Архиепископ Лука (Бакшевский)

Лаврентий-Бакшевский

Сегодня исполняется 240 лет со дня рождения архиепископа Черниговского Лаврентия, уроженца Александровской земли.

Семья

В миру Лука Николаевич Бакшевский, он родился 11 октября 1776 года в селе Ивановском Прозоровских Покровской округи Переславской епархии. Отец его, священник Николай Васильев (ок. 1739 г.р.), был родом из села Бакшева Александровской округи, где его предки были священнослужителями. Так, от названия села, и появилась фамилия «Бакшевский», с которой Лука поступил в семинарию. Кстати, вторая «е» в названии села появилась только в советское время, во всех дореволюционных документах название писалось как «Бакшево».

Мать будущего святителя Агафья Петровна (ок. 1748 г.р.) была дочерью священника погоста Данутина Киржачской округи. Лука был назван в память своего прадеда, бакшевского священника Луки Степанова. Кроме него в семье было две дочери: старшая Акилина была отдана замуж в село Крестовоздвиженское Покровской округи за дьячка Петра Стефанова; младшая Анна (ок. 1787 г.р.) стала супругой священника Григория Марковича Радугина, служившего с 1805 г. в суздальской Ильинской церкви, с 1815 г. в Златоустовской церкви города Переславля-Залесского, с 1822 г. до своей кончины в июле 1830 года – Троицкой переславской церкви.

В 1795 году отца Луки священника Николая Васильева перевели из Ивановского в село Волохово Александровской округи. Здесь он служил до выхода по старости и болезнями за штат до декабря 1810 года.

Годы учебы

Поступив около 1786 года в Переславскую семинарию без всякой домашней подготовки, Лука в первое время очень отставал от товарищей и подвергался нередко наказаниям и насмешкам. По бедности нередко пригодилось ему терпеть голод и холод. Но, несмотря на такие неблагоприятные условия, благодаря своим дарованиям и прилежанию, вскоре Лука сделался одним из лучших воспитанников семинарии.

В 1788 году Переславская семинария была упразднена, и 26 июля 1788 года он по прошению был принят для продолжения учения в Троицкую лаврскую семинарию. Своим усердием и способностями Лука Бакшевский обратил на себя внимание митрополита Платона, внимательно следившего за успехами и образом жизни воспитанников. В семинарской ведомости 1794 года говорится, что он «весьма хорошо обучается». В это время 18-летний Лука был учеником класса риторики и изучал риторику, поэзию, немецкий и еврейский языки, а также историю.

Ведомость 1794 года

Ведомость 1794 года

Преподавательская деятельность, постриг и рукоположение

По окончании семинарского курса 6 сентября 1799 года Лука Бакшевский был определен учителем низшего грамматического класса Перервинской семинарии. В конце декабря того  же года префект семинарии иеромонах Евграф просил митрополита Платона посвятить Луку в стихарь для того, чтобы он мог говорить проповеди в церкви, для чего тот имел хорошие способности. 6 января 1800 года, в навечерие Рождества Христова, митрополит Московский Платон посвятил Луку Бакшевского в стихарь при своем служении в трапезной церкви Троицкой Лавры. Также митрополит распорядился производить молодому учителю жалование по 130 рублей, да 10 рублей давать на проезд.

О посвящении в стихарь 1799 г.

О посвящении в стихарь 1799 г.

Вскоре, по совету митрополита Платона 24-х летний Лука Бакшевский избрал монашеский путь. 2 марта 1800 года он принял монашеский постриг от игумена Перервинского монастыря Иоанна, получив при пострижении имя Лаврентий. 25 марта того же года митрополит посвятил его в сан иеродиакона.

О пострижении в монашество 1800 г.

О пострижении в монашество 1800 г.

6 декабря 1801 года отец Лаврентий был рукоположен митрополитом в сан иеромонаха. 29 апреля 1804 года назначен префектом семинарии, затем соборным иеромонахом.  В 1806 году 6 января митрополит Платон определил его в игумена Николаевского Перервинского монастыря, а 25 января 1808 года также сделал настоятелем Угрешского Николаевского монастыря. 14 октября того же года иеромонах Лука был посвящен в сан архимандрита Московского Златоустовского монастыря.

Сохранение московских святынь в 1812 году и труды по восстановлению московских монастырей

Когда епископ Августин, управлявший Московской епархией по преклонности лет митрополита Платона, получил в 1812 году в связи с французской угрозой предложение графа Растопчина принять меры к заблаговременному вывозу из Москвы церковных святынь и драгоценностей, он возложил это дело на архимандрита Лаврентия.

Под его руководством были собраны все драгоценности кремлевских соборов, монастырей и патриаршей ризницы, в том числе книги и рукописи патриаршей библиотеки. За два дня до вступления неприятеля в Москву, 31 августа, архимандрит Лаврентий на 600 подводах отправил ценности с военным конвоем по Троицко-Сергиевскому тракту, под смотрением архимандрита Парфения (Черткова, впоследствии архиепископа Владимирского и Суздальского). Две важнейшие святыни Москвы — иконы Владимирской Божией Матери и Иверской Божией Матери — были взяты архимандритом Лаврентием только за несколько часов до вступления неприятеля в Москву, и вывезены в карете епископа Августина в город Муром.

Архимандрит Лаврентий лично отправился с обозом в Вологду, где и пробыл два месяца. В начале декабря 1812 года он получил указ сопровождать обоз обратно до Москвы. 8 декабря выехал из Вологды и в конце того же месяца прибыл в Москву, где предстояло ему много работ по восстановлению пострадавших от неприятеля святынь.

Прежде всего он должен был взяться за восстановление Златоустовского и Перервинского монастырей Златоустовский монастырь не пострадал от пожаров, но был ограблен. В церквах были разрублены иконостасы, на полу валялось сено, хворост и т. п. Перервинский монастырь был не только ограблен, но и сожжен.

Кое-как устроив свое жительство в Златоустовском монастыре, архимандрит Лаврентий в январе 1813 года приступил к исполнению синодского указа, которым ему предписывалось сделать опись и подать ведомости о том, что в каждом монастыре разрушено, сгорело, похищено. Получив от Синода средства для возобновления Златоустовского и Перервинского монастырей, он приступил к возобновлению Перервинского монастыря и к концу января 1813 года собрал сюда уже более ста иноков.

Возобновления Златоустовского монастыря архимандрит Лаврентий не успел довести до конца, потому что переведен был из Златоустова монастыря в московский Богоявленский монастырь — который пострадал от врагов более всех московских монастырей, был совершенно ограблен и сожжен дотла, — для его возобновления. Вскоре он назначен был членом и казначеем комитета, Высочайше составленного, для золочения глав на кремлевских соборах. В то же время он должен был присутствовать на работах в Богоявленском и Перервинском монастырях.

Благодаря его трудам работы шли так скоро, так что 6 апреля 1813 г он освятил в Перервинском монастыре церковь над святыми вратами, а к 9 мая того же года в том же монастыре окончил постройкой холодный собор. В ноябре того же года им были завершены все постройки в Богоявленском монастыре, на что издержано до 40 тысяч рублей ассигнациями. Труды архимандрита Лаврентия по охранению церковного имущества и по возобновлению монастырей снискали ему особенное благорасположение управлявшего Московской митрополией епископа Августина (Виноградского), своего семинарского учителя риторики, который сделался его покровителем и другом.

1 декабря 1813 года отца Лаврентия назначили присутствующим в Московской духовной консистории; в 1814 году, при упразднении во всех семинариях должностей префекта, уволили от должности префекта в Перервинской семинарии и назначили членом московского Комитета духовной цензуры.

26 июня 1815 года Святейший Синод возложил на него возобновление Московского Архангельского собора, на что назначено было 40000 рублей ассигнациями. 30 сентября того же года он уволен был от управления Перервинским монастырем.

26 июня 1816 года архимандрит Лаврентий был переведен настоятелем в Высокопетровский московский монастырь. В том же году 30 августа император Александр I наградил его орденом св. Анны II степени, «не в пример прочим при всемилостивейшем рескрипте». 13 марта 1817 года архимандрита Лаврентия назначили благочинным над мужскими монастырями Московской епархии.

Служение в Санкт-Петербурге и епископская хиротония

2 декабря 1817 года он был вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповеди. 12 марта 1818 года, в день Восшествия Императора Александра II на престол, архимандрит Лаврентий говорил свою первую проповедь в Казанском соборе. Цензоры Филарет (впоследствии митрополит Московский) и митрополит Амвросий нашли ее очень хорошей. Проповедь, которую в том же году архимандрит Лаврентий произнес при освящении церкви в тюремном замке, была напечатана на иждивение князя Голицына в количестве 400 экземпляров.

Лаврентий-Бакшевский

епископ Черниговский Лаврентий (Бакшевский)

10 января 1819 года состоялось наречение архимандрита Лаврентия во епископа, а 19 января совершена была хиротония его в сан епископа Дмитровского. После кончины 3 марта архиепископа Августина владыка Лаврентий три месяца управлял Московской митрополией. С приездом в Москву нового митрополита, Серафима, 20 мая 1819 года, наступила для епископа Лаврентия тихая келейная жизнь более чем на год.

Труды на Черниговской кафедре

26 октября 1820 года он назначен был епископом Черниговским, а перед самым назначением награжден был орденом святой Анны I степени «за успешное и ревностное управление московскою митрополиею во время небытности в ней митрополита».

Епископ  Лаврентий прибыл в Чернигов 17 декабря 1820 года. Много тревог и трудов пришлось перенести ему на первых порах своего управления черниговскою епархиею, в духовенстве которой он встретил немало злоупотреблений, укоренившихся веками и неизвестных в великороссийских епархиях; к числу таких злоупотреблений относилось, между прочим, крещение младенцев через обливание, т. е. как бы по католическому обряду, совершавшееся духовенством почти повсеместно в епархии. Также преосвященный Лаврентий озабочен был принятием мер к ослаблению раскола, центр которого в то время находился в Стародубе Черниговской губернии.

Столкновения с раскольниками чередовались с обличительными беседами с евреями, которых было много в черниговской губернии. Против евреев он начал писать сочинение, которым занимался и на покое в Переславле Залесском до самой смерти: «Беседы против евреев».

17 июля 1824 года епископ Лаврентий получил указ Священного Синода о временном управлении Полтавской епархией до назначения местного Преосвященного. 22 августа 1826 года владыка Лаврентий возведен был в сан архиепископа.

В том же 1826 году по указу Синода, вместе с архиепископом Минским Анатолием он производил освидетельствование мощей святых мучеников Виленских (Литовских) Антония, Евстафия и Иоанна, которые затем были торжественно открыты.

Последние годы жизни: Переславль-Залесский.

14 марта 1831 года согласно своему желанию  архиепископ Лаврентий был уволен на покой в Переславский Данилов монастырь с назначением ему пенсии в 3000 рублей ассигнациями. Не случайно он избрал Переславль-Залесский, ведь здесь жила его овдовевшая младшая сестра Анна Радугина, нуждавшаяся с детьми-сиротами в помощи. Три года до своей кончины, проживая в Даниловом монастыре, Владыка Лаврентий воспитывал одного из племянников, будущего протоиерея Ковровского собора Алексея Григорьевича Радугина (род. 7 марта 1826 г. — † 7 июля 1905 г.).

Троицкий Данилов монастырь г. Переславль Залесский

Троицкий Данилов монастырь г. Переславль Залесский

Скончался Архиепископ Лаврентий в ночь с 16 на 17 декабря 1837 года и был погребен при входе в приделе соборной церкви Переславского Троицкого Данилова монастыря.

По духовному завещанию им было отказано 5000 рублей в Данилов монастырь и 5000 рублей на бедных духовного звания Владимирской епархии.

Интересные «Записки» архимандрита Лаврентия о 1812 годе были напечатаны уже после его кончины в «Маяке» (1842 г. т. II).

Источники:

ГАВО ф.301 оп.5 д. 185 Ревизские сказки 5-й ревизии священно-церковнослужителей города Александрова Влад. губернии, февр. 1795 -23 июня 1795. л.166-167

ГАВО ф.301, оп.5 д.258. Ревизские сказки 6-й ревизии священно-церковнослужителей гор. Александрова и округи Владимир. губернии, авг. 1811. л.73

РГБ отдел рукописей ф. 757 к. 54. № 13. Ведомости об учителях и учениках Лаврской семинарии за 1789 г. 2 янв. – 7 февр. 1790 г. 50 л. Л. 25

Фонд 757. К. 64. № 4. Ведомости об учителях и учениках семинарии. 1794 г. 46 л. Л.

РГБ отдел рукописей ф. 757 к. 73. № 4. Дело о посвящении в стихарь учителя Перервинской семинарии Луки Бакшевского.7 янв. 1800 г. 3 л.

РГБ отдел рукописей ф. 757 к. 75. № 12. Дело о принятии монашества учителем Перервинской семинарии Лукой Бакшеевским. 27 марта 1800 г. 2 л.

Владимирские епархиальные ведомости 1906 г. С. 440-446.

Русский биографический словарь в 25-ти т. — Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. — Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918. Автор статьи А. Никольский.

Литература:

Филарет, архиепископ. «Историко-статистическое описание черниговской епархии»; Алексей Радугин, «Высокопреосвященный Лаврентий, архиепископ Черниговский и Нежинский» («Странник», 1862 г. октябрь, 111—187 стр.); Григорий, архимандрит, «Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря» («Чтения Общ ист. и древн.», 1871 г, кН. I стр. 188—190); Смирнов С. История московской академии до ее преобразования»; Смирнов С, «История троицко-лаврской семинарии» «Угрешка» — исторический очерк; Д. Б. Строев, «Списки иерархов и настоятелей монастырей»; Григорий, архимандрит. «Московский Златоустовский монастырь» («Московские епархиальные ведомости», 1870 г № 32, 1871, № 8); Смирнов С. «Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря», М, 1877 г; Геннади, Григорий, «Словарь»; Филарет, «Обзор», II 231)

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.