Публикация описи имущества Успенской церкви монастыря за 1877 год (ГАВО ф. 566 оп. 1 д. 339) с примечаниями согласно описи 1919 года
Опись имущества состоящей при монастыре Успенской церкви. 1877 год.
(л. 1)
Опись
Церкви Успения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами.
1
Алтарь
- Престол каменный, надлежащей меры.
Одеяние на престоле красное, бархатное золотыми крестами; на нем крест с подножием гаса[1] золотаго.
2. Антиминс на белом атласе, освящен между Патриаршеством многими архиереями 1709 года Сентября 26 дня за подписом Преосвященного Феофилакта, Епископа Переславскаго и Дмитровскаго.
Под Антиминсом литон[2] шелковый желтый.
3. Жертвенник устроен деревянный.
На жертвеннике одеяние с трех сторон тафтяное, а зад миткалевый.
Крест на нем из позумента аплике[3].
(л.1 об.)
В Алтаре, за престолом:
4. Распятие Господне, с предстоящими Божиею Материю и Ап. Иоанном Богословом, писан красками.
5. На Горнем месте, на стене, сошествие Св. Духа на Апостолов.
Над Царскими вратами:
6. Образ Спасителя, очень небольшой, с серебряным венцем[4].
У Жертвенника, на стене:
7. Образ Успения Божией Матери, небольшой, в вызолоченной раме; риза на нем и два венца серебряные вызолоченные. Вклад монахини Амфилогии Лаптевич в 1853 г.
8. Образ Воскресения Христова, небольшой, с двунадесятыми праздниками, в ризе серебряной, 84-й пробы.
Завеса гродетуровая[5], малиновая, с крестом мишурной сетки.
(л.2)
- Предалтарный иконостас.
- Иконостас в три яруса, работы столярной, с колоннами и резьбою. Колонны, резьба и гладкие места все вызолочены сплошь на полименте. Устроен в 1869 году иждивением Санкт-Петербургского 1-й гильдии купца и кавалера Алексия Михайловича Полежаева.
- Царские врата резные, вызолочены на полименте; на них написаны иконы Пресвятыя Богородицы, Архангела Гаврила и 4-х Евангелистов.
По правую сторону Царских врат –
в нижнем ярусе:
- Образ Спасителя, на нем венец серебряный, чеканный, а по оплечью – оклад серебряный.
(л. 2об.)
- Образ Страстей Господних. В средине оного образа – ковчег кипарисный, в серебряном окладе, чеканном и вызолоченном. В ковчеге мощи разных Святых разделены узким серебряным окладом.
- На северной двери – образ Св. Архидиакона Стефана.
По левую сторону Царских врат в том же ярусе:
- Образ Успения Пресвятыя Богородицы[6], на нем риза серебряная. Чеканная, вызолоченная, 84-й пробы, в ризе серебра 15 фунтов 32 золотника; на образе всего 18 венчиков. На двух ликах: Спасителя и Божией Матери и Душе Пресвятой Богородицы венчики украшены стразами, а на Ангелах и Апостолах серебряные и вызолоченные. На Спасителе и Божией Матери ризы, также на Душе Богоматери, жемчужныя, — жемчуг крупный, средний и мелкий. На Богоматери две звезды бриллиантовыя осыпанныя стразами, коих 26 штук. В венцах и (л.3) около убруса 15 аметистов мелких, 7 аметистов крупных и 6 топазов крупных, по одежде Богоматери 20 тяжеловесов. В четырех венцах пронизаны линии стразовыя, стразы французския, коих счетом 632 зерна, а жемчуг по многочисленности зерен изчислен быть не может. Образ вновь украшен в 1855 году пожертвованием монахини Амфилогии Лаптевич и Почетнаго Гражданина Степана Иванова Зубова.
- Образ разных святых: Ап. Павла, Святителей – Василия Великаго, Алексия Митрополита, Мученицы Евдокии, Агрипины и проч. Писан красками.
- На южной двери образ Архидиакона Лаврентия.
Во втором ярусе иконостаса – по правую сторону Царских врат:
- Образ Воскресения Христова;
- Образ Рождества Христова.
- Образ Богоявления Господня.
(л.3 об.)
По левую сторону:
- Образ Преображения Господня.
- Образ Сретения Господня.
- Образ входа Господня во Иерусалим.
В третьем ярусе:
В средине:
- Образ Господа Вседержителя седящаго на престоле, — на нем венец серебряный, чеканный, вызолоченный; шапочка и ожерельице низаны мелким жемчугом, с разноцветными камушками.
По правую сторону:
- Образ Св. Иоанна Предтечи и Арх. Гавриила.
- Образ Св. Евангелистов Матфея и Марка.
По левую сторону:
- Образ Божией Матери и Архистратига Михаила.
- Образ Св. Евангелистов Луки и Иоанна.
(л. 4)
- Распятие Господне, с предстоящими. На Распятом венец с сиянием, серебряный, вызолоченный.
(л. 5)
3.
Плащаница.
- Плащаница поставлена на деревянной гробнице, в стеклянном футляре, писана на полотне красками, вокруг окружена бархатом, на котором вышиты золотыя слова по карте, с четырьмя по углам шитыми золотом херувимами; бахрома вокруг золотая. На спасителе венец серебряный, позлащенный, 84-й пробы.
(л.6)
4.
Иконостасы и иконы в трапезе:
По правую сторону входных в настоящую дверей –
- Образ Воскресения Христова; риза на Воскресшем Спасителе и нисходящем во ад серебряная, 84 пробы, четыре венца серебряные, оклад аплике.
- Распятие Господа на кресте. На Распятом венец, с сиянием, серебряный, вызолоченный.
В иконостасе столярном, выкрашенном белою краскою, с колоннами и резьбою, вызолоченною на полимент, образа:
- Образ Успения Пресвятыя Богородицы[7].
На нем венцов серебряных средних и малых 57-мь, из коих четыре на Спасителе и Богоматери вызолочены, без пробы. В венце (л. 6 об.) Богоматери звезда стразовая в серебряной оправе. Около лика Божией Матери, на персях Ея и по кайме верхней ризы низано крупным, а самая риза средним жемчугом. Нижняя риза Богоматери низана по золотому клазету мелким жемчугом, где вставлены три бирюзы и семь штук гранат в серебряной оправе и девять жемчужин крупных; а на всей одежде 25 яхонтиков и один изумрудец, в серебряной оправе.
В убрусе и на плече Богоматери две стразовые звездочки. В венце Спасителя четыре разноцветных камушка и короночка с красным яхонтиком, на верху которой укреплено бурмицкое зерно[8]: все пять камушков в серебряной оправе.
Ризы на Спасителе и на душе Божией Матери низаны мелким, а по каймам – средним жемчугом, где вставлены четыре жемчужины в серебряной оправе; в ожерелье Спасителя шесть крупных жемчужин, из коих две осыпаны гранатами. На душе Богоматери
(л. 7)
три звездочки бирюзовых. На зарукавьях Спасителя шесть алмазцев в серебряной оправе и обнизаны средним жемчугом. Образ вновь украшен в 1856 году пожертвованием послушницы Княжны Наталии Тимофеевой Кулунчаковой.
- Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи, с венцом, украшенным 3-мя крупными камнями.
- Образ Божией Матери – Споручницы грешных, в медной ризе; риза на Богоматери украшена разными простыми камушками.
- Образ 4-х явлений Божией Матери, — на нем риза серебряная и по местам позолочена.
По левую сторону образа Успения Божией Матери –
- Образ Богоматери Казанския, на нем венец и риза серебряные, позолоченные.
- Образ Казанския Богоматери, в медной ризе.
(л. 7 об.)
- Образ Смоленския Богоматери, на нем два венца и оклад серебряные; убрус и ожерелье низаны самым мелким жемчугом в рефель.
- В особо устроенной позлащенной киоте Образ всех Святых, разделенных на 12-ть месяцев; в средине его Образ Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками; а по краям оных изображение всех явлений Божией Матери, писан на золоте, — без украшений.
В киоте на южной стороне:
- Образ Пресвятыя Богородицы, Радости всех скорбящих, — на нем одиннадцать венцов и на Св. Духе вверху ризица — серебряные чеканные. На Богоматери убрус и на Предвечном Младенце риза низаны мелким жемчугом с разными простыми камушками.
- Образ Спасителя Нерукотворенный, — на нем венец и оклад серебряные, чеканные, вызолоченные,
(л. 8)
без пробы. Вклад Госпожи Глазуновой.
- Образ Божией Матери Троеручицы, на нем венцы медные; риза низана китайским жемчугом, с простыми камушками.
- Образ Богоматери Федоровския, на нем венец и риза аплике.
- Образ Святителя Димитрия Ростовскаго; на нем три венца и оклад серебряные, вызолоченные, 84-й пробы.
За правым клиросом на столпе:
- Образ Смоленския Божией Матери[9]; на Богоматери и на Предвечном Младенце венцы серебряные, чеканные, вызолоченные. Убрус и ожерелье – шиты золотом и по золоту три звезды жемчужныя, низаны средним и мелким жемчугом, с разными простыми камнями.
- Образ Владимирския Богоматери[10], — большой; на нем венец городами чеканны; по оплечью и по полям оклад – серебряные, вызолоченные.
(л. 8 об.)
Убрус и ожерелье по золоту низаны мелким жемчугом, с половинчатыми зернами, стразами и разными простыми камушками.
- Образ Спасителя[11], на нем венец серебряный, без пробы, чеканный, большой.
За левым клиросом на столпе:
- Большой образ Введения во храм Богородицы[12], — на нем пять венцов медных; на Богоматери убрус низан мелким жемчугом.
- Большой образ Страстныя[13] Божией Матери; на нем венцы, риза, по оплечьям и полям оклад – серебряные, чеканные, вызолоченные; убрус и ожерелье по золоту шитью низаны жемчугом с половинчатыми зернами и разноцветными камушками.
- Большой образ Спасителя, с предстоящими 17-ю святыми[14]; на нем 10 венчиков серебряных.
(л. 9)
В киоте на северной стене:
- Образ Богоматери Смоленския[15]; на нем венец, риза и оклад серебряные, чеканные, без пробы; убрус и ожерелье низаны мелким жемчугом, с разными камушками.
- Образ Божией Матери Владимирския; на нем венец серебряный, городами, вызолоченный.
- Образ Знамения Божия Матери с предстоящими Св. Пророками; на нем риза аплике.
- Образ Успения Божией Материя; риза аплике; венцы на Спасителе и Богоматери – вызолоченные.
- Образ Боголюбивой Божией Матери; на Богоматери риза низана мелким жемчугом, с разными простыми камушками.
- Образ Архистратига Михаила и Преподобного Марона.
- Образ Великомученицы Варвары, писан красками.
(л. 9 об.)
- Образ Святителя Николая, в ризе, аплике; на венце, вызолоченном, три камушка.
- Образ 7-ми отроков спящих, писан красками.
По левую сторону входных в настоящую дверей.
- Образ Тихвинския Богоматери[16], на нем венец с короною, по оплечью и по полям оклад – серебряные; в короне на финифте изображено коронование Божией Матери, а в венце на Предвечном Младенце образ в финифте Бога Отца. Убрус и ожерелье низаны мелким жемчугом, с простыми камушками; около лика в одну нитку обведено китайским жемчугом с корольками.
(л.10)
- Образ Богоматери Каменския[17], на нем венец гладкий, по оплечью и полям оклад серебряные, вызолочены, убрус по золотому шитью низан мелким жемчугом, с разными камушками.
По левую сторону сего образа, на завороте:
- Образ Казанския Богоматери.
- Образ Покрова Божией Матери, на нем риза серебряная, чеканная, в венце Богоматери три крупные жемчужины.
- Образ Явления Божией Матери Преподобному Сергию; на нем риза аплике.
(л. 11)
Опись
перваго придела при Успенской Церкви, по правую сторону, во имя Святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.
Алтарь.
- В алтаре престол каменный, обложенный деревом.
На престоле срачица полотняная. Одеяние белокосовое[18] по красной земле с белыми травочками; верх тафтяной красный. Крест на нем с подножием из золотаго позумента.
- Антиминс на желтом атласе освящен Преосвященным Амвросием, Епископом Переславским и Дмитровским 1753 года Августа в 6 день.
Под антиминсом литон шелковый.
(л. 11 об.)
- Жертвенник каменный, одеяние на жертвеннике кановатное.
(л. 12)
2.
Предалтарный иконостас.
- Иконостас столярной работы, с резьбою; гладкия места покрыты серебром, а резьба вызолочена на полимент; устроен в 1852 году.
- Царския врата резныя, вызолоченныя на полимент; в них в клеймах образа Пресвятыя Богородицы, Архангела Гавриила и 4 Евангелистов.
По правую сторону Царских врат.
- Образ Святаго Пророка и Предтечи Иоанна[19]; на нем венец серебряный, чеканный и несколько позолоченный. В венце 5-ть камушков стразовых в серебряной оправе, вокруг онаго обнизано (л.12 об.) также стразовыми камушками. Риза серебряная, басебная, позолоченная.
Над ним:
- Образ Рождества Предтечи, писан красками.
- Образ Св. Мученика Авива, писан красками, на южной двери.
По левую сторону Царских врат:
- Образ Пресвятыя Богородицы[20]; на Богоматери и на Предвечном Младенце венцы, по оплечью и по полям оклад – серебряные, гладкие, вызолоченные; убрус и ризы низаны по золотому шитью мелким жемчугом с бисером и разными камушками.
Над ним:
- Образ Рождества Богородицы, писан красками.
- Образ Св. Архидиакона Стефана, писан красками, на северной двери.
(л. 13)
Во втором ярусе – по правую сторону Царских врат:
- Образ Богоявления Господня – писан красками.
- Образ Сбора Предтечи Иоанна, писан красками.
По левую сторону Царских врат:
- Образ целования Елисаветы, писан красками.
- Образ Благовещения Божией Матери, писан красками.
Над Царскими вратами:
- Образ Тайной Вечери Господней.
(л. 14)
Опись
втораго придела при Успенской церкви, по левую сторону, во имя Преподобной Марии Египетской.
1.
Алтарь.
- В Алтаре престол каменный. Одеяние на престоле полушелковое, красное, в роде штофа, крест позумента серебрянаго.
- Антиминс, на желтом атласе, освящен Преосвященным Феофилактом, Епископом Переславским и Дмитровским, 1777 года, Июля в 23 день.
Под антиминсом литон шелковый.
- Жертвенник деревянный. На жертвеннике одеяние кановатное.
- При Царских вратах завеса шелковая, голубоваго цвета.
(л. 14об.)
2.
Предалтарный иконостас.
- Иконостас столярной работы, гладкия места покрыты серебром, и резьба вызолочена.
- Царския врата резныя, вызолоченныя на полимент.
В них в средине:
Образ Благовещения Божией Матери, а по сторонам 4-х Евангелистов[21].
По правую сторону Царских врат:
- Образ Господа Вседержителя[22] в венце и цате серебряных, без пробы.
Над ним:
- Образ Рождества Христова[23], писан красками.
- Образ Марии Египетской[24]; на нем венец серебряный, вызолоченный, а риза серебряная, без пробы.
(л. 15)
- Образ жития Марии Египетской, писан красками.
По левую сторону Царских врат:
- Образ Богоматери Молчанския[25], — на нем четыре венца, венец на Богоматери городами, серебряные, позолоченные, оклад медный, убрус и ожерелье низаны мелким жемчугом с простыми камушками.
Над ним:
- Образ Введения Божией Матери, писан красками.
- Образ Архидиакона Стефана, на северной двери.
Над ним:
- Образ Входа Господня во Иерусалим, писан красками.
Во втором ярусе в средине:
- Образ Господа Вседержителя с предстоящими Ангелами, Божией Материю и Предтечею.
По правую и по левую сторону:
- Четыре иконы, на коих изображены 12-ть Апостолов.
(л. 16)
Лампады, подсвечники, аналогии.
- Паникадило медное, с местами для двадцать одной свечи.
- Две лампады медныя большие.
- Две лампады средния.
- Десять лампад малых.
- Две лампадки для масла серебряныя, прорезныя, в них весу 82 золотника, и две лампадки гладкия, 84-й пробы, в них весу 75 золотников.
- Вновь прибылая лампадки серебряная, вызолоченная с цепочками серебряными, на ней в тех клеймах слова: «Свет Христов просвещает всех». 84-й пробы; в ней весу 83 золотника.
- В Алтаре трехсвечник медный.
Пред местными иконами:
- Два подсвечника большие, медные, отбеленные.
(л. 16 об.)
- Пять подсвечников подставных отбеленных.
- Шесть подсвечников подставных желтой меди.
- Один подсвечник выносной отбеленный.
- Аналогий, для чтения Евангелия, по деревянным пяльцам одет клеенкою, на коей изображены лики Спасителя и 4-х Евангелистов.
- Аналогий покрытый кановатною материею.
[1] Газ — легкая прозрачная ткань из шелка или льна; название свое получила от сирийского гор. Gaza, где впервые была приготовлена
[2] Илито́н, также лито́н (греч. Έιλητόν — букв. «обвёртка») — шёлковый или льняной плат темно-красного или бордового цвета, используемый для завёртывания Антиминса
[3] Аплике́ – из дешевого металла, обложенного серебром или посеребренного.
[4] Конца XVII – нач. XVIII в. (опись 1919 г.)
[5] Из плотной шелковой ткани.
[6] Местная икона Успения с облачными конца XVI в., Московских писем, размер 160х85 см. (опись 1919 г.)
[7] Начала XVIII в. (опись 1919 г.)
[8] Крупная морская жемчужина
[9] Середины XVII в., прописана в XIX в., 80х72 см (опись 1919 г.)
[10] Середины XVII в. Московской школы (опись 1919 г.)
[11] Конца XVII в., Ушаковской школы, размер 113х83 см (опись 1919 г.)
[12] Конца XVII в. (опись 1919 г.)
[13] Конца XVII в. Ушаковской школы (опись 1919 г.)
[14] Икона Родословная царя Алексея Михайловича, конца XVII в., письмо царских изографов. 102х81, 5 см. Святые изображены в клеймах, каймленных цветочным и растительным орнаментом (опись 1919 г.)
[15] Конца XVI в. Московской школы 103х78 см, записана в XVIII в. (опись 1919 г.)
[16] Середины XVII в. Московской школы, 87х66 см, риза с клеймом 1782 г. (опись 1919 г.)
[17] Голубицкая /Коневская/ икона Богоматери, конца XVII в. Ушаковской школы, (опись 1919 г.)
[18] Бѣлоко́с — шелковая ткань с цветами и разводами.
[19] Поясная икона, середины XVI в., размер 53х44 см, сильно записана, по рачсистке будет принадледать к лучшим иконам новгородской школы (опись 1919 г.)
[20] Феодоровская икона Богоматери (опись 1764 г.)
[21] Иконы начала XVII в., московских писем, размер 123х31см (опись 1919 г.)
[22] Середины XVII в., записан, размер 105х59 см (опись 1919 г.)
[23] Начала XIX в., академической работы, размер 20х53 см (опись 1919 г.)
[24] Середины XVII в., записан, размер 105х59 см (опись 1919 г.)
[25] Середины XVII в., записан, размер 105х59 см (опись 1919 г.)