Опись Успенской церкви 1877 года

Опись-Успенской-церкви-1877Публикация описи имущества Успенской церкви монастыря за 1877 год (ГАВО ф. 566 оп. 1 д. 339) с примечаниями согласно описи 1919 года

3Опись имущества состоящей при монастыре Успенской церкви. 1877 год.

(л. 1)

Опись

Церкви Успения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами.

1

Алтарь

  1. Престол каменный, надлежащей меры.

Одеяние на престоле красное, бархатное золотыми крестами; на нем крест с подножием гаса[1] золотаго.

2. Антиминс на белом атласе, освящен между Патриаршеством многими архиереями 1709 года Сентября 26 дня за подписом Преосвященного Феофилакта, Епископа Переславскаго и Дмитровскаго.

Под Антиминсом литон[2] шелковый желтый.

3. Жертвенник устроен деревянный.

На жертвеннике одеяние с трех сторон тафтяное, а зад миткалевый.
Крест на нем из позумента аплике[3].

(л.1 об.)

В Алтаре, за престолом:

4. Распятие Господне, с предстоящими Божиею Материю и Ап. Иоанном Богословом, писан красками.

5. На Горнем месте, на стене, сошествие Св. Духа на Апостолов.

Над Царскими вратами:

6. Образ Спасителя, очень небольшой, с серебряным венцем[4].

У Жертвенника, на стене:

7. Образ Успения Божией Матери, небольшой, в вызолоченной раме; риза на нем и два венца серебряные вызолоченные. Вклад монахини Амфилогии Лаптевич в 1853 г.

8. Образ Воскресения Христова, небольшой, с двунадесятыми праздниками, в ризе серебряной, 84-й пробы.

Завеса гродетуровая[5], малиновая, с крестом мишурной сетки.

(л.2)

  1. Предалтарный иконостас.
  2. Иконостас в три яруса, работы столярной, с колоннами и резьбою. Колонны, резьба и гладкие места все вызолочены сплошь на полименте. Устроен в 1869 году иждивением Санкт-Петербургского 1-й гильдии купца и кавалера Алексия Михайловича Полежаева.
  3. Царские врата резные, вызолочены на полименте; на них написаны иконы Пресвятыя Богородицы, Архангела Гаврила и 4-х Евангелистов.

По правую сторону Царских врат –

в нижнем ярусе:

  1. Образ Спасителя, на нем венец серебряный, чеканный, а по оплечью – оклад серебряный.

(л. 2об.)

  1. Образ Страстей Господних. В средине оного образа – ковчег кипарисный, в серебряном окладе, чеканном и вызолоченном. В ковчеге мощи разных Святых разделены узким серебряным окладом.
  2. На северной двери – образ Св. Архидиакона Стефана.

По левую сторону Царских врат в том же ярусе:

  1. Образ Успения Пресвятыя Богородицы[6], на нем риза серебряная. Чеканная, вызолоченная, 84-й пробы, в ризе серебра 15 фунтов 32 золотника; на образе всего 18 венчиков. На двух ликах: Спасителя и Божией Матери и Душе Пресвятой Богородицы венчики украшены стразами, а на Ангелах и Апостолах серебряные и вызолоченные. На Спасителе и Божией Матери ризы, также на Душе Богоматери, жемчужныя, — жемчуг крупный, средний и мелкий. На Богоматери две звезды бриллиантовыя осыпанныя стразами, коих 26 штук. В венцах и (л.3) около убруса 15 аметистов мелких, 7 аметистов крупных и 6 топазов крупных, по одежде Богоматери 20 тяжеловесов. В четырех венцах пронизаны линии стразовыя, стразы французския, коих счетом 632 зерна, а жемчуг по многочисленности зерен изчислен быть не может. Образ вновь украшен в 1855 году пожертвованием монахини Амфилогии Лаптевич и Почетнаго Гражданина Степана Иванова Зубова.
  2. Образ разных святых: Ап. Павла, Святителей – Василия Великаго, Алексия Митрополита, Мученицы Евдокии, Агрипины и проч. Писан красками.
  3. На южной двери образ Архидиакона Лаврентия.

Во втором ярусе иконостаса – по правую сторону Царских врат:

  1. Образ Воскресения Христова;
  2. Образ Рождества Христова.
  3. Образ Богоявления Господня.

(л.3 об.)

По левую сторону:

  1. Образ Преображения Господня.
  2. Образ Сретения Господня.
  3. Образ входа Господня во Иерусалим.

В третьем ярусе:

В средине:

  1. Образ Господа Вседержителя седящаго на престоле, — на нем венец серебряный, чеканный, вызолоченный; шапочка и ожерельице низаны мелким жемчугом, с разноцветными камушками.

По правую сторону:

  1. Образ Св. Иоанна Предтечи и Арх. Гавриила.
  2. Образ Св. Евангелистов Матфея и Марка.

По левую сторону:

  1. Образ Божией Матери и Архистратига Михаила.
  2. Образ Св. Евангелистов Луки и Иоанна.

(л. 4)

  1. Распятие Господне, с предстоящими. На Распятом венец с сиянием, серебряный, вызолоченный.

(л. 5)

3.

Плащаница.

  1. Плащаница поставлена на деревянной гробнице, в стеклянном футляре, писана на полотне красками, вокруг окружена бархатом, на котором вышиты золотыя слова по карте, с четырьмя по углам шитыми золотом херувимами; бахрома вокруг золотая. На спасителе венец серебряный, позлащенный, 84-й пробы.

(л.6)

4.

Иконостасы и иконы в трапезе:

По правую сторону входных в настоящую дверей –

  1. Образ Воскресения Христова; риза на Воскресшем Спасителе и нисходящем во ад серебряная, 84 пробы, четыре венца серебряные, оклад аплике.
  2. Распятие Господа на кресте. На Распятом венец, с сиянием, серебряный, вызолоченный.

В иконостасе столярном, выкрашенном белою краскою, с колоннами и резьбою, вызолоченною на полимент, образа:

  1. Образ Успения Пресвятыя Богородицы[7]. Успение-с-облачнымиНа нем венцов серебряных средних и малых 57-мь, из коих четыре на Спасителе и Богоматери вызолочены, без пробы. В венце (л. 6 об.) Богоматери звезда стразовая в серебряной оправе. Около лика Божией Матери, на персях Ея и по кайме верхней ризы низано крупным, а самая риза средним жемчугом. Нижняя риза Богоматери низана по золотому клазету мелким жемчугом, где вставлены три бирюзы и семь штук гранат в серебряной оправе и девять жемчужин крупных; а на всей одежде 25 яхонтиков и один изумрудец, в серебряной оправе.

В убрусе и на плече Богоматери две стразовые звездочки. В венце Спасителя четыре разноцветных камушка и короночка с красным яхонтиком, на верху которой укреплено бурмицкое зерно[8]: все пять камушков в серебряной оправе.

Ризы на Спасителе и на душе Божией Матери низаны мелким, а по каймам – средним жемчугом, где вставлены четыре жемчужины в серебряной оправе; в ожерелье Спасителя шесть крупных жемчужин, из коих две осыпаны гранатами. На душе Богоматери

(л. 7)

три звездочки бирюзовых. На зарукавьях Спасителя шесть алмазцев в серебряной оправе и обнизаны средним жемчугом. Образ вновь украшен в 1856 году пожертвованием послушницы Княжны Наталии Тимофеевой Кулунчаковой.

  1. Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи, с венцом, украшенным 3-мя крупными камнями.
  2. Образ Божией Матери – Споручницы грешных, в медной ризе; риза на Богоматери украшена разными простыми камушками.
  3. Образ 4-х явлений Божией Матери, — на нем риза серебряная и по местам позолочена.

По левую сторону образа Успения Божией Матери –

  1. Образ Богоматери Казанския, на нем венец и риза серебряные, позолоченные.
  2. Образ Казанския Богоматери, в медной ризе.

(л.  7 об.)

  1. Образ Смоленския Богоматери, на нем два венца и оклад серебряные; убрус и ожерелье низаны самым мелким жемчугом в рефель.
  2. В особо устроенной позлащенной киоте Образ всех Святых, разделенных на 12-ть месяцев; в средине его Образ Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками; а по краям оных изображение всех явлений Божией Матери, писан на золоте, — без украшений.

В киоте на южной стороне:

  1. Образ Пресвятыя Богородицы, Радости всех скорбящих, — на нем одиннадцать венцов и на Св. Духе вверху ризица — серебряные чеканные. На Богоматери убрус и на Предвечном Младенце риза низаны мелким жемчугом с разными простыми камушками.
  2. Образ Спасителя Нерукотворенный, — на нем венец и оклад серебряные, чеканные, вызолоченные,

(л. 8)

без пробы. Вклад Госпожи Глазуновой.

  1. Образ Божией Матери Троеручицы, на нем венцы медные; риза низана китайским жемчугом, с простыми камушками.
  2. Образ Богоматери Федоровския, на нем венец и риза аплике.
  3. Образ Святителя Димитрия Ростовскаго; на нем три венца и оклад серебряные, вызолоченные, 84-й пробы.

За правым клиросом на столпе:

  1. Образ Смоленския Божией Матери[9]; на Богоматери и на Предвечном Младенце венцы серебряные, чеканные, вызолоченные. Убрус и ожерелье – шиты золотом и по золоту три звезды жемчужныя, низаны средним и мелким жемчугом, с разными простыми камнями.
  2. Образ Владимирския Богоматери[10], — большой; на нем венец городами чеканны; по оплечью и по полям оклад – серебряные, вызолоченные.

(л. 8 об.)

Убрус и ожерелье по золоту низаны мелким жемчугом, с половинчатыми зернами, стразами и разными простыми камушками.

  1. Образ Спасителя[11], на нем венец серебряный, без пробы, чеканный, большой.

За левым клиросом на столпе:

  1. Большой образ Введения во храм Богородицы[12], — на нем пять венцов медных; на Богоматери убрус низан мелким жемчугом.
  2. Большой образ Страстныя[13] Божией Матери; на нем венцы, риза, по оплечьям и полям оклад – серебряные, чеканные, вызолоченные; убрус и ожерелье по золоту шитью низаны жемчугом с половинчатыми зернами и разноцветными камушками.
  3. Большой образ Спасителя, с предстоящими 17-ю святыми[14]; на нем 10 венчиков серебряных.Избранные святые семьи царя Алексея Михайловича

(л. 9)

В киоте на северной стене:

  1. Образ Богоматери Смоленския[15]; на нем венец, риза и оклад серебряные, чеканные, без пробы; убрус и ожерелье низаны мелким жемчугом, с разными камушками.
  2. Образ Божией Матери Владимирския; на нем венец серебряный, городами, вызолоченный.
  3. Образ Знамения Божия Матери с предстоящими Св. Пророками; на нем риза аплике.
  4. Образ Успения Божией Материя; риза аплике; венцы на Спасителе и Богоматери – вызолоченные.
  5. Образ Боголюбивой Божией Матери; на Богоматери риза низана мелким жемчугом, с разными простыми камушками.
  6. Образ Архистратига Михаила и Преподобного Марона.
  7. Образ Великомученицы Варвары, писан красками.

(л. 9 об.)

  1. Образ Святителя Николая, в ризе, аплике; на венце, вызолоченном, три камушка.
  2. Образ 7-ми отроков спящих, писан красками.

По левую сторону входных в настоящую дверей.

  1. Образ Тихвинския Богоматери[16], на нем венец с короною, по оплечью и по полям оклад – серебряные; в короне на финифте изображено коронование Божией Матери, а в венце на Предвечном Младенце образ в финифте Бога Отца. Убрус и ожерелье низаны мелким жемчугом, с простыми камушками; около лика в одну нитку обведено китайским жемчугом с корольками.

(л.10)

  1. Образ Богоматери Каменския[17], на нем венец гладкий, по оплечью и полям оклад серебряные, вызолочены, убрус по золотому шитью низан мелким жемчугом, с разными камушками.

По левую сторону сего образа, на завороте:

  1. Образ Казанския Богоматери.
  2. Образ Покрова Божией Матери, на нем риза серебряная, чеканная, в венце Богоматери три крупные жемчужины.
  3. Образ Явления Божией Матери Преподобному Сергию; на нем риза аплике.

(л. 11)

Опись

перваго придела при Успенской Церкви, по правую сторону, во имя Святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.

Алтарь.

  1. В алтаре престол каменный, обложенный деревом.

На престоле срачица полотняная. Одеяние белокосовое[18] по красной земле с белыми травочками; верх тафтяной красный. Крест на нем с подножием из золотаго позумента.

  1. Антиминс на желтом атласе освящен Преосвященным Амвросием, Епископом Переславским и Дмитровским 1753 года Августа в 6 день.

Под антиминсом литон шелковый.

(л. 11 об.)

  1. Жертвенник каменный, одеяние на жертвеннике кановатное.

(л. 12)

2.

Предалтарный иконостас.

  1. Иконостас столярной работы, с резьбою; гладкия места покрыты серебром, а резьба вызолочена на полимент; устроен в 1852 году.
  2. Царския врата резныя, вызолоченныя на полимент; в них в клеймах образа Пресвятыя Богородицы, Архангела Гавриила и 4 Евангелистов.

По правую сторону Царских врат.

  1. Образ Святаго Пророка и Предтечи Иоанна[19]; на нем венец серебряный, чеканный и несколько позолоченный. В венце 5-ть камушков стразовых в серебряной оправе, вокруг онаго обнизано (л.12 об.) также стразовыми камушками. Риза серебряная, басебная, позолоченная.

Над ним:

  1. Образ Рождества Предтечи, писан красками.
  2. Образ Св. Мученика Авива, писан красками, на южной двери.

По левую сторону Царских врат:

  1. Образ Пресвятыя Богородицы[20]; на Богоматери и на Предвечном Младенце венцы, по оплечью и по полям оклад – серебряные, гладкие, вызолоченные; убрус и ризы низаны по золотому шитью мелким жемчугом с бисером и разными камушками.

Над ним:

  1. Образ Рождества Богородицы, писан красками.
  2. Образ Св. Архидиакона Стефана, писан красками, на северной двери.

(л. 13)

Во втором ярусе – по правую сторону Царских врат:

  1. Образ Богоявления Господня – писан красками.
  2. Образ Сбора Предтечи Иоанна, писан красками.

По левую сторону Царских врат:

  1. Образ целования Елисаветы, писан красками.
  2. Образ Благовещения Божией Матери, писан красками.

Над Царскими вратами:

  1. Образ Тайной Вечери Господней.

(л. 14)

Опись

втораго придела при Успенской церкви, по левую сторону, во имя Преподобной Марии Египетской.

1.

Алтарь.

  1. В Алтаре престол каменный. Одеяние на престоле полушелковое, красное, в роде штофа, крест позумента серебрянаго.
  2. Антиминс, на желтом атласе, освящен Преосвященным Феофилактом, Епископом Переславским и Дмитровским, 1777 года, Июля в 23 день.

Под антиминсом литон шелковый.

  1. Жертвенник деревянный. На жертвеннике одеяние кановатное.
  2. При Царских вратах завеса шелковая, голубоваго цвета.

(л. 14об.)

2.

Предалтарный иконостас.

  1. Иконостас столярной работы, гладкия места покрыты серебром, и резьба вызолочена.
  2. Царския врата резныя, вызолоченныя на полимент.

В них в средине:

Образ Благовещения Божией Матери, а по сторонам 4-х Евангелистов[21].

По правую сторону Царских врат:

  1. Образ Господа Вседержителя[22] в венце и цате серебряных, без пробы.

Над ним:

  1. Образ Рождества Христова[23], писан красками.
  2. Образ Марии Египетской[24]; на нем венец серебряный, вызолоченный, а риза серебряная, без пробы.

(л. 15)

  1. Образ жития Марии Египетской, писан красками.

По левую сторону Царских врат:

  1. Образ Богоматери Молчанския[25], — на нем четыре венца, венец на Богоматери городами, серебряные, позолоченные, оклад медный, убрус и ожерелье низаны мелким жемчугом с простыми камушками.

Над ним:

  1. Образ Введения Божией Матери, писан красками.
  2. Образ Архидиакона Стефана, на северной двери.

Над ним:

  1. Образ Входа Господня во Иерусалим, писан красками.

Во втором ярусе в средине:

  1. Образ Господа Вседержителя с предстоящими Ангелами, Божией Материю и Предтечею.

По правую и по левую сторону:

  1. Четыре иконы, на коих изображены 12-ть Апостолов.

(л. 16)

Лампады, подсвечники, аналогии.

  1. Паникадило медное, с местами для двадцать одной свечи.
  2. Две лампады медныя большие.
  3. Две лампады средния.
  4. Десять лампад малых.
  5. Две лампадки для масла серебряныя, прорезныя, в них весу 82 золотника, и две лампадки гладкия, 84-й пробы, в них весу 75 золотников.
  6. Вновь прибылая лампадки серебряная, вызолоченная с цепочками серебряными, на ней в тех клеймах слова: «Свет Христов просвещает всех». 84-й пробы; в ней весу 83 золотника.
  7. В Алтаре трехсвечник медный.

Пред местными иконами:

  1. Два подсвечника большие, медные, отбеленные.

(л. 16 об.)

  1. Пять подсвечников подставных отбеленных.
  2. Шесть подсвечников подставных желтой меди.
  3. Один подсвечник выносной отбеленный.
  4. Аналогий, для чтения Евангелия, по деревянным пяльцам одет клеенкою, на коей изображены лики Спасителя и 4-х Евангелистов.
  5. Аналогий покрытый кановатною материею.

[1] Газ — легкая прозрачная ткань из шелка или льна; название свое получила от сирийского гор. Gaza, где впервые была приготовлена

[2] Илито́н, также лито́н (греч. Έιλητόν — букв. «обвёртка») — шёлковый или льняной плат темно-красного или бордового цвета, используемый для завёртывания Антиминса

[3] Аплике́ – из дешевого металла, обложенного серебром или посеребренного.

[4] Конца XVII – нач. XVIII в. (опись 1919 г.)

[5] Из плотной шелковой ткани.

[6] Местная икона Успения с облачными конца XVI в., Московских писем, размер 160х85 см. (опись 1919 г.)

[7] Начала XVIII в. (опись 1919 г.)

[8] Крупная морская жемчужина

[9] Середины XVII в., прописана в XIX в., 80х72 см (опись 1919 г.)

[10] Середины XVII в. Московской школы (опись 1919 г.)

[11] Конца XVII в., Ушаковской школы, размер 113х83 см (опись 1919 г.)

[12] Конца XVII в. (опись 1919 г.)

[13] Конца XVII в. Ушаковской школы (опись 1919 г.)

[14] Икона Родословная царя Алексея Михайловича, конца XVII в., письмо царских изографов. 102х81, 5 см. Святые изображены в клеймах, каймленных цветочным и растительным орнаментом (опись 1919 г.)

[15] Конца XVI в. Московской школы 103х78 см, записана в XVIII в. (опись 1919 г.)

[16] Середины XVII в. Московской школы, 87х66 см, риза с клеймом 1782 г. (опись 1919 г.)

[17] Голубицкая /Коневская/ икона Богоматери, конца XVII в. Ушаковской школы, (опись 1919 г.)

[18] Бѣлоко́с — шелковая ткань с цветами и разводами.

[19] Поясная икона, середины XVI в., размер 53х44 см, сильно записана, по рачсистке будет принадледать к лучшим иконам новгородской школы (опись 1919 г.)

[20] Феодоровская икона Богоматери (опись 1764 г.)

[21] Иконы начала XVII в., московских писем, размер 123х31см (опись 1919 г.)

[22] Середины XVII в., записан, размер 105х59 см (опись 1919 г.)

[23] Начала XIX в., академической работы, размер 20х53 см (опись 1919 г.)

[24] Середины XVII в., записан, размер 105х59 см (опись 1919 г.)

[25] Середины XVII в., записан, размер 105х59 см (опись 1919 г.)

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.