Ссыльная игумения Евгения

Казанский монастырь с. Головино нач. ХХ в.

Казанский монастырь с. Головино нач. ХХ в.

Политика новой власти лишила монахов после революции своих обителей и обрекла на скитальческую жизнь. Игумения Александровского Успенского монастыря Тамара (Лихарева) после тюремного заключения нашла приют у родных в подмосковной Рузе, но и там в 1931 году была арестована и приговорена к ссылке в Казахстан. А в эти же годы в городе Александрове поселилась другая игумения, матушка Евгения, высланная из Московской области. Ни матушка Тамара, ни матушка Евгения свой игуменский сан не афишировали, и числились у местных властей как простые монахини. И не удивительно, ведь если к рядовым «бывшим монашкам» проявляли относительное снисхождение, то стоявшие во главе монастырей игумении могли ожидать к себе максимально строгих репрессий.

Игумения Евгения – Надежда Ильинична Новосёлова, приехавшая в Александров к 1930 году, сразу же была внесена в списки лишенных избирательных прав как бывшая монахиня и административно высланная. Было ей в то время 65 лет, а значит, родилась она около 1864-65 года. Какова же была судьба игумении Евгении до Александрова, каким монастырем она управляла? Некоторые сведения удалось узнать из документов Архива города Москвы.

Надежда Ильинична Новосёлова была дочерью протоиерея. Она получила хорошее образование, закончив сначала гимназию, а затем педагогические курсы в г. Санкт-Петербурге. Вскоре после их окончания, в 1887 году, Надежда Новоселова избрала монашеский путь и стала насельницей Московского Страстного монастыря. Через шесть лет, в 1893 году она перешла в Казанский Головинский монастырь Московской епархии. Вероятно, ее пригласила назначенная в том же году настоятельницей Казанского монастыря игумения Олимпиада (Лебедева).igum_Olimpiada

20 августа того же 1893 года Надежда была определена указом Духовной Консистории в число послушниц, а вскоре была удостоена облечения в рясофор: ее одели в рясу и апостольник. Рясофорная послушница Надежда Новосёлова стала ближайшей помощницей игумении Олимпиады в ее трудах по благоустроению Казанского монастыря. Она исполняла обязанности ризничей и вела письмоводство обители. «К послушаниям очень способна, разумна и благонадежна, также состоит поверенной по делам монастыря», — такую характеристику дала ей игумения в ведомости за 1901 год.Казанский монастырь

Казанский монастырь, находившийся недалеко от Москвы, был образован лишь в 1886 году. Стараниями игумении Олимпиады с помощью благотворителей он достиг расцвета. Были возведены новые здания и каменная ограда, в монастырском парке построены гостинца и школа, а в главное, обустроена внутренняя монашеская жизнь. В обители собралось уже более 100 насельниц, и избирать его для жительства желающим монашества советовали оптинские старцы Варсонофий (Плиханков) и Анатолий (Потапов).

из журнала Русский паломник 1912 год

из журнала Русский паломник 1912 год

Всего 10 лет управляла Казанским монастырем игумения Олимпиада. 16 февраля 1903 года в возрасте 54 лет она скончалась от болезни. Преемницей ее была избрана Священноначалием послушница Надежда Ильинична Новосёлова. Кроме хорошего образования она обладала и необходимым опытом в ведении монастырских дел, а также 15-летним монашеским опытом. Постриженная в монашество с именем Евгения, она была определена настоятельницей Казанского Головинского монастыря и возведена в сан игумении.

Троицкий собор Казанского монастыря

Троицкий собор Казанского монастыря

Последние два десятка лет существования монастыря игумения Евгения достойно управляла обителью. В 1911 году торжественно праздновалось 25-летие монастыря. К этому времени в нем было уже 150 монахинь и послушниц. В газете «Русский инок» за декабрь 1911 года вышла статья, посвященная юбилею обители. В ней писалось:

«25 лет — срок для существования монастыря очень небольшой, так как многие и многие обители на Руси Святой считают свое бытие столетиями. Однако, и 25 лет существования что-нибудь да значат! А, главное, они свидетельствуют, что и в наше время не оскудела вера православная, что и в наше время созидаются и процветают Божии обители…

В Головинском монастыре теперь четыре храма; каменный, во имя Пресвятой Троицы, каменный — больничный, во имя св. мученицы Акилины; деревянный домовый храм, во имя Всемилостивого Спаса и деревянная церковь, посвященная Казанской иконе Божией Матери.

Ежегодно в Головинском монастыре совершается два крестных хода: 8 июля — в день празднования Казанской Иконе Богоматери и 27 июня — в воспоминание совершившегося, первоначально, в этот день основания монастыря.

При обители существуют иконописная мастерская, школа грамоты и рукодельня для девочек. Для больных и престарелых сестер обители имеются больница и богадельня. Управляет монастырем игумения.»

В день юбилея была заложена новая каменная колокольня высотой 25 сажен (по числу лет юбилея), которая сохранилась до наших дней.

богомольцы у входа в колокольню

богомольцы у входа в колокольню

После революции Казанский монастырь разделил судьбу всех русских обителей. Регистрацией монашеской общины как сельскохозяйственной земледельческой артели удалось на несколько лет, до 1925 года, продлить его существование. Отбирали постепенно монастырские здания, были изъяты в 1922 году церковные ценности, но продолжались монастырские службы. В 1920-х годах игумения Евгения пригласила в обитель архимандрита московского Чудова монастыря преподобномученика Амвросия (Астахова), и он некоторое время жил в Казанском монастыре, совершал богослужения вместе с монастырским священником священномучеником Василием Лихаревым.

преподобномученик Амвросий (Астахов)

преподобномученик Амвросий (Астахов)

Под санаторий и общежития рабочих отобрали все монастырские здания, кроме Троицкого храма, всех насельниц выселили, ликвидировав в 1925 году артель. Но все же монахини во главе с игуменией Евгенией упорно не хотели расставаться со своей обителью. Кто-то устраивался на жительство в окрестных селах, а кто-то жил в единственном действующем Казанском храме. Предлогом для закрытия храма в 1929 году стало, что церковь использовалась как склад для вещей и место для проживания насельниц. В том же году арестовали и приговорили к высылке на 3 года священника Василия Алексеевича Лихарева, служившего монастыре с 1894 года. Поводом для ареста было дело о срыве показа антирелигиозного кино в Пасхальную ночь 1929 года. Отца Василия выслали в августе 1929 года. Вероятно, примерно в то же время приговорили к административной высылке из Москвы и Московской области и матушку Евгению вместе со старшими сестрами обители.

священномученик Василия Лихарев, 1929 год

священномученик Василия Лихарев, 1929 год

Почему она избрала для жительства город Александров – нам не известно. Поселилась игумения Евгения в доме № 56 по улице Революции и жила здесь до 1936 года. Какова была ее дальнейшая судьба, где закончился ее земной путь – тоже пока не известно. Казанский монастырь, которым она управляла, в ХХ веке был снесен с лица земли, сохранилась лишь колокольня, в которой ныне совершаются богослужения. Но хотелось бы, чтобы память о последней его игумении Евгении (Новосёловой) сохранялась. Имя ее, оказавшейся в 30-е годы в городе Александрове в качестве ссыльной, включено для поминовения в синодик Александровского Успенского монастыря.

Вечная память за Христа пострадавшей игумении Евгении с сестрами обители ея!

Колокольня Казанского монастыря, соврем. вид, фото с сайта Соборы.ру

Колокольня Казанского монастыря, соврем. вид, фото с сайта Соборы.ру

Источники:

ГАВО ф. Р-2172 оп.3 д. 1а, д.3, д. 22. Списки лишенных избирательных прав по г. Александрову.

ГБУ «ЦГА Москвы» ф. 203. оп. 746. д. 1581. Ведомость о монашествующих и послушницах 3-г класса Казанскаго Головинскаго Общежительнаго девичьяго монастыря за 1901-й год, л. 846

http://sokolovs.narod.ru/golovino.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/Казанский_Головинский_монастырь

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.