Послушница Дария Голядкина

послушницы-у-Троицкого-собора,-нач.-ХХ-в.биографический очерк (с приложением источников) 

(по материалам Следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г.)

От рождения до ареста

Дарья Ильинична Голядкина родилась 16 марта 1888 года в крестьянской семье в деревне Храпки (Кретки)[1] Киржачского района. Ее отец не жил с семьей с 1894 года. Где он находился и чем занимался, семье было неизвестно. Мать занималась крестьянским трудом «без найма рабочей силы». Дарья Ильинична была «малограмотной самоучкой». До 1907 года жила в деревне, занималась крестьянским трудом и одновременно работала на фабрике. С 1907 по 1923 год была «рядовой послушницей» в Александровском монастыре. После закрытия монастыря в 1923 году из монастыря крестьянствовала и временно работала в кустарной артели по выработке различных изделий. До 1937 года репрессиям не подвергалась.

В 1937 году Голядкиной было 49 лет. Она проживала в г. Киржаче в собственном доме № 8 в Александровском переулке Наиновской улицы с сестрой Натальей (58 лет). Они пускали в дом квартиранток. После смерти их отца и за полтора месяца до ареста к Голядкиной переехала сестра Хмелевского монастыря мать Еликинида (Евдокия Акимовна Рыбакова). В это время Голядкина работала в портновской артели «15 октября» как кустарь по стеганию одеял («стегальщица одеял при Киржачской портновской артели»). Свое семейное положение она определила как «девица, одинокая». Из родственников имела две сестры. Вторая сестра Анна Ильинична Земскова (50 лет) проживала в деревне Храпки Киржачского района. Голядкина имела паспорт, выданный киржачским районным отделением милиции (РОМ).

Дарья Ильинична была женщиной невысокого роста с голубыми глазами и русыми волосами.

Обыск, арест, допросы

12 сентября 1937 года Прокурор Киржачского района  утвердил Постановление об аресте Голядкиной, составленное временно исполнявшим дела начальника Киржачского РО НКВД сержантом госбезопасности Г.

Из Постановления об аресте Д.И.Голядкиной:

«…гр. ГОЛЯДКИНА Дарья Ильинична … достаточно изобличается в том, что состояла членом нелегальной к/р церковной группировки, руководимой попом МОЛЧАНОВЫМ, участвовала на нелегальных собраниях в доме НАУМОВОЙ, а так же устраивали нелегальные  собрания и в ее доме, кроме этого систематически занимается а/c агитацией против проводимых мероприятий партии и Сов. власти, а потому… ПОСТАНОВИЛ: Гр. ГОЛЯДКИНУ Дарью Ильиничну  привлечь в качестве обвиняемого по ст. ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в Александровской тюрьме»[2].

13 сентября у Голядкиной прошел обыск. В качестве понятых при обыске присутствовали Ф. и некий Е. В результате обыска у Голядкиной были изъяты паспорт, «переписка разная» на 1 листе, 3 четок, 3 монашеские шапочки, 20 церковных книг, 35 церковных карточек. Дарья Ильинична подписала протокол обыска[3].

После обыска Голядкину арестовали. Однако официально арестованной она числилась лишь с 14 сентября 1937 года. К 15 сентября она уже сидела в Александровской тюрьме[4], где на нее была заполнена «Анкета арестованного»[5].

16 сентября состоялся первый допрос Голядкиной. На нем она держалась удивительно мужественно и грамотно. «У меня близкого знакомства ни с кем не имеется, и ничего общего ни с кем не имею», – заявила она следователю[6]. Дальше она неизменно выдерживала избранную жесткую тактику – говорила лишь о тех, кого называл сам следователь, и лишь то, что было общеизвестно и без ее показаний. Сведения давала очень лаконично и сдержанно. В таком духе она подтвердила свое знакомство со священником Никольской церкви на Заболотье отцом Василием (Молчановым) и его ближайшими сподвижниками на приходе: сестрой Казанской Амвросиевой  женской пустыни в Калужской губернии матерью Антонией (А.Г.Сучковой), сестрой Хмелевского монастыря матерью Еликинидой (Е.А.Рыбаковой), послушницей Зачатьевского монастыря в Москве А.С.Демидовой (Кокониной), Е.Д.Наумовой и административно ссыльного А.А.Плютто и то, что все они бывали у нее в квартире[7].

Из показаний обвиняемой Голядкиной на первом допросе:

«ВОПРОС: Назовите всех ваших знакомых, с которыми вы поддерживали связь.

ОТВЕТ: У меня близкого знакомства ни с кем не имеется, и ничего общего ни с кем не имею.

ВОПРОС: Следствие вам не верит и требует от вас правдивого признания.

ОТВЕТ: Я сказала правду.

ВОПРОС: Следствие располагает данными, что вы имели знакомство с попом Молчановым, быв. Монашками Сучковой, Рыбаковой, Демидовой, церковницей Наумовой, монахом Плютто и др. Рассказывайте.

ОТВЕТ: Действительно, я указанных выше лиц знаю и имею с ними знакомство, все они у меня бывали в квартире.

ВОПРОС: Расскажите, как часто посещали вашу квартиру указанные лица и цель их посещения.

ОТВЕТ: Поп Молчанов в течение 1937 г. в моей квартире бывал неоднократно, не менее 5 раз. Цель его прихода – совершение церковных обрядов над моим болевшим отцом. Рыбакову я знаю с 1923 г. Познакомились по церкви. Последние полтора месяца до ареста она проживала у меня на квартире. Сучкову знаю также по церкви. Она бывала у меня не более 3-х раз, приходила навещать Рыбакову. Демидова в моей квартире была тоже не более 3-х раз, заходила для принятия участия в церковных обрядах по моем умершем отце. Плютто бывал у меня неоднократно, цель прихода его бывала разная, иногда навещал моего больного отца, а после смерти последнего, заходил просто как знакомый. Наумова в моем доме бывала всего толко два раза, по разным предлогом.

ВОПРОС: Вы лжете, у следствия имеются данные, что указанные лица вас посещали гораздо чаще, собирались все вместе, устраивали богослужения, велись беседы антисоветского характера, направленные на сохранение религии. Отвечайте откровеннее.

ОТВЕТ: Случаи богослужения в моей квартире я не отрицаю, таковые действительно были. Происходили они в связи со смертью моего отца. На котором присутствовали  поп Молчанов, монах Плютто, церковница Наумова и др. Случаев же антисоветских бесед в моем доме никогда не было.

ВОПРОС: Скажите, вы посещали квартиры указанных выше ваших знакомых?

ОТВЕТ: Из всех названных выше знакомых я бывала в квартире только у Наумовой, к которой я заходила неоднократно по чисто бытовым вопросам»[8].

Лично против Голядкиной обвинительные показания не дал ни один подследственный. Однако, как и остальные арестанты, она подпала под клеветнические обвинения арестованных Плютто и Трифановского. Лично против нее показали трое свидетельниц, которыми стали ее квартирантки А., Н. и Т.

А. была малограмотной 28-летней женщиной, работавшей парикмахером Киржачского отделения РОКК(?) и проживавшей в доме Голядкиной с мужем и ребенком. У Дарьи Ильиничны А. квартировала лишь с начала августа 1937 года и потому многого рассказать не могла. Тем не менее, она показала следующее.

Из показаний свидетельницы А. (парикмахер):

«Я Голядкину знаю всего три месяца по совместному месту жительству одного дома. …О ее к-р деятельности мне известны следующие факты.

            В августе м-це 1937 года в доме Голядкиной было устроено сборище церковников во главе с попом Молчановым. На данном сборище участвовали монашки Рыбакова и другие, фамилии которых мне не известны. Кроме этого участвовала Наумова Е.С. На этом сборище в доме Голдякиной было устроено богослужение, на котором участвовали около 15 человек. После богослужения присутствующие долго не расходились, но какие вели разговоры, мне не известно. В конце августа м-ца я вместе с Голядкиной находилась около дома, и она в присутствии одной барышни, проживающей внизу нашего дома, фамилию которой я не знаю, говорила: «Смотрите, какие опять времена настали. Советская власть всех верующих, а особенно монашек сажает в тюрьмы. Сейчас надо действовать очень осторожно, чтобы власть не могла знать наших действий»[9].

Другой квартирантке Голядкиной – Н., было всего 16 лет. Она приехала в Киржач из деревни 13-летней девочкой и устроилась моталкой на шелкокомбинате.  Голядкину она знала совсем недавно. Несмотря на это, она подписала следующие показания.

Из показаний свидетельницы Н. (моталка на  шелкокомбинате):

«Голядкину я знаю совсем недавно лишь только потому, что я проживаю на квартире в ее доме, и по дому иногда приходится бывать с ней вместе.

…Мне хорошо известно, что в доме Голдякиной собираются церковники для проведения богослужения. Так, в августе месяце была устроена в доме Голядкиной сборище церковников и монашек, где они производили богослужение. Но кто участвовал на этом сборище, я сказать не могу, т.к. не знаю их фамилий.

Кроме этого в августе м-це в конце Голядкина в присутствии меня высказывала недовольство советской властью. Особенно она производила клевету на торговые организации и при этом заявляла: «Вот смотрите, в советских магазинах ничего нет, а что появится, хватают на разрыв. Этим самым только травят население, а нам приходится сидеть голодными из-за этой власти. Раньше так не жили. Никто ни в чем не нуждался. Лишь были бы деньги». Продолжая разговор дальше, она заявила: «Теперь не поймешь, что вокруг нас делается. Советская власть всех монашек без разбора сажает в тюрьму. Это же есть полное гонение на верующих христиан»[10].

Последняя обвинительница Голядкиной – ее квартирантка Т., была 47-летней коренной киржачанкой рабочего происхождения, малограмотной вдовой, работавшей курьером на шелко-комбинате. В отличие от остальных, она знала Голядкину давно и не только по дому, но и по церкви. Т. показала следующее.

Из показаний свидетельницы Т. (курьер на шелкокомбинате):

«Голядкину я знаю хорошо, т.к. с последней проживаю в одном доме, а также знаю ее по церкви, т.к. она является активной церковницей. В прошлом она монашка – находилась в Александровском монастыре в течение 12 лет.

…Мне хорошо известно, что она имеет близкие связи со следующими лицами:

  1. Поп Молчанов Василий
  2. Монашка Рыбакова Е.С.
  3. Церковник Плютто А.А
  4. Церковница Наумова Е.С.
  5. Шалашова-Часовикова О.Ф.
  6. Коконина-Демидова А.С.

…Все выше указанные лица имеют между собой связь путем посещения квартиры Голядкиной… Группа церковников, состоящая из выше указанных лиц во главе с попом Молчановым, как мне известно, систематически собиралась в доме Голядкиной, где устраивала нелегальные богослужения, а также они устраивали пение церковных стихов. Так, в последний раз они собирались, примерно, в августе м-це и обсуждали вопрос о сохранении церкви и высказывались: «что ни церковь, сейчас со стороны власти  идет гонение, что церкви разоряют, и нам сейчас надо добиваться, чтобы церковь отстоять». Это мнение разделяли все присутствующие, а выступление делала Голядкина.

            Кроме этого мне известно, что эта церковная группа неоднократно собиралась в доме Наумовой Е.С., проживающей в г. Киржаче. Еще раз повторяю, что во главе этой группы стоял поп Молчанов, который являлся у них духовным отцом»[11].

29 октября, после допросов свидетелей, Голядкину вызвали на новый допрос. Следователь сразу обвинил ее в том, что она состояла членом нелегальной к-р церковной группировки, руководимой попом Молчановым, участвовала на нелегальных собраниях, а также занималась а-с агитацией против мероприятий советской власти и партии. Голядкина вину не признала. «Ни в какой к-р группировке я не состояла и а-с агитацией не занималась», – ответила она. Майоров продолжал требовать чистосердечного признания, но она стояла на своем: «Я сказала правду и более добавить ничего не имею». Тогда ей зачитали свидетельские показания Т., А. и Н., которые уличали ее в а-с агитации,  проведении богослужений в ее доме и нелегальных сборищах. Голядкина не отрицала факта богослужения по случаю смерти ее отца, относительно же всего остального заявила: «Показания указанных свидетелей считаю вымышленными, и свое участие в нелегальных сборищах и а-с агитации отрицаю полностью»[12].

Из показаний обвиняемой Д.И. Голядкиной на втором допросе:

ВОПРОС: Вы обвиняетесь в том, что состояли членом нелегальной к-р церковной группировки, руководимой попом Молчановым, участвовали на нелегальных собраниях. Кроме того занимались а-с агитацией против проводимых мероприятий советской власти и партии. Признаете ли себя виновной в этом?

ОТВЕТ: Виновной себя в предъявленном обвинении не признаю. Ни в какой к-р группировке я не состояла и а-с агитацией не занималась.

ВОПРОС: Следствие вам не верит и требует от вас чистосердечного признания.

ОТВЕТ: Я сказала правду и более добавить ничего не имею.

ВОПРОС: Вы в а-с агитации и проводимых богослужениях в вашем доме, и нелегальных сборищах уличаетесь свидетельскими показаниями Т., А. и Н. от 27 октября с/г, которые вам зачитываются. Признаете ли свою вину?

ОТВЕТ: Показания указанных свидетелей считаю вымышленными, и свое участие в нелегальных сборищах и а-с агитации отрицаю полностью. Не отрицаю факта богослужения в моем доме по случаю смерти моего отца и 40 дня по его смерти»[13].

Обвинительное заключение следствия, суд и приговор

Следствие по «делу киржачских церковников», среди которых была и Дарья Ильинична Голядкина, продолжалось 2 месяца и закончилось 29 октября 1937 года. Киржачские энкавэдэшники признали вину всех подследственных «вполне  доказанной». В «Обвинительном заключении следствия», составленном по его окончании, как об установленном факте говорилось, что «в городе Киржаче из церковно-монашеского элемента попом Молчановым, Соболевым и монашкой Сучковой была организована к-р нелегальная группа, которая ставила задачу борьбы с существующим политическим строем в стране, восстановление церкви до уровня ее влияния на государственную и политическую жизнь страны, распространение к-р провокационных слухов о войне, голоде и т.д. Все члены к-р группы систематически занимались среди населения к-р агитацией». «Монашка Голядкина» была причислена к членам этой группировки. Помимо этого, ее вина заключалась в том, что, якобы, «в доме активной церковницы НАУМОВОЙ Евдокии Степановны монашкой ГОЛЯДКИНОЙ Дарьей Ильиничной устраивались нелегальные сборища»

Из «Обвинительного заключения следствия»:

«В гор. Киржаче из церковно-монашеского элемента попом МОЛЧАНОВЫМ, СОБОЛЕВЫМ и монашкой СУЧКОВОЙ была организована к-р нелегальная группа, которая ставила задачу борьбы с существующим политическим строем в стране, восстановление церкви до уровня ее влияния на государственную и политическую жизнь страны, распространение к-р провокационных слухов о войне, голоде и т.д. Все члены к-р группы систематически занимались среди населения к-р агитацией.

В доме активной церковницы НАУМОВОЙ Евдокии Степановны монашкой ГОЛЯДКИНОЙ Дарьей Ильиничной устраивались нелегальные сборища…»[14]

Персональная вина Голядкиной, согласно этому документу, заключалась в том, что она, «являясь участницей к-р группировки, участвовала на нелегальных сборищах, проводила агитацию против Советской власти, считая последнюю незаконной, предоставляла свою квартиру на нелегальные сборища. Распространяла провокационные слухи, якобы, в Советских магазинах ничего нет, и все сидят голодные…»[15]

Те же обвинения, но в несколько ином виде, встречаются в другом следственном документе – «Справке на арест Д.И.Голядкиной» [16].

Из «Справки на арест Голядкиной»: 

«Активная церковница ГОЛЯДКИНА имеет близкие связи с попом МОЛЧАНОВЫМ, с монашкой СУЧКОВОЙ и другими, является членом нелегальных сборищ, которые устраиваются в доме НАУМОВОЙ Е.С., а также в 1937 г. в доме ГОЛЯДКИНОЙ неоднократно так же устраивались нелегальные сборища во главе с попом МОЛЧАНОВЫМ, на указанных сборищах ГОЛЯДКИНА высказывала недовольство новой конституцией при чем говорила: «…Конституция для народа является обманом и пустой бумагой так как на бумаге они пишут одно, а на деле проводят другое. Вот возьмите все равно и сейчас закрывают церкви, духовенство сажают. Нам надо быть дружнее и действовать смелее, у нас осталась одна церковь, которую мы должны отстоять»[17].

После окончания следствия Голядкина ожидала решения своей судьбы в Александровской тюрьме. 15 ноября, т.е. почти через месяц после окончания следствия,  «Тройка» Управления НКВД Ивановской области, рассмотрев дело «киржачских церковников», признала ее виновной «в систематической к/р агитации». В обвинительном приговоре говорилось: «Участница к/р церковно-монашеской группировки, предоставляла свой дом для нелегального отправления религиозных обрядов. Распространяла к/р клеветнические измышления. В доме у обвиняемой устраивались сборища к/р группы». За это ивановская «Тройка» приговорила Голядкину к «заключению в Исправтрудлагерь на ДЕСЯТЬ лет, считая срок с 12/IX-37 г.»[18]

Выписка из протокола № 78 Судебного заседания тройки Упр. НКВД Ивановской обл. от 15/XI-1937 г.

 

СЛУШАЛИ

 

ПОСТАНОВИЛИ
ДЕЛО № 5882 – КИРЖАЧСКОГО РО НКВД

 

По обвинению:

ГОЛЯТКИНОЙ Дарьи Ильиничны, 1888 г.рож. ур. д. Храпки, Киржачского района ИО, бывшей монахини. С 1907 г. по 1917 г. находилась в монастыре. До ареста находилась без определенных занятий.

ОБВИНЯЕТСЯ в систематической к/р агитации. Участница к/р церковно-монашеской группировки, предоставляла свой дом для нелегального отправления религиозных обрядов. Распространяла к/р клеветнические измышления. В доме у  обвиняемой устраивались сборища к/р группы.

СПРАВКА: Содержится в Александровской тюрьме.

 

ГОЛЯТКИНУ Дарью Ильиничну заключить в Исправтрудлагерь на ДЕСЯТЬ лет, считая срок с 12/IX-37 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Секретарь Тройки:- 

 

В заключении

По следственным материалам невозможно установить, где и как Дарья Ильинична Голядкина отбывала наказание. Известно лишь, что в годы ее заключения, а именно – зимой 1939–1940 годов, Ивановское НКВД в ответ на жалобу монахини Антонии (Сучковой) имитировало следственную проверку по «делу киржачских церковников», по которому была осуждена и «монашка» Голядкина. В результате фиктивной проверки решение «Тройки» в отношении Голядкиной было оставлено в силе[19].

Досрочное освобождение и последующая жизнь

1 ноября 1943 года Голядкина была досрочно освобождена во исполнение директивы НКВД, НКЮ и Прокуратуры СССР № 467/18-17/117-с от 23 октября 1942 года. После освобождения она вернулась на родину в деревню Храпки[20]. Спустя 7 лет, проведенных там же, в возрасте 63-х лет, она подпала под действие другой директивы, которая грозила ей новым арестом и ссылкой. Однако на этот раз в виду преклонного возраста и непригодности к физическому труду ее не тронули[21]. Скорее всего, она даже не догадывалась о столь счастливо миновавшей ее опасности.

Из Заключения Управления МГБ Владимирской области от 11 апреля 1951 г.:

«Я,.. лейтенант П., рассмотрев материалы архивно-следсвенного дела № 6573 на ГОЛЯДКИНУ Дарью Ильиничну, 1888 года рождения […] НАШЕЛ:

ГОЛЯДКИНА постановлением Тройки УНКВД ИО от 15 января 1937 года …была осуждена на 10 лет ИТЛ.

Освобождена из заключения 1 ноября 1943 года, согласно директивы НКВД, НКЮ и Прокуратуры СССР № 467/18-17/117-с от 23 /X-1942 года.

После освобождения из заключения, возвратилась к прежнему месту жительства в дер. Храпки, Киржачского р-на, Владимирской области, где проживает и в настоящее время.

ГОЛЯДКИНА Д.И. подходит под действие директивы МГБ СССР № 66, но учитывая ее преклонный возраст и непригодность к физическому труду, ПОСТАНОВИЛ:

ГОЛЯДКИНУ Д.И. аресту и ссылки на поселение не подвергать. Архивно-следственное дело № 6578 на ГОЛЯДКИНУ…» [22]

Реабилитация

В мае 1958 года, во время «хрущевской оттепели», в связи с тем, что жена протоирея Петра (Соболева) обратилась в Военный трибунал с просьбой пересмотреть дело ее расстрелянного мужа, персонально по каждому осужденному по этому делу была проведена новая следственная проверка. На этот раз она не была фиктивной. Сотрудник следственного отдела УКГБ по Владимирской области капитан Ч. изучил материалы первых двух следствий,  нашел и допросил остававшихся в живых свидетелей 1937 года. Заключение капитана  гласило, что «в деле не имеется достаточных данных, подтверждающих существование а-с организации, что показания свидетелей, передопрошенных в 1939–1940 годах, буквально переписаны с протоколов допросов от 1937 года, тем самым вызывают сомнения в их достоверности, что свидетели… заявили о необъективном ведении следствия по данному делу; что ряд фактов и высказываний, вмененных осужденным, не содержат в себе признаков преступления, предусмотренного ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР»[23].

На этом основании 12 июля 1958 года Президиум Владимирского областного суда постановил прекратить «дело киржачских церковников» 1937 года «за недостаточностью улик». Он также отменил приговор «Тройки» в отношении всех по нему осужденных. Таким образом, спустя 20 лет после безвинного осуждения и после 6-летнего заключения Дарья Ильинична Голядкина была полностью реабитилирована[24].

Подготовлено Н.В. Михеенко, зав. архивом Свято-Благовещенского женского монастыря г. Киржача

[1] В Деле встречаются оба эти названия.

[2] Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения Голядкиной Д.И. от 12 сентября 1937 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области.  Л. 31.

[3] См.: Протокол обыска Голядкиной Д.И. от 13 сентября 1937 г.  // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. — Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 33.

[4] По документам Д.И.Голядкина числилась арестанткой Александровской тюрьмы. Но, судя по «Жалобе» монахини Антонии (Сучковой), в действительности она могла на протяжении всего следствия находиться не в Александрове, а в Киржаче, в камере Киржачского РО НКВД. (См.: Жалоба з/к Александры Григорьевны Сучковой депутату Верховного Совет Корейко от 14 февраля 1939 г. — Л. 191-196об).

[5] См.: Анкета арестованного (Голядкиной Д.И.) от 15 сентября 1937 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 34-34об.

[6] Протокол допроса Д.И.Голядкиной от 16 сентября 1937 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области. Л.86-86об.

[7] См.: Протокол допроса Д.И.Голядкиной от 16 октября 1937 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 86-86об.

[8] Протокол допроса Д.И.Голядкиной от 16 октября 1937 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. — Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 86-86об.

[9] Протокол допроса свидетеля  А. от 27 октября 1937 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. — Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 132-133об.

[10] Протокол допроса свидетеля Н. от 27 октября 1937 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 134-135об.

[11] Протокол допроса свидетеля Т. от 27  октября 1937 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 136-137об.

[12] Протокол допроса Голядкиной Д.И. от 29 октября 1937 года.  // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 87-88.

[13] Протокол допроса Голядкиной Д.И. от 29 октября 1937 года.  // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 87-88.

[14] Обвинительное заключение следствия от 29 октября 1937 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. — Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 144-146.

[15] Там же.

[16] Судя по всему, эта Справка, хранящаяся в начале Дела, составлялась в конце следствия, т.к. в ней содержится информация, полученная по ходу следствия.

[17] Справка на арест Голядкиной Дарьи Ильиничны (без даты) // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 30.

[18] Выписка из протокола № 78 Судебного заседания тройки Управления НКВД Ивановской области от 15 ноября 1937 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области.  Л. 189.

[19] Заключение УНКВД ИО от 20 января 1940 года (составлено 11 января, завизировано 20 и 28 января) на архивно-следственное дело № 5582 по обвинению Молчанова В.Е., Соболева П.П. и др. и жалобу Сучковой А.Г. с ходатайством о пересмотре решения Тройки по ее делу. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области.  Л. 211-224.

[20] Заключение Управления МГБ Владимирской области от 11 апреля 1951 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. —  Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 228.

[21] Там же.

[22] Заключение Управления МГБ Владимирской области от 11 апреля 1951 г. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. — Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 228.

[23] Заключение УКГБ Владимирской области от 12 июня 1958 г. о прекращении  дела в отношении всех осужденных  по архивно-следственному делу № 03073. // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. — Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 273-281.

[24] См.: Постановление Президиума Владимирского областного суда от 12 июля 1958 г. об отмене Постановления Тройки УНКВД по ИО от 15 ноября 1937 г. в отношении всех осужденных по «делу киржачских церковников». // Материалы следственного дела № 55 82 Управления НКВД по Ивановской Промышленной Области по обвинению группы церковников г. Киржача (В.Е.Молчанова, П.П.Соболева и др.) по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР осенью 1937 г. — Архив УФСБ по Владимирской области. Л. 286-290.

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.