Выдержки из рукописи «Сказание о чудесах от 4 икон Богородицы», написанной в Успенской обители в конце XVII века, в которых говорится о чудесах по молитвам святого Корнилия Александровского, приводим в русском переводе.
Единственный список этого повествования, сделанный в XVIII веке, хранится ныне в музее-заповеднике «Александровская слобода».
Полный текст рукописи с предисловием и комментариями был опубликован Людмилой Владимировной Мошковой, ведущим специалистом Российского государственного архива древних актов, в 2007 году в журнале «Вестник церковной истории».
Чудо 5
Некая монахиня по имени Минодора страдала зубною болезнью. Однажды, стоя в церкви на Божественной литургии и весьма страдая от болезни, возведя очи своя телесные, а вместе и душевные, начала она молиться со слезами Богу и Пресвятой Богородице, взирая на образ Ее чудотворный, так говоря: «О Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Умилосердися, исцели мя от одержащия сея нестерпимыя болезни ради молитв наставника нашего и учителя, святаго отца Корнилия». Пребывала же в молитве всю святую литургию. Когда же начали раздавать антидор, она подошла и взяла с верою и со усердием святой антидор из рук святого отца Корнилия, как от руки ангела Божия. Когда же вышла, тотчас же предстательством Пресвятой Богородицы и молитвами святого отца Корнилия стала здорова, как будто никогда не болела.
Чудо 8
Отроковица некая по имени Ксения, лет 8-ми, приведена была родителями во обитель Успения Пресвятой Богородицы, весьма больная глазами. Отец же Корнилий, помазав глаза ее маслом, освященным от лампады у образа Пресвятой Богородицы, и покропив водою святою — и в тот же час обрела совершенное исцеление, за это избавление от болезни благодаря Бога и Пресвятую Богородицу. И уже не вышла из обители, став монахиней.
Чудо 11
Отроковица некая по имени Ксения, 8-ми лет, пришла в монастырь Успения Пресвятой Богородицы. И когда она прожила несколько лет во обители, напал на нее лукавый дух: временами плакала, а временами смеялась. И в навечерие Рождества Христова, стоя в трапезе с прочими сестрами, начала волосы головы своей терзать и бессмысленно говорить. Отец же Корнилий стал ее окроплять святой водой и начал молиться пред образом Пресвятой Богородицы Успения. И пребыла она в той болезни три года, и исцелила ее Пресвятая Богородица. И потом облекли ее во ангельский образ и назвали ее Капитолиной.
Чудо 13
В церкви Пресвятой Богородицы Успения в трапезе отец Корнилию со старицами и с малыми детками ломали стену. Стена же та была около предела Николая святителя, который потом был освящен во имя преподобной Марии Египетской. Когда же начали ломать стену, одни на стене стояли и ломали, другие же снизу били — как пчелы окружили. Отец же Корнилий немного отступив и взирая на трудившихся, говорил им: «Избави, Боже и Пресвятая Богородица, чада моя, чтобы стена не упала и вас бы всех не задавила». И тотчас же со словом его обрушилась стена. Отец же Корнилий в великом страхе и печали, опасаясь, что их убило стеною, вскричал: «Чада моя, все ли живы?» Они же, видя своего пастыря в великом ужасе и скорби, сбежались все, как овцы к своему пастырю, говоря: «Не скорби, пастырю наш предобрый, милостию Божиею, и предстательством Пресвятыя Богородицы, и твоими святыми молитвами все живы». Он же видя всех их здравых, воздев руки свои к небу, взирая на образ Пресвятой Богородицы, хвалу и благодарение воздал Господу Богу и Пресвятой Богородице, трижды поклонившись с ними до земли.
Чудо 14
Вельможа некий по имени Михаил Тимофеевич, по фамилии Лихачев, приехал из царствующего града Москвы с женою своею Мариею, одержимой нечистым духом. И придя во обитель Успения Пресвятой Богородицы, начал молиться пред чудотворною иконою Успения Пресвятой Богородицы с верою с со слезами, и отца Корнилия и игумению Анисию с сестрами о молитве просить. Они же начали за нее прилежно молиться Господу Богу и Пресвятой Богородице. Когда же совершали молебное пение, тогда начал бес в ней вопить дикими голосами: «Горю! Горю!» Иногда же вопил: «Отойдите и не бейте меня! За что меня бьете!» Отец же Корнилий по окончании молебного пения, взяв животворящий крест и святую воду, пришел к беснующейся боярыне и начал ее ограждать честным крестом и кропить святою водою. Она же умолкла. Отец и молитвы на изгнание диавола все дни читал, игумения же с сестрами начали за нее соборно молиться. Тогда еще больше бес закричал: «Зачем пришли? Сжечь меня хотите!» Рабыни же едва могли ее удержать. Во время между службами же крылошанки, сменяя друг друга, читали день и ночь толковое святое Евангелие, которое ежедневно на заутрени читают. В то же время монахиням великое страхование в церкви и в кельях было: иные въявь видели лукавых духов, иные же видением.
Пробыл же Михаил Тимофеевич во обители немалое время, молясь Господу Богу и Пресвятой Богородице с верою и со слезами. В навечерие же Рождества Христова, когда начали петь царские часы, начала боярыня сильно извиваться в судорогах и безумно вопить. Отец же Корнилий, повелев ее крепко держать, сам крестом ограждал и водою святою кропил. Она же и одежду разодрала, и с головы своей сбив волосы, терзала, и безумно кричала громким голосом: «Зачем меня бьете и жжете!» Однажды, когда пели вечерню, она, украв било[1], которым бьют в доску, и зайдя сзади, внезапно ударила мужа своего по голове. Он же едва смог от удара того убежать от нее.
И по многом времени пребывания их во святой обители исцелила ее Пресвятая Богородица. Тотчас же отбыли в дом свой, радуясь и веселясь, славя и благодаря безмездную Целительницу свою. И с того времени оный вельможа великую веру и любовь обрел ко обители Пресвятой Богородицы Успения и пред великим государем Алексеем Михайловичем ходатайствовал о ней.
Чудо 23
Царствующего града Москвы государева певчего жена по имени Капитолина была люто мучима бесом. Тогда привезли ее во обитель Успения Пречистой Богородицы и начали молебные пения совершать и молиться со слезами. Отец же Корнилий сам читал молитвы на изгнание диавола. Пребыв же во обители некоторое время и обретя совершенное исцеление, отошла в дом свой, радуясь, благодарение и хвалу воссылая Пресвятой Богородице за Ее милосердие.
Чудо 24
Была некая жена по имени Евникия, имевшая дух нечистый и сильно болевшая головою. Слышав же про обитель Успения Пресвятой Богородицы, прибыла во обитель от царствующего града Москвы помолиться. И пели молебен Успению Пресвятой Богородицы. Отец же Корнилий читал святое Евангелие над главою ее и молитвы говорил на изгнание диавола — и стала голова ее здорова. Отбыла она в дом свой в радости.
Чудо 32
Некая монахиня именем Елена, лежащая в больнице при смерти, молила отца Корнилия, чтобы ее особоровал маслом. Отец же Корнилий сам был в то время болен. Монахиня Елена начала сильно плакать и скорбеть об этом, и впала в забытье. В ночной же час пришли к ней два юноши: один держал свечу горящую, а другой в сосуде масло. Когда же рассвело, тогда старшая по больнице пришла к ней, и увидела на лице ее масло, и на груди, и на руках. Она же начала ее спрашивать: «Сестра Елена! Откуда на тебе появилось масло?» Елена же отвечала: «Или вы не видали, что приходили в больницу два юноши и с ними священник? И придя ко мне, помазали меня маслом». Старшая же отвечала: «Мы никого не видали». Елена же с радостным лицом говорила им: «Слава Тебе, Господи Боже мой, и Преблагословенная Мати Божия Пречистая Богородице, яко исполниша желание мое, и молитву мою услыша прещедрая Царице Небесная!» Они же, слыша это, воздали хвалу Богу и Пресвятой Богородице. На третий день больная преставилась.
Чудо 33
Той же слободы Александровой слободы некто посадский благочестивый человек торговый по имени Андрей, прозванием Постников, вышел из дому своего в первом часу дня[2] в лавку свою торговать. И обернувшись, хотя помолиться, взглянул на обитель и на церковь Успения Божия Матери. И видит не в видении, но явно святую церковь с трапезою и со всей обителью на воздухе стоящую долгое время. И светлое облако над нею сияющее, а в облаке круг, а в кругу крест. Тот же благочестивый человек пришел к отцу Корнилию и поведал о видении. Отец же Корнилий подивился и прославил Бога и Пресвятую Богородицу. Было же явление это при благочестивом царе Алексее Михайловиче, при игумении Анисии.
Чудо 35
Некая монахиня именем Харитина, в зимнее время стирая одежду на пруду, внезапно упала в прорубь. Остальные же сестры не видели, как утонула, только увидели покрывало, плавающее на воде. И стали спрашивать друг друга: «Кого, сестры, у нас нет?» И в это время оказалась она в воде, сидя на дне. Тогда пришло ей на память и начала молиться: «О Пресвятая Госпоже Дево Владычице Богородице! Избави мя от потопления сего и от напрасныя смерти молитвами отца нашего Корнилия!» И в тот же час, как бы руками вытащена была, очутилась верху воды плавающая. Когда же увидели ее сестры, на поверхности воды плавающую, вытащили и привели в монастырь здоровой благодаря помощи Пресвятой Богородицы.
Чудо 36
В год 7171-й (от Рождества Христова 1663-й) в городе Юрьеве Польском был некто главарь разбойников по имени Ефрем. Услышав про святую обитель Успения Пресвятой Богородицы, яко бы Государь ее жалует, и старицы весьма богаты, тот разбойник вражьим наваждением умыслил обитель разорить и имущество их разграбить. Придя в монастырь с дружиною своею в первом часу ночи[3], назвался неким великим вельможей от царствующего града Москвы. Игумения же с сестрами встретили его с великою честью и со смирением, и ввели его во святую церковь. Он же, не помолившись, вышел из церкви. Игумения же поднесла ему хлеб и начала его просить, чтобы ноги его омыть по обычаю монастырскому. Он же не дал ног своих умыть и хлеба не принял, ибо напал на него страх и трепет. И удалился с дружиною своею, не исполнив замысла.
Приехав же во свой город и поведав свое злое намерение, и как напал на него страх и трепет, поклялся, что воистину Бог и Пресвятая Богородица хранит Свой дом молитвами отца Корнилия. И всем в городе рассказывал.
Обители же Успения Пресвятой Богородицы некая монахиня, выйдя из монастыря, не терпя уныния, прибыла в город Юрьев к своим родственникам. Они же поведали ей о главаре разбойников: «Как в вашу обитель, — мы сами него слышали сие чудо во многих беседах нам и многим, — как хотели разорить обитель и имение разграбить». Монахиня же та, возвратившись во святую обитель, поведала о сем чуде. Они же, слыша это, прославили Бога.
[1] Би́ло – деревянная или металлическая доска, ударами в которую созывают к богослужению.
[2] Через час после восхода солнца
[3] После захода солнца