Послушница Анна Королёва

 

Сестры монастыря около Успенской церкви, нач. ХХ в

Сестры монастыря около Успенской церкви, нач. ХХ в

В начале ХХ века в Успенском монастыре города Александрова было более 300 насельниц. Почти 100 человек — принявшие постриг монахини, а остальные — послушницы. Нам известны лишь их имена и краткие сведения: год и место рождения, время поступления в монастырь, основное занятие — послушание. Какими они были? Как сложилась их судьба после закрытия в 1923 году монастыря? Фотографий монахинь сохранилось очень мало, воспоминаний о них — еще меньше. Поэтому особено ценными для нас, современных насельниц монастыря, стали воспоминания об одной из послушниц — Анне Королёвой, записанные её племянницей учительницей Валентиной Николаевной Глазуновой. Мы общались с Валентиной Николаевной последние годы ее жизни († 5 марта 2014 г.), она передала в монастырь Евангелие и молитвослов послушницы Анны, истрепанные от долгого чтения, а также шитые ею полотенца и одеяло. Сама уже не выходившая из дома, Валентина Николаевна рассказала нам, как найти место погребения своей тети-инокини на старом городском кладбище.

Послушница Анна Королева с сестрой учительницей Прасковьей Федоровной Глазуновой и ее дочерьми, ок. 1946 г.

Послушница Анна Королева с сестрой учительницей Прасковьей Федоровной Глазуновой и ее дочерьми Надеждой (вверху) и Валентиной (автором воспоминаний), ок. 1946 г.

По монастырским ведомостям о послушницах об Анне Федоровне Королёвой известно, что определена послушницей монастыря она была по указу 7 января 1914 года, исполняла разные послушания, с 1909 года была чтицей «неугасимой» псалтири, к 1916 году — учительницей рукоделия в монастырской школе для девочек. После 1918 года, когда большую часть монастырских келий власти забрали, была вынуждена покинуть монастырь.

Воспоминания Валентины Николаевны Глазуновой[1] о своей тёте — послушнице Анне Королевой

Королева Анна Федоровна, девица, послушница Анна, родилась в деревне Нечаевка Переславского уезда, Ярославской губернии 14 сентября 1882 года, в семье крестьянина – участника русско-турецкой войны в Болгарии. Отец воевал под Плевной, был награжден Георгиевским крестом. После русско-турецкой войны вернулся в деревню, женился. В семье было 10 человек детей, Аннушка была старшей. Нянчила всех младших. Она была маленькая, худенькая, в крестьянском хозяйстве мало могла помочь, и отец отдал ее в Александровский монастырь. Ей было 14 лет. В деревне она закончила церковно-приходскую школу села Калистово. В монастыре она была послушницей, прислуживала игуменье. Через несколько лет она взяла к себе в монастырь (на постой) сестру Пашу – Паничку, как она ее называла. Упросила батюшку похлопотать о поступлении сестры в гимназию г. Александрова. За учебу надо было платить, поэтому Аннушка по ночам стегала одеяла, вышивала покровы, читала над покойниками по ночам в храме. Нужно было кормить и учить сестру.

Паничка окончила гимназию с золотой медалью. Произошла революция, монастырь закрыли. Обе сестры ушли на частную квартиру. Прасковья[1] стала работать учительницей в начальной школе (ее здание до сих пор цело около вокзала у водонапорной башни). Там теперь склад. Аннушка стала учительницей рукоделия в этой школе. Учились рукоделию и мальчики и девочки. Потом через много лет, выросший мальчик – дядя лет 30-40, увидев Анну Федоровну, воскликнул: «А я до сих пор пуговицы пришиваю сам, штопаю носки…» Потом Паня вышла замуж, а Аннушка осталась с ней навсегда. Она вела домашнее хозяйство, растила двух дочек Пани. А Паня все время училась: то заочно, то очно, закончила институты, получила два высших образования. Ее подолгу не видели дочери, так как были экзамены и практика. И поэтому Аннушку называли «мамой», а настоящую маму – «тетей». Потом за Аннушкой закрепилось имя «няня», «нянечка» — самое любимое слово, которым называли ее все близкие, родные и знакомые. Для всех она была мудрой советницей.

Мы все были комсомольцы, коммунисты, а она осталась глубоко верующим человеком на всю жизнь. Няня очень боялась навредить нам, поэтому молилась по ночам, в религиозные праздники надевала праздничный светлый платочек. А я спрашивала: «Нянечка, какой сегодня праздник?» Она отвечала, всегда знала какой праздник. Всегда соблюдала посты, а нам говорила, успокаивая: «Не то грех, что входит в рот, а то, что из него выходит», то есть не сквернословьте, не ругайтесь, не завидуйте и т.д. Она по праздникам выходила за ворота и дожидалась, когда женщины пойдут в церковь; давала им денежку с запиской и просила, чтобы они помолились и поставили свечи. Сама идти в храм не могла из-за нас. Прасковье это было опасно, так как ее однажды уже обвинили в троцкизме, в заступничестве за учительницу – троцкистку, за то, что жила в монастыре и училась в гимназии. Такое было время.

Анна всю жизнь отдала ближним, воспитывала нас быть честными, добрыми, заботиться о других. Она знала очень много сказок, басен, притч, русских песен. И нам все это рассказывала. Всю жизнь она хранила образ – икону Николая Чудотворца и свою монастырскую одежду. У нас была знакомая, Домаша[2], тоже монашка из монастыря г. Александрова. Умерла Аннушка 23 июля 1963 года. Отпели ее заочно. А над ней читала молитвы Домаша и еще одна монахиня.

Однажды, послушав нянечкин рассказ о жизни в монастыре, я сказала: «Нянечка, я тоже хотела бы быть монахиней». А она мне ответила: «Это великий труд, труд порою без сна, без отдыха и мирских радостей». Все было на плечах монахинь, послушниц. Монастырь был на полном самообеспечении; то есть работали на покосе, ухаживали за коровами, заготавливали грибы и ягоды, работали в саду и огороде. Этим и питались. Да еще надо было вести и соблюдать все духовные обряды, молитвы, посты… Няня редко, украдкой посещала Троице-Сергиеву лавру. Однажды, когда мне было лет 7, она взяла меня в такую поездку, помню, что мы были у Зосимовой пустыни, у святого источника. И сестра, и я были окрещены, как это ей удалось – не знаю. А вот, чтобы окрестить моего сына, она через свою знакомую пригласила отца Федора Преображенского, тогда уже больного старичка, и на квартире у этой знакомой мой сын, Александр[3], был окрещен в 1957 году.

Погребение послушницы Анны Королевой на старом кладбище г. Александрова

Погребение послушницы Анны Королевой на старом кладбище г. Александрова

[1] Прасковья Федоровна в замужестве Глазунова, р. 17.11.1900 г., учительница, почетный гражданин г. Александрова, † 1.12.1986 г.

[2] Домна Ивановна Питерцева, инокиня Успенского монастыря г. Александрова, певчая

[3] Скончался после тяжелой болезни в 2011 году

[1] Учительница в г. Александрове, ветеран педагогического труда с 43-летним стажем работы, 1934 г.р., скончалась в 2015 г.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.