Лёвушкин Владимир Анатольевич, сотрудник курсов катехизаторов во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского, при Российском Православном Университете.
Протоиерей Иоанн Иоаннович Оболенский родился в 1868 году в с. Воронец Елецкого уезда Орловской губернии в семье дьякона. В 1888 году он окончил Орловскую духовную семинарию по I разряду со званием студента. Женившись, был рукоположен во священника. Служил отец Иоанн в церкви Казанской Божией Матери на Соборной площади г. Ливны Орловской губернии. В 1917 году был награжден митрой.
В марте 1930 года он был арестован вместе со своим сослуживцем священником Иоанном Цветаевым. Их обвинили в том, что они якобы «в целях получения личных выгод совершили мошенничество, имея своим последствием нанесение убытка государственному учреждению».
Суд приговорил Цветаева И.И. и Оболенского И.И. подвергнуть мере соцзащиты лишением свободы сроком на 5 лет каждого с выбывкой из пределов ЦЧО на тот же срок и конфискацией в доход республики всего имущества. Виновным себя диакон Иоанн Оболенский не признал, объяснив определение налоговой комиссии неверным: его доход определили в 4000 рублей, но такие средства невозможно в течение года получить от службы. По приговору суда у о. Иоанна Оболенского был изъят дом и домашняя утварь. В тюрьме он заболел воспалением легких, после чего был освобожден и выслан из Орловской губ.
К тому времени все дети и жена о.Иоанна проживали в Москве, куда он и переехал. Жили возле церкви Воскресения Словущего, где служил регентом брат о.Иоанна Василий. От Патриархии о. Иоанна Оболенского назначили служить в храмах Коломны и Рязани. В 1935 году он был прописан в деревне Индриково Луховицкого района Рязанской области. Недалеко от этой деревни стояла Троицкая церковь на погосте Василия Великого, где, возможно, и служил о.Иоанн.
В апреле 1937 года священник Иоанн Оболенский был назначен в д. Новый Спас Петушинского района Московской области (сейчас Владимирской), где служил в церкви Преображения Господня.
4 декабря 1937 года власти арестовали о.Иоанна за проведение антисоветской контрреволюционной агитации. В постановлении об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения говорится, что «рассмотрев следственный материал по делу и приняв во внимание, что Оболенский Иван Иванович является служителем религиозного культа, в 1931 году судим по ст.58 п.1 0 УК РСФСР, по суду имел 5 лет концлагерей, достаточно изобличается в том, что, будучи враждебно настроенным к Советской власти, среди окружающего населения ведет контрреволюционную агитацию, распространяя клеветнические слухи среди населения по адресу Советской власти». Мерой пресечения для о.Иоанна было избрано содержание под стражей в Таганской тюрьме в г. Москвы.
В характеристике о.Иоанна, данной Председателем Костинского сельсовета, говорится, что о.Иоанн «настроен антисоветски, среди населения ведет себя вызывающе, на селе среди отсталой массы ведет религиозную работу. Перед сельским советом через богомолок-старушек организовывает ходатайства о разрешении хождения с молебствием по домам».
Допрошенный в качестве обвиняемого Оболенский виновным себя в предъявленном обвинении не признал. Дело по обвинению Оболенского Ивана Ивановича по ст.58 п.10 УК РСФСР было передано на рассмотрение тройки при Управлении НКВД Московской области. 9 декабря 1937 года постановлением тройки Оболенский Иван Иванович был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 декабря 1937 года на полигоне НКВД в Бутово под Москвой.
13 июля 2007 года умерла младшая дочь протоиерея Иоанна Оболенского монахиня Елена Оболенская, проживавшая в богадельне Московского Зачатьевского монастыря. Она рассказала о событиях из жизни её отца и их семьи.
Родителей о. Иоанна звали Иван Яковлевич и Мария. Иван Яковлевич служил дьяконом. У о.Иоанна было много братьев и сестер. Свою фамилию Оболенские получили от своих помещиков Оболенских после отмены крепостного права, когда отпущенным на волю крестьянам помещики давали свои фамилии.
В жизни семьи родители о.Иоанна придерживались патриархальных устоев, и когда ему пришло время жениться, он к своей будущей жене не сватался — за них все решили родители. Ему к этому времени был 21 год, невесте – 16. Будущую его супругу звали Александра Александровна, в девичестве Успенская, из священнического рода. Отец Иоанн хорошо играл на скрипке, а его жена имела хороший голос, служила регентом и пела на клиросе.
В семье о. Иоанна и матушки Александры было 8 сыновей и 2 дочери, самая младшая из которых, Елена, впоследствии стала монахиней Зачатьевского монастыря. Жили дружно, никогда не ссорились. Всем детям они дали хорошее образование: старшим по два, средние не успели закончить, а младшая дочь Елена училась в Москве уже после переезда семьи в Москву. Никто из детей не пошел по духовной линии.
Матушка Елена вспоминает, что отец Иоанн был очень любвеобильным и всегда делился последним, жалел всех нищих. В Ливнах о. Иоанн служил в церкви Казанской Божьей Матери (на этом месте сейчас стоит банк) на Соборной площади, на которой стояло три церкви.
О.Иоанн пользовался уважением у прихожан. Маленькая Лена спрашивала у своей мамы, почему на площади три церкви, а папа выходит кадить на улицу, так как в церкви не вмещались все желающие. Мама ей объясняла, что это потому, что у папы «лицо светится».
Жила семья о. Иоанна на улице Дворянской (ныне Крестьянской), недалеко от храма в хорошем доме.
Из Луховиц, где служил о.Иоанн с 1935 года, его переводят в начале 1937 года в д. Новый Спас под г. Покров Владимирской области. Светской одежды о.Иоанн не носил, и когда он со своей дочерью Еленой шел пешком от станции Покров до деревни Новый Спас, то все встречающиеся ему кланялись, а о.Иоанн снимал шляпу. Матушка Елена помнит, что на праздник пришло очень много народа, так что все не вмещались в храме.
Об обстоятельствах ареста о.Иоанна ближним рассказала сторожиха той церкви, где служил о.Иоанн. Она привезла его вещи после ареста и рассказала матушке Александре, что арестовали о.Иоанна на день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вошедшие арестовывать его сказали: «Дед, смотри, молчи, а то мы тебя на месте расстреляем, а если ты хоть слово скажешь, то нас сейчас камнями побьют».
В 30-х годах были репрессированы племянники священника Иоанна Оболенского, сыновья расстрелянного в 1919 году органами ВЧК священника Семена Ивановича Оболенского, родного брата о.Иоанна. Георгий и Пантелеимон были расстреляны на Бутовском полигоне.
Перед Великой Отечественной войной Оболенская Варвара Васильевна отправляет письмо Народному Комиссару внутренних дел Берии, в котором пишет, что ее детей Георгия и Пантелеимона в 1937 году арестовали, и она не имеет никаких сведений о них в течение 3-х лет и 10 месяцев. Она просит Берию дать разрешение сказать матери, живы ли ее сыновья и где они. «Сойти в могилу матери, не узнав ничего о своих детях — невыносимо!» — пишет она в заключение письма. Ответ она, по всей видимости, тогда не получила, так как спустя 15 лет она вновь обращается уже в МГБ с просьбой сказать, где ее сын Пантелеимон, жив ли он? В ответ ей сообщили, что ее сына ищут. В своем обращении она пишет, что «сын ее добрый, честный человек, не преступник, он учился и служил, в деревне они жили тихо». Не веря, что ее сына нет в живых, она предполагает, что тот попал в психиатрическую больницу («духовную», как она ее называет), где по фамилии не числятся, а только по номерам; что он не смог перенести скорбей, т.к. у него мягкое сердце. Своего больного сына она возьмет к себе, и при ее попечении, если он жив, то выздоровеет. «Умница был и музыкант» — так заканчивает она свой рассказ о своем младшем сыне. В 1955 году она еще надеялась увидеть своего сына живым. Из МГБ ей дали ответ, что ее сын Оболенский Пантелеимон Семенович умер в исправительно-трудовом лагере в 1942 году от язвы желудка.
В настоящее время препятствием к подаче материала на канонизацию недостаточно документальных сведений о жизни священника Иоанна Оболенского в период до 1937 года.