда Михайловна Колтыпина. Около 1900 г.

Надежда Михайловна Колтыпина. Около 1900 г.

В августе 1901 г. Владимир Петрович и Надежда Михайловна обвенчались и были отправлены в одну школу в Подберезье (нынешняя Дубна).

В начале ноября 1901 г. в Подберезье к Владимиру Петровичу пришла депутация от прихожан села Каюрово с просьбой занять освободившееся место священника.

Работая учителем в с. Каюрово, Владимир Петрович пользовался уважением и авторитетом. Он дал согласие, сдав школу в Подберезье.

Был рукоположен во священника в Никольскую церковь села Каюрово Корчевского уезда. 6 декабря 1901 года молодая семья переехала в село Каюрово.

Сохранилась фотография, датированная 13.01.1902 г. Первые месяцы служения в Никольской церкви с. Каюрово.

Владимир Петрович молодой священник. Причёска ещё светская.

Владимир Петрович Разсудовский и Надежда Михайловна Разсудовская (Колтыпина) 1902 г.

Владимир Петрович Разсудовский и Надежда Михайловна Разсудовская (Колтыпина) 1902 г.

Фотография эта была подарена семье Чекаловых. Константин Дмитриевич Чекалов — давний друг Владимира Петровича. Они вместе учились в Тверской духовной семинарии.  Ольга Петровна – младшая сестра Владимира Петровича.

Константин Дмитриевич Чекалов и Ольга Петровна Чекалова (Разсудовская) 1901 г.

Константин Дмитриевич и
Ольга Петровна Чекаловы 1901 г.

Константин Дмитриевич после окончания Тверской духовной семинарии служил учителем в родном селе Владимира Петровича —  Понизовье. И вскоре тоже был рукоположен во священника.

Разсудовские у дома в Понизовье. Осень 1909 г.

Разсудовские у дома в Понизовье. Осень 1909 г.

В первом ряду в шляпе — священник Константин Дмитриевич Чекалов, к его коленям прижалась старшая из его дочерей, четырёхлетняя Нюта. Чуть впереди в кресле — Ольга Петровна Чекалова (Разсудовская), жена Константина Дмитриевича.

В рясе и с орденами — отец Ольги Петровны, Петр Семенович Разсудовский, рядом его жена — Варвара Васильевна Разсудовская (Никольская), справа сын Константина Дмитриевича Чекалова, Митенька.

 

Награды священника Петра Семеновича Разсудовского

Награды священника Петра Семеновича Разсудовского

Награды священника Петра Семеновича Разсудовского: Орден Святой Анны и медаль в память Царствования Императора Александра III.

Это последний прижизненный снимок Ольги Петровны. Через несколько недель она 28-ми лет, умерла от туберкулёза. Осталось пятеро детей — старшему  7 лет, младшей не было и года. Константин Дмитриевич больше не женился. Детей вырастил и выучил сам.

Пётр Семенович Разсудовский пережил свою дочь всего на два месяца — умер 26 декабря 1909г.  от кровоизлияния в мозг Ему было 69 лет.

Пётр Семенович и Варвара Васильевна Разсудовские похоронены в Понизовье у алтаря Воскресенской церкви.  На месте их захоронения, словно оберегая, вырос огромный куст.

Мы — дочь Владимира Петровича (Нина Владимировна Колерова) и правнуки Петра Семёновича Рассудовского: Я, Колерова Елена Борисовна, мой брат, Колеров Анатолий Борисович и внучка Константина Дмитриевича Чекалова, Попова Валентина Петровна, поставили на кладбище у места захоронения нашего прадеда табличку. Хранитель кладбища показал, найденный им в зарослях памятник иерею Василию Васильевичу Никольскому – нашему пра-прадеду.

Табличка на месте захоронения протоиерея Петра Семёновича Разсудовского и Варвары Васильевны Разсудовской (Никольской) в Понизовье и памятник иерею Василию Васильевичу Никольскому

Табличка на месте захоронения протоиерея Петра Семёновича Разсудовского и Варвары Васильевны Разсудовской (Никольской) в Понизовье и памятник иерею Василию Васильевичу Никольскому

Владимир Петрович пишет, что после смерти отца: «В успокоение своей старушки матери и по просьбе всех прихожан Архиепископ Алексий благословил меня на служение при церкви с. Понизовье 3 января 1910 года». Семья из села Каюрова перебралась в Понизовье.

Все сельские священнослужители работали на земле, занимались сельским хозяйством. Епархия строго следила за тем, чтобы их дети учились. Учёба отбирала много средств. Надо было оплачивать жильё, питание и форменную одежду. Детей в семьях всегда было много. Образование детей было обязательным и стоило денег немалых.

1915 год. Из записок старшего сына, Михаила Владимировича Рассудовского «Моя жизнь».

Доходы от служения в церкви у отца были очень скудные. Семья из девяти человек: отец, мать, нас четверо братьев, Владимир и Людмила Колтыпины (приёмные дети Рассудовских), бабушка. При церкви был надел земли для духовенства. Эта земля и кормила и одевала всех нас

С 10-11 летнего возраста отец начал нас втягивать помаленьку в сельскохозяйственные работы.

Таскали лён, связывали в бабки, устанавливали их в десятки. За каждый десяток нам платили по 1-2 копейки. Собирали с полей камни, корзинами их стаскивали в кучи. Позднее, с годами плата за наш труд отпала. Дали небольшого размера косы и грабли: втягивали в сенокос, потом вручали серпы: жать рожь, овёс, жито».

Осенью, к началу занятий в школе, заканчивали копку картофеля, обмолот цепами ржи, овса, жита, гороха, гречи и т.д.

И закончив все эти дела, были направлены на учёбу — сначала в Кашин, а потом уж в Кимры. Занятия в школе нам казались праздниками, в сравнении с «каникулами».

Владимир Петрович Рассудовский кооперировался на приобретение машин с хутором «Пустомазово», Николая Ивановича Туполева, который входил в Понизовский приход. Сам Николай Иванович умер в 1911 году. Управлял хозяйством его сын, Андрей Николаевич (генеральный авиаконструктор в будущем).  Андрей Николаевич, к этому времени уже студент Московского Императорского Технического Училища, за участие в студенческих волнениях с 1911 по 1913 год был выслан на родину под негласный надзор полиции.

Сохранился «Список лиц, состоящих под негласным наблюдением в районе Корчевского уезда за 1911 год». Под 17 номером в нём указан Михаил Иванович Калинин, под 18 – Туполев.

Андрей Туполев - студент Московского Имперского Технического Училища

Андрей Туполев — студент Московского Имперского Технического Училища

Крестил Андрея Туполева в Воскресенской церкви с. Понизовье мой прадед Пётр Семёнович Разсудовский. Около Воскресенской церкви с западной стороны находятся могилы родителей Андрея Николаевича – Николая Ивановича и Анны Васильевны Туполевых и его старшего брата.

Старший брат, Сергей Николаевич Туполев, войну 1914-1917 г. прошёл полковым священником. В 1918 г умер от сыпного тифа. Похоронен на Понизовском кладбище рядом со своими родителями.

С 1917 по 1924 год у Туполевых в каникулы собиралась вся деревенская, учащаяся в городах, молодёжь. В Рождество на ёлку, а в другие праздники просто на вечеринки, сначала ещё детские, а позднее уже юношеские. Судьба тесно связала две семьи Туполевых и Рассудовских.

Андрей Николаевич и втянул Владимира Петровича Разсудовского и Константина Дмитриевича Чекалова в «механизацию» сельского хозяйства. К 1915 г. все трое стали настоящими «фермерами». Имели много сельхозтехники. Оба священника прекрасно в технике разбирались.

И в Деле ОГПУ на Константина Дмитриевича Чекалова говорится, что имел сильное крестьянское хозяйство, большое количество сельскохозяйственной техники и платил огромный по тем временам налог 1002 руб.

Все три «фермера» в 30-г годы были репрессированы.

Владимир Петрович Разсудовский был арестован в начале марта 1930 г. Запись в церковной книге Понизовья: «Священника в церкви нет, он сидит».

Кимрский арестантский дом, Кашинская тюрьма, подмосковные лагеря. Тяжёлая, изнуряющая работа, ужасные бесчеловечные условия жизни, разгул уголовников. Фраза из Дневника: «Работаю на разного рода технике, без нареканий». Очень возможно, что это и спасло ему в лагере жизнь.

Он был, благодаря бесконечным хлопотам жены, Надежды Михайловны, оправдан в конце ноября 1932 г.

По рассказу Нины Владимировны Колеровой, младшей дочери Владимира Петровича: «Вернулся в Кимры из лагеря 23 ноября 1932 г. В первый же воскресный день, 27 ноября, он служил вместе с епископом Кимрским Никифором в Кимрском Спасо — Преображенском Соборе. Когда он, страшный: больной, худой, обритый, черный, словно его только что с креста сняли, вышел из алтаря, люди в Соборе, сошедшиеся со всего города и окрестных деревень на службу священника-лагерника, опустились на колени». Шаг отчаянный по своей смелости и дерзости.

Было ясно, что на свободе его не оставят. И главное: не дадут никакой жизни его сыновьям, которые кое-как пристроились на временные работы. Город маленький, все друг друга знают; и сыновья немало натерпелись из-за своего социального происхождения и несговорчивого характера отца.

Владимир Петрович и Надежда Михайловна Рассудовские (сидят)

Владимир Петрович и Надежда Михайловна Рассудовские (сидят)

Конечно, можно было бы отказаться от веры, снять сан священника и «покаяться» всенародно в клубе, что ему и предлагали сделать, и тогда он мог бы работать учителем. Возможно, он смог бы сохранить свою жизнь, став простым учителем, да и судьбы его сыновей могли бы быть другими, не тянулся бы за ними шлейф сыновей «врага народа». Но такой поступок не для истинно верующего человека».

***

Между тем раскулачивание  и репрессии в районе продолжались.

Священник Константин Дмитриевич Чекалов был арестован 1 ноября 1930 г.

По «Делу ОГПУ», можно проследить, что в эти дни шло массовое раскулачивание с привлечением даже сотрудников уголовного розыска г. Кимры.

Было сфабриковано дело о преступной контрреволюционной группе: священник Чекалов Константин Дмитриевич, псаломщик – Ситнов Иван Петрович и бывшая крупная помещица — Лопатина Анна Васильевна.

Приговор: Чекалова Константина Дмитриевича и Ситнова Ивана Петровича выслать в Казахстан сроком на три года…по ст. 58 п.10 и 11

Но вместо Казахстана Чекалов Константин Дмитриевич попал в Бутырскую тюрьму г. Москвы. Он был расстрелян (или умер?) в тюрьме в начале 1931 г.

Приход был богатый. Своя больница, свой роддом, своя школа. Села Успение-Окатово нынче нет. Нет ни больницы, ни школы, ни роддома. Нет большого дома священника, его прекрасного сада. Поля, словно чертополохом в рост засеяны, заплетены кустарником. А ведь эту землю, как видно из Дела НКВД, отбирали с кольями. От церкви осталась одна ободранная колокольня. Изломанный крест, которой обвалился прошлым летом.

Священник Константин Дмитриевич Чекалов 1930 г. Фото из следственного дела ОГПУ

Священник Константин Дмитриевич Чекалов 1930 г. Фото из следственного дела ОГПУ

Несколько слов о судьбе третьего «фермера», Андрея Николаевича Туполева.

Под предлогом, что хозяйство мешает образованию предполагаемого на этом месте колхоза, товарищество «Пустомазово», которое было организованно А.Н. Туполевым с целью сохранить родной дом и хозяйство, было ликвидировано.  Семья Туполева в 1928 г. вынуждена была выехать из Пустомазово под напором властей.

«В новый колхоз перешло всё…: лошади, коровы, хозяйственные постройки, орудия труда… сделанные бывшим хозяином. Но, как вспоминали бывшие колхозники… Всё переломали, перекарябали на свой лад… Печальная участь постигла и пустомазовский сад… и сосновый лес, выращенный Туполевыми».

Перед войной дом, где родился А.Н. Туполев, сгорел. От родового гнезда А.Н. Туполева ничего не осталось.

Андрей Николаевич Туполев был арестован в 1937 году.  Около года находился в Бутырской тюрьме, а затем до 1941 года, находясь в заключении, работал в ЦК.Б-29 НКВД, как говорили в народе, в «шарашке». Сумел в тяжелейших условиях военного времени спроектировать, довести и запустить в серийное производство фронтовой бомбардировщик Ту-2, признанный ведущими мировыми специалистами одним из лучших в ряду фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.

* * *

Брат жены Владимира Петровича Рассудовского, Надежды Михайловны — Иван Михайлович Колтыпин, священник с. Устье Конаковского р-на, был арестован 23.01.1931 г. Приговор: 5 лет ссылки в Казахстан. Больше о нём никаких сведений не поступало. Жена его умерла родами. Дети Владимир и Людмила Колтыпины с 1914 г. жили и воспитывались в семье Рассудовских Владимира Петровича и Надежды Михайловны.

Иван Михайлович Колтыпин с женой и сыном Владимиром 1902 г.р. Фото 1905 г.

Иван Михайлович Колтыпин с женой и сыном Владимиром 1902 г.р. Фото 1905 г.

***

3 января 1933 года был арестован и приговорён к трём годам заключения в исправительно — трудовом лагере священник села Никитское Калязинского у-да  Чекалов Владимир Дмитриевичмладший брат Чекалова Константина Дмитриевича. Через полгода отпущен из лагеря по инвалидности.

Священник Владимир Дмитриевич Чекалов

Священник Владимир Дмитриевич Чекалов

 

Переехал в село Волково Тверского р-на. по кляузе председателя Волковского сельсовета: «Священник деньги на ремонт церкви собирает, а налог не платит», 26 июля 1937 года повторно арестован.

Расстрелян 1 октября 1937 г. Реабилитирован в 1961 г. Священномученик.

Итог: Священники арестованы, семьи из своих домов изгнаны, хозяйства разорены, дети стали детьми «врагов народа».

***

 Владимир Петрович Рассудовский. Служение в селе Воспушка.

Из Кимр надо было срочно уезжать. Владимиру Петровичу предложили место священника при церкви села Воспушка Владимирской обл.

Из «Дневника» В.П. Рассудовского:

 «На служение в Воспушку я приехал утром в воскресенье 5 декабря 1932 года. Приехал вместе с женой и дочкой Ниной 9-ти лет. Наш багаж состоял из нескольких узелочков.

Село Воспушка Владимирской обл. и церковь Иерусалимской иконы Божией Матери в тридцатые годы переживали трудные времена.

Храм был побелённым, кровля выкрашена в зелёный цвет, сияли золотом кресты. Ещё в начале 1930-х гг. шла служба. А затем церковь вместе со страной взошла на свою Голгофу… Молча, онемевшая враз, без колоколов…»

Первым был арестован отец Александр Михайлович Руфицкий.

Он родился в 1874 г. в семье служителя церкви. Семья была большой. Все братья: Василий, Сергий, Михаил и Александр стали священниками.

Отец Александр был арестован 3 февраля 1930 г. и приговорён к 3-м годам концлагеря. Для пожилых людей лагеря чаще всего кончались смертью… Сёстры Руфицкие продолжали учительствовать в Воспушинской школе.

12 дней спустя, в Камешковском районе был арестован его брат Василий Михайлович, тоже священник, 1869 г. р. Приговор 3 года высылки.

Михаил Руфицкий был расстрелян в Череповце.

Иерей Сергий Руфицкий (1884-1937) служил в Тихвинском храме с. Иваново Петушинского района. 17 ноября 1937 года о. Сергий служил последний раз, ночью арестован. 21-го состоялся суд — «тройка», а 27-го ноября священник и псаломщик были расстреляны в Бутово».

Как же жила семья Владимир Петровича Рассудовского в Воспушке?

Из рассказа Нины Владимировны Колеровой (Рассудовской).

«Маленькая сторожка при церкви. Комнатка 3х3 метра. Кровать для родителей, диванчик, столик.

Рядом за стенкой в такой же клетушке Ситнов Иван Петрович, тоже служивший в церкви, жил с женой и дочкой Валей. Тот самый Ситнов, который проходил по делу Константина Дмитриевича Чекалова и получил в ноябре 1930 г. 3 года ссылки в Казахстан.

За перегородочкой уголочек для просвирни. Каждый, что имел, складывал в свой чугунок, затем все это ставилось в общую печку, одну на всех, чтобы экономить дрова.

У нас по одной смене белья – всё остальное отдавалось бедным людям. Обходя приход, отец получал от прихожан небольшие деньги на содержание церкви и семьи. В одном доме получал в другом отдавал. Ничего домой не приносил. Мама прекрасно шила, вязала, вышивала. Если бы не мама, которая нечеловеческими усилиями кроила семейный бюджет – нам бы не выжить.

Следили за ними постоянно».

Надежда Михайловна проверяла, написанные Владимиром Петровичем проповеди, чтобы ни одно слово нельзя было истолковать двусмысленно.

«Как-то я проснулась под утро, за столом сидел человек в форме. Второй перебирал наш нехитрый скарб. У отца было много книг. Читать он любил. Все книги высыпали на пол. Забрали с собой книги церковные. Обыск был и у Ситновых.

Когда прощались, отец сказал: «Я перед родиной не виноват, правда восторжествует».

Отца увезли. Это было 22.05.1937 года. (В деле № П-2105 – Владимир Петрович арестован 6 июня 1937 г.)

С отцом свидания не разрешили. И мы с ним не виделись больше никогда.

Отец долго и часто болел в последний год. Мы понимали, что на этот раз лагеря ему не перенести. Из лагеря пришло два письма.

В первом говорилось, что его обокрали, т.к. находится вместе с уголовниками: «Сняли всё.  Я голый, босый, больной и долго мне не протянуть. Простите меня, дорогие, что оставил вас без средств к существованию».

Во втором письме он написал, что очень плох: «О дне моей смерти напишут вам мои друзья». Никто не написал.

Владимир Петрович Рассудовский умер 23 января 1938 г. в лагере Усть-Вымь Коми ССР. Ему было  60 лет.

***

 Что же было дальше в Воспушке?      

30 августа 1937 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» священник с. Воспушка Борис Сергеевич Недумов (1891-1937). Он родился в Москве, в семье священнослужителя, окончил духовную семинарию. Расстрелян 13 октября 1937 г. место захоронения — Московская обл., Бутово. Реабилитирован в июле 1989 г.

 27 октября того же года посадили другого воспушинского батюшку – Ивана Петровича Ситнова, 1881 г.р.  Иван Петрович Ситнов, уже прошедший арест, допросы, ссылку в Казахстан в 1930 г., занял место священника в обреченной церкви. Он знал, не мог не знать, какая судьба ждёт его в самое ближайшее время.

Иван Петрович Ситнов получил 10 лет лагерей.

Ситнов Иван Петрович 1881 г.р. Фото из дела ОГПУ Ноябрь 1930 г.

Ситнов Иван Петрович 1881 г.р. Фото из дела ОГПУ Ноябрь 1930 г.

Реабилитирован в 1989 г.

 4 декабря 1937 г. арестован отец Осия (Малиновский Михаил Васильевич), иеромонах.

Осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в контрреволюционной агитации. Приговор — высшая мера наказания – расстрел.
Кончина 1937 г. Московская о., пос. Бутово, Бутовский полигон.  Реабилитирован 07.04.1989 г. Прокуратурой Владимирской обл.

Всего за полгода были арестованы 4 священника церкви Иерусалимской иконы Божией Матери села Воспушка. Двое из них расстреляны. Двое других получили по 10 лет лагерей.

Какая же сила заставляла этих людей, вставать одного на место другого. Закрывать обречённую церковь с. Воспушка в прямом смысле своей грудью?

***

После ареста Владимира Петровича Надежда Михайловна с младшей дочкой Ниной уехала из Воспушки в г. Кимры, к своей сестре Зинаиде Михайловне.

Нина окончила там 8, 9, 10 классы.

Написав в анкете, что отец умер, не указывая, как и где умер и кем он был, поступила в институт иностранных языков в Москве.

Проучилась немного, началась война. Вернулась в Кимры. Перевелась на заочное отд. Калининского пединститута по специальности немецкий язык. И стала работать учительницей немецкого языка в школе седа Малышково, недалеко от Белого Городка. Жили с матерью в крошечной комнатке очень трудно и очень скудно.

Выделили им кусочек земли. Сажали картошку, свёклу, морковь. Свёклу резали и сушили, вместо конфет к чаю, а чай пили морковный. Так пережили войну.

Надежда Михайловна Рассудовскоя 1945

Надежда Михайловна Рассудовскоя 1945

Надежде Михайловне было 65 лет, а выглядела она на восемьдесят. Тяжело заболела и скончалась, в Ильин день 2 августа 1945 года.

Нина избегала тесных контактов, избегала вопросов об отце. Страх вызывали репрессии, продолжавшиеся против священников. Замуж выходить не хотела, чтобы не испортить судьбу своему избраннику своей родословной.

Однако одна учительница познакомила её с Колеровым Борисом Анатольевичем. Ещё пошутила: «Вот тебе невеста». Он был лётчиком-офицером. Прилетел ремонтировать самолёт и ждал, когда он будет готов.

Судьбы их, действительно, были похожи. Его отец и его дядя были священниками. Дядя, Фёдор Ксенофонтович Колеров, был настоятелем Спасо-Преображенского храма в г. Кимры.

Городские власти приняли решение закрыть собор. 19 мая 1929 года состоялось последнее (прощальное) богослужение. На следующий день, когда представители местных властей пришли к храму, чтобы опечатать его, верующие не допустили их даже до дверей. Раздался набатный колокольный звон, толпа людей росла, возникли беспорядки. Протест верующих был расценен как контрреволюционная вылазка церковников против советской власти. Через два дня было арестовано несколько человек, среди них и отец Феодор Колеров.  Состоялся показательный судебный процесс.

29 ноября состоялась последняя встреча с женой и младшим сыном. В ночь с 29 на 30 ноября 1929 года о. Федор был расстрелян.

Священномученик протоиерей Феодор Колеров. Икона

Священномученик протоиерей Феодор Колеров. Икона

22 июня 1994 года был реабилитирован прокуратурой Тверской области.

В 1996 году канонизирован как местночтимый святой Тверской епархии. В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

***

Борис Анатольевич Колеров был летчиком высшей категории. Жизнь без неба себе не представлял. «Лётчик, коммунист, атеист», —  так говорила о нём Нина Владимировна.

Но Хрущёв в 1960 г. решил армию сократить, и молодой талантливый офицер остался без любимой работы.

Нина Владимировна Колерова (Рассудовская)  с мужем Борисом Анатольевичем Колеровым

Нина Владимировна Колерова (Рассудовская)
с мужем Борисом Анатольевичем Колеровым

***

Церковь села Воспушка. Мы так мечтали её увидеть.  И были там в мае 2014 г.

Из рассказа Галины Васильевны Прунцевой, жительницы села Воспушка.

«Церковь была вместе с кладбищем окружена оградой. Кирпичные столбы и кованые решётки. Всё разломали, растащили. Всё тащили из церкви и с кладбища, даже памятники надгробные стоят в фундаментах домов.

В некоторых домах стоят иконы из церкви, чудом спасенные. Ведь приезжали комсомольцы, иконы разбивали, бросали в костёр.

Церковь к началу 60-х годов использовалась, как ремонтные мастерские. Стояли станки.

В алтаре были нагревательные котлы, которые обогревали ближайшие дома. Котлы часто взрывались, словно церковь их отторгала. Женщина-оператор рассказывала, какая тоска нападает на неё в ночные дежурства. Ей постоянно слышаться женские и мужские голоса, пение, плач.

Неоднократно пытались разломать колокольню, но, все изуродовав, бросили эту затею.

Так и стояла церковь разграбленная и истерзанная.

Церковь села Воспушка 2005 год

Церковь села Воспушка 2005 год

В 60-х годах росписи в церкви ещё были. Все стены были расписаны очень красиво.

И кладбище ещё было.

Кладбище позже расчистили: построили детский сад и жилые дома. Перезахоронений не было. При расчистке всюду валялись истлевшие кости и черепа. Так и строили на костях наших предков.

В 1967 г. церковь хотели взорвать, но что-то не сложилось.

Потом загрузили на зиму в церковь удобрения и селитру. Как началось потепление, селитра стала разлагаться, и в один день рухнула со стен вся штукатурка вместе с росписями. А росписи были изумительные.

Где-то году в 1999 приехал батюшка. Собрал народ, выбрали актив, старосту.

 И… ничего не произошло.

Спустя 3 года решили начать расчищать церковь внутри и территорию вокруг церкви, все-таки самый центр села. А внутри всё было завалено обвалившейся штукатуркой и битым кирпичом.

Мы, люди пожилые, приступили к расчистке. Ломами вырубали, лопатами вычищали кирпич. Все развалено, разрушено. Кирпича битого горы.

Поняли, что ни за что нам не справиться.

Пошли мы, энтузиасты, на молодёжную дискотеку. Музыку их роковую, гремящую остановили, и к ним, совершенно обалдевшим от такого напора, обратились с просьбой —  помочь нам, старикам, восстановить главную красоту и гордость нашего района.

Рассказывали, что в других странах меняются власти, правительства, но церкви свои народ не рушит. Это память об их отцах и дедах. Неужели наши деды недостойны этого.

Христом Богом молили, упрашивали, но, ни на что не надеялись.

И случилось чудо.  На расчистку приходили все: и стар, и млад.

Поклон всем низкий. Помогали, кто чем мог. Сколько мусора вытащили. Пол отчистили до плит. Но плиты все разбиты были станками, да заготовками. Небольшие кусочки остались узорчатые.

Когда подвал расчищали, нашли закладной камень, тоже разбитый на части, и прочитать слова на нём никто не смог».

С великой радостью должна отметить, что недавно на сайте «Соборы» были выложены новые фотографии Воспушкинской церкви, на которых видно, что реставрация идёт. Дошли до Бога молитвы сельчан.

Церковь с. Воспушка 2015 год

Церковь с. Воспушка 2015 год

Внучка Владимира Петровича Рассудовского, Елена Борисовна Колерова, обратилась в ФСБ Республики КОМИ с просьбой ознакомить её с Личным делом её деда Рассудовского Владимира Петровича.

Историю последних дней жизни невинно пострадавшего ЧЕЛОВЕКА Владимира Петровича Рассудовского показывают скупые нечёткие копии архивного личного дела

Священник Рассудовский Владимир Петрович 1937 г. Фото из дела НКВД.

Священник Рассудовский Владимир Петрович 1937 г. Фото из дела НКВД.

Выписка из протокола заседания судебной тройки при Управлении НКВД СССР по МО от 13.10.1937 года.

СЛУШАЛИ:

  1. Дело № 13949 по обвинению:

Рассудовского  Владимира Петровича, 1877 г.р. ур. с. Понизовье, Кимрского Района, Калининской обл., служитель культа – поп. Судим 4 раза: в 3-х случаях был оправдан.

ПОСТАНОВИЛИ:

Рассудовского Владимира Петровича — заключить в исправтрудлагерь сроком на ДЕСЯТЬ лет

Прибыл в лагерь 22.10.1937 года

Копия акта № 20 от 23 января 1938 года Устьвымлаг НКВД Санитарный Отдел

в том, что 23 января 1938 года в 6 часов умер, находящийся на излечении в «Инвалидном городке» заключённый Рассудовский Владимир Петрович поступивший на излечение 19 декабря 1937 года.

Степень трудоспособности: инвалид.

Смерть последовала от порока сердца и катара желудка.

Инвалид – но это не помешало заключить его в лагерь, сроком на 10 лет.

***

В каждой из перечисленных мною семей погибли в войну сыновья — дети «врагов народа».

Искалеченные судьбы детей, которых лишили отчего дома, заставили скитаться по углам и нищенствовать. Безнаказанно украденное детство. Невозможность получения образования и достойной работы, как чуждым социальным элементам.

НО Именно эти дети, всего через несколько лет после смерти их отцов, расстрелянных или замученных в лагерях, когда пришла трудная военная пора, ушли с первых дней на фронт защищать свою горькую родину.

Чекалов Пётр Константинович, сын священника Константина Дмитриевича Чекалова, расстрелянного в Бутырской тюрьме. Ушёл на фронт добровольцем 7 июля 1941 г. Погиб 07.12.1941 на 12-ом километре от Москвы по Пятницкому шоссе.

Чекалов Пётр Константинович

Чекалов Пётр Константинович

Чекалов Дмитрий Константинович, сын священника Константина Дмитриевича Чекалова. Ушел на фронт 15 июля 1941 г. младшим лейтенантом, вернулся с войны в 1946 году – майором Красной Армии в орденах и медалях. Был избран вторым секретарём горкома КПСС г. Конаково.

Чекалов Дмитрий Константинович

Чекалов Дмитрий Константинович

Чекалов Михаил Константинович, сын священника Константина Дмитриевича Чекалова. Работал учителем в Рязанской обл. Погиб в мае 1943 г. под Ржевом.

Рассудовский Константин Владимирович 1911 г.р. сын священника Владимира Петровича Рассудовского, умершего в лагере Усть-Вымь Коми ССР 23 января 1938 г. Воевал подо Ржевом. Там шли ожесточенные бои, он был тяжело ранен, умер от ран и похоронен в д. Марьино Ржевского района.

Рассудовский Константин Владимирович

Рассудовский Константин Владимирович

Колеров Анатолий Анатольевич, сын священника с. Б. Семёновское Анатолия Ксенофонтовича Колерова. Лейтенант. Погиб в июне 1944 г. Похоронен в дер. Сулкилла ост. Уран -Сари…

Колеров Анатолий Анатольевич

Колеров Анатолий Анатольевич

Владимир Иванович Колтыпин (1902 — 1955) – сын священника Ивана Михайловича Колтыпина. После войны работал начальником уголовного розыска Талдомского района.

 

Владимир Иванович Колтыпин

Владимир Иванович Колтыпин

 Именно этим мальчикам обязаны мы нашей Великой Победой.

Светлая память им и их отцам»

Материалы подготовили троюродные сёстры: Валентина Петровна Попова – правнучка Ольги Петровны Разсудовской и Колерова Елена Борисовна – правнучка Владимира Петровича Разсудовского 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.