Иконописцы, работавшие в Троицком соборе

1-Троицкий-соборДля украшения построенного более 500 лет назад главного, соборного храма царской вотчины в Александровой слободе, без сомнения, были избраны лучшие мастера своего времени. История не донесла до нас имена иконописцев, трудившихся здесь в XVI веке, а об их искусстве мы можем судить лишь по сохранившимся фрескам, которые не пощадило ни время, ни позднейшие записи.4-Страшный-суд-фрагмент 2-Фреска-Успение 3-Фреска-Успение

В документах Оружейной палаты второй половины XVII века содержатся имена царских иконописцев, работавших в то время в Александровой слободе. В апреле 1671 года были присланы из приказа Большого Дворца кормовые иконописцы Герасим Ильин и ярославец Григорий Степанов Куретников.  В 1676 году Дорофей Ермолаев Золотарёв «золотом и серебром и красками починивал царские двери резныя вновь, которыя… из Оружейныя палаты посланы государева жалованья в Александрову слободу».5-Царские-врата-указ6-Царские-врата-указ2

8-Царские-врата-фрагм 7-Царские-вратаМихаилом Ивановым Милютиным, учеником Симона Ушакова, с 1679 по 1686 гг. были написаны несколько икон для Успенского монастыря, в том числе Деисус, находившийся в алтаре Сергиевского предела собора и икона вмч. Феодора Стратилата и мц. Агафьи.11-Михаил-Милютин-Феодор-Стратилат-и-мц.-Агафья 9-Михаил-Милютин-Предтеча-из-Деисуса 10-М.Милютин-арх-Гавр-из-Деисуса

В конце 1686 г. по приказанию царей Петра и Иоанна Алексеевичей ездили в Александрову слободу «для письма и починки святых икон и иконостаса в соборной церкви Успенскаго девичьяго монастыря» иконописцы Мирон Кирилов, Федор Матвеев Нянин, Семен Анфилофьев с двумя иконописными учениками. Весною 1687 году они подали царям челобитную: «В нынешнем во 196-м году посыланы мы в Александрову слободу в Девичий монастырь для поновления святых икон, а иныя и вновь писать. И мы в святых Божиих церквах местныя и штилистовыя иконы поновили заново и во святую соборную церковь писали вновь местныя иконы — образ Живоначальной Троицы да другой образ — Успение Пресвятыя Богородицы со облачными апостолы — самым полным переводом, мерою цки по 2 аршина. И были мы у дела шесть недель, а назад к Москве съехать из монастыря подвод нам не дано, а мы людишки скудные и не пожалованы, займучи — подводы наняли, денег дали 30 алтын».

Более подробно хочется сказать о монастырских иконописцах.

Царевна Наталия Алексеевна в 1715 году пожаловала Успенской обители 113 человек работников–мужчин вместе с семьями. Среди них были и иконописцы. Денежное содержание как прочие монастырские служители они не получали, так как зарабатывали, как писалось в монастырских ведомостях, «иконным художеством». Наиболее известным из монастырских иконописцев стал Тихон Семёнов (Зайчиков). Родился он около 1788-1793 года. К 1714 году был женат, с супругой Дарьей Ивановой они имели пятерых детей: сыновей Гавриила (ок. 1714-1718 г.р.) и Феодора (ок. 1726 г.р.), занимавшихся вместе с ним иконописанием, и дочерей Евдокию, ставшую послушницей Успенского монастыря, Домну и Наталию. Дочь последней тоже стала монахиней вместе с тётей. Семья Тихона Семёнова жила в отдельном доме у монастырских стен, в хозяйстве у них имелась одна корова.12-список-1755-г.

Судя по стилю письма, иконописец Тихон обучался у лучших московских царских мастеров Оружейной палаты, возможно, его обучал отец. Письмо ликов и цветовое решение его икон позволяет причислить его к последователям Симона Ушакова. К 30 годам Тихон Семенов был уже сформировавшимся мастером своего дела.

Достоверно известно о двух написанных Тихоном Семеновым сохранившихся до нашего времени иконах. Одна из них находится в Троицком соборе монастыря. Образ Троицы Живоначальной с праведными Авраамом и Саррой был написан в 1720 году, о чем свидетельствует надпись на иконе. В конце 80-х гг. икона была отреставрирована во «Владимирспецреставрации» А.П. Некрасовым. 13-Троица15-Троица-фрагм2

Еще одно творение Тихона Семенова — Казанская икона Божий Матери, написанная им в 1721 г. для Димитриевской церкви с. Бакшеева. После закрытия храма она была вывезена в 1962 г. реставраторами В. А. Плугиным и Г. В. Шлионским и хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.19-Тихон-Семенов-Казанская

На нижнем поле Казанской иконы та же надпись, что на иконе Троицы, только с добавлением имени заказчика: «1721 месяца марта сей образ писал Успенского девичья монастыря многогрешный Тихон Семенов и построил святой образ Старослобоцкой волости деревни Оксентьева что у государева штукатурнаго дела мастер Иаков Алексеев сын Буев». Икона была реставрирована в 1996-1999 гг. тем же А. П. Некрасовым.

До закрытия монастыря в Троицком соборе находилась Владимирская икона Богоматери с надписью внизу: “Сей образ писал многогрешный иконописец Тихон Семенов Александровской слободы Успенского девича монастыря”. Скончался он между 1756 и 1762 годами.

В свое время Тихоном Семеновым была создана при монастыре небольшая иконописная артель. «Иконному художеству» им были обучены сыновья монастырского мельника Михаил и Яков Адриановы. Но Михаил, в 1755 году еще писавший иконы, вскоре становится монастырским подьячим и уже не имеет для этого возможности, а Яков, вероятно, дальше подмастерья не пошел.

Постоянными монастырскими иконописцами стали лишь перенявшие мастерство у отца сыновья Тихона Семеновича Гавриил (ок. 1714 г.р.) и Феодор (ок. 1730 г.р.). Оба они оставались холостыми и иконописанию посвящали все свое время. Наиболее известен своим искусством стал старший брат, Гавриил. В документах Успенского женского монастыря, хранящихся в фондах Музея-заповедника «Александрова слобода», он упоминается под фамилией Зайчиков.

В 1760 году монастырскому иконописцу Гавриилу Зайчикову из Переславского казенного приказа были отданы 10 досок для написания икон Успения Пресвятой Богородицы в кафедральный Успенский Горицкий монастырь. Три иконы им были в том же году написаны, за что из епархии он получил по три рубля за образ. Остальные семь икон были крайне необходимы архимандриту Никитского монастыря города Переславля-Залесского Сильвестру (Страгородскому), назначенному в марте 1761 года во епископы на Переславскую кафедру. В связи со вступлением в должность он желал ими благословлять «знатных персон».20-Указ

Иконописец же Гавриил, как писалось в указе начала июля 1761 года,  «по принуждению и доныне тех образов не токмо не написал но еще и не начал», а торопившим его заказчикам объявил, что «де он катедральной не крепостной и не ис под неволи какой, но из чести работать взялся». Тогда из Переславской консистории последовал указ к игумении Есфири с сестрами, которым им повелевалось принудить своего крепостного иконописца Зайчикова к скорейшему написанию икон. Заказчику-благочинному Александровских храмов священнику Иосифу Селинскому предписали контролировать иконописание, «чтоб им Зайчиковым успешно и самою искусною работою те иконы написаны были», и еженедельно рапортовать в консисторию о написанных за этот срок иконах.

Иконописец Гавриил был востребован не только в Переславле-Залесском, но и в Москве. В августе 1762 года Зайчиков как известный иконописный мастер был вызван Комиссией по Коронации Елисаветы Алексеевны из Александровой слободы в Москву. Ему поручили реставрацию – очистку всероссийской святыни – чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, находящейся у царских врат в Успенском соборе Кремля.Владимирская икона Ровно через год иконописца Гавриила снова вызвали в Москву. В указе Московской конторы Святейшего Синода подробно описывалась необходимость его приезда: «на чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Владимирския …олифа паки ныне повредилась, и для того что ко оной иконе часто прикладывается народ, також и во время крестохождения оная употребляется, дабы от пыли и от дождей и большаго повреждения учинится не могло, должно оную святую икону вновь олифою покрыть, и где надлежит исправить». Игумении Евсевии через Переславскую консисторию повелели немедленно прислать «иконописнаго мастера Зайчикова со всеми до иконописнаго мастерства принадлежностьми».24-указ-2

После учреждения монастырских штатов в 1764 году из 100 монастырских служителей было оставлено в штате Успенской обители на жаловании всего 10 человек. Гавриил Зайчиков с тех пор стал числиться жителем подмонастырной слободки, принадлежащей государственной Коллегии экономии. Впрочем, заказы монастыря бывший его служитель «иконописец Гаврило Тихонов», как он расписывался в документах, выполнял еще многие годы. В 1774 году им были написаны царские двери в Сретенскую церковь, в 1775 году иконы Успения Богородицы и Воскресения Христова в иконостас Сергиевского придела Троицкого собора, в 1783 году царские врата и 8 икон в новый иконостас придела преп. Марии Египетской Успенской церкви.25-Гавриил-Семенов-Владимирская Но в основном, по свидетельству расходных монастырских книгах, он занимался в монастыре «возобновлением» или «поправкой ветхих образов», до 10-ти икон в год. Например, в 1767 году ему платили за починку иконы Живоначальной Троицы из Троцкого собора. Наряду с этим Гавриил Зайчиков к празднованию Пасхи золотил и раскрашивал для монастыря артосы, а в 1775 году красил новый придельный иконостас в Покровской церкви.

Вероятно, в конце 80-х годов XVIII в. он скончался, так как с этого времени основные заказы Успенского монастыря по иконописанию и реставрации стал выполнять его бывший служитель Илья Семенов (ок. 1762 г.р.). В 1790 г. для Троицкого собора им был один образ Пресвятой Троицы вновь написан, а другой возобновлен. Илья Семенов умер в 1803 году.

После него иконописные работы в монастыре выполнял александровский мещанин иконописец Ефим Сергеев Горшечников. В феврале 1806 года ему за «написание в Троицком соборе образа Господа Саваофа мерою в три аршина да за починку во оном же соборе ветхих образов в большом иконостасе за работу и за ево материал» было заплачено 75 рублей.

Кроме него монастырь отдавал иконы на «починку» мастерам из других мест, например, в 1808 году – дворовому человеку помещицы Елисаветы Сергеевны Патрикеевой сельца Соколова живописцу Александру Федорову, в 1822 году – переславскому мещанину Александру Никифорову Шобонову. Последним в Троицком соборе были написаны вновь на старых досках икона Успения из местного ряда и 4 образа из предела Сергия Чудотворца. В 1827 году были возобновлены остальные местные образа Троицкого собора.

Вплоть до XIX в. у монастыря не было средств, чтобы обновить древнюю живопись Собора, хотя вопрос об этом ставился неоднократно. В 1826 году начались фресковые работы в Троицком соборе по данным из Владимирской консистории указаниям: «росписание возобновить, придерживаясь образцов прежняго древняго писания».26-фрески-до-рест Дозволено было «по присланному при прошении рисунку онаго монастыря в куполе Троицкой церкви в сообразность видимаго стеннаго иконнаго писания таковою ж работою росписать вновь, а равно и в олтарь настоящей церкви облинявшие лики святых по прежнему положению на старой щекатурке на стенах поправить, а где отпала, или окажется непрочною, отбивши оную и защекотурив новой, написать тож самое изображение красками». Эти работы были выполнены бригадой московского цехового мастера Адриана Иванова Дружинина к 1829 году.27-роспись-купола-собора

В 60-е-80-е годы XIX века большинство иконописных работ в монастыре выполнял мещанин г. Александрова Алексей Денисов Белоусов. В 1880 году ему платили «за поправку живописи в церквах и в Св. Вратах, а также за написание икон при входах в Троицкий собор».

Занимался иконописанием и поновлением икон в эти годы и другой александровский житель – купеческий сын Дмитрий Михайлов Летягин. В начале XX века – живописец Василий Егорович Гусев.

В конце XIX века вновь были произведены работы по реставрации фресок. Для надзора за ними был прислан от московского археологического общества архитектор Г. Д. Филимонов. В 1887-89 гг. известный реставратор Н. М. Сафонов очистил от трехслойной записи масляными красками несколько фресок Троицкого собора, а по нижней части стен открыл хорошо сохранившиеся полотенца. Артелью палешан в это время фрески были промыты и записаны новым красочным слоем.30-полотенца 29-полотенца

В смутное послереволюционное время многие иконы и иные ценности церковного искусства Троицкого собора оказались утрачены. В годы после закрытия монастыря то, что сохранилось, было рассредоточено по фондам нескольких музеев страны. Практически невозможно установить судьбу большинства икон, находившихся ранее в соборе. Будем же ценить и беречь сохранившееся, и помнить о тех, кто на протяжении пяти столетий вкладывал свой труд и талант в создание и благоукрашение выдающегося памятника русской культуры — Троицкого собора.

Да помянет Господь всех их, знаемых нами и не знаемых, послуживших Ему, во Царствии Своем. Аминь.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.