Доклад монахини Сергии на седьмых Международных Зубовских чтениях «Средневековая письменность и книжность XVI-XVII вв. Источниковедение» 8 декабря 2015 г. в музее-заповеднике «Александровская слобода» г. Александров
Успенский девичий монастырь в царской вотчине Александровой слободе был основан в середине XVII века. В процессе изучения его истории встала задача исследовать историю книжного собрания монастыря: его состав, пути формирования, судьбы отдельных книг. Реконструировать состав библиотеки на 2-ю половину XVII века стало возможным путем изучения документальных источников, фиксировавших состояние книжного собрания в разные периоды монастырской истории, а также изучения сохранившихся книг.
Источники информации о книжном собрании
Самые ранние сведения об имевшихся в Успенском девичьем монастыре книгах находятся в черновых отрывках из монастырской описи 1675 года, хранящейся в Отделе рукописей Государственного Исторического музея. В большинстве описей монастырского имущества более позднего периода в основном упоминаются лишь украшенные напрестольные Евангелия, а полный реестр книг имеется только в описи 1764 года.Ценным и очень подробным источником информации являются росписи книг на страницах монастырского синодика 2-й половины XVII – нач. XVIII века, которые зафиксировали содержание книжного собрания Успенского монастыря за 1681, 1699 и 1705 годы.
Стоит отметить, что практически во всех имеющихся источниках приводятся в основном только названия книг, отдельно выделяются рукописи и очень редко указывается место издания, размер книги и ее состояние.
О сохранившихся спустя 200 лет книгах XVII века немало сведений также в публикациях 2-й половины XIX века, особенно в описании монастыря, составленном архимандритом Леонидом (Кавелиным).
Формирование монастырской библиотеки
Анализ вышеуказанных источников позволил установить основные пути поступления книг в казенную библиотеку Успенского монастыря, которые являются характерными для формирования всех русских монастырских книжных собраний второй половины XVII века. Это покупка книг, частные вклады на поминовение и пополнение из выморочного имущества — из келейных библиотек умерших.
Несомненно, основное влияние на приобретение книг для монастыря оказывали его духовники, весьма образованные для своего времени, — основатель обители уроженец Галича иеромонах Лукиан и москвич, постриженик Чудова монастыря иеросхимонах Корнилий. Поездками в Москву и покупкой книг занимался также помощник отца Корнилия строитель монастыря грамотный монах Феофан.
Большей частью в XVII веке монастырская библиотека комплектовалась изданиями Московского печатного двора. Книги приобретались также в московских торговых рядах. Немало было Киевских изданий, имелись также белорусской печати Житие Варлаама и Иоасафа (Кутейна 1637 г.), Полуустав, Лексикон. Почти все книжные новинки сразу же покупались для монастыря.
К 1675 году, когда женской обители принадлежала только Успенская церковь, по описи в нем имелось 26 наименований книг из 49-ти экземпляров. По содержанию 11 наименований были богослужебными книгами, остальные 15 – для внебогослужебного чтения. Все книги, кроме 2-х рукописных патериков, были печатными.
14 книг пополнили монастырскую библиотеку после кончины в августе 1681 года духовника иеросхимонаха Корнилия. В их числе были не имевшиеся в ней ранее издания: Библия (1663 г.), Поучения Афанасия Великого, большой Требник Петра Могилы.
Позднее монастырское собрание увеличивалось также за счет книг, ранее принадлежавших монахиням, в том числе игумении Евсевии (Огаревой) и монахине Пульхерии (боярыне-вдове Прасковье Алексеевне Нарышкиной).
К концу 1681 года в монастыре было 55 различных наименований книг, из которых многие в 2-3 экземплярах, а напрестольных Евангелий и служебников было по 6 штук. Причем состав богослужебных книг пополнился за счет так называемых «Покровских книг» после перехода в ведение монастыря Покровского (ныне Троицкого) собора.
Активно приобретались книги монастырем и в последующее десятилетие. На конец столетия, по произведенной 25 июля 1699 года[1]переписи книг в Успенской обители было 163 экземпляра различных книг. Из них вновь приобретенные лицевой Апокалипсис, Учительное евангелие Кирилла Транквилиона (1697). Появились новые жития – Алексия человека Божия и преп. Никиты Переславского. В казне хранились наиболее ценные и рукописные книги, в том числе тетради «Исповедник» и некая «Тетрадь Патриарха Никона» — вероятнее всего, список сочинения 1660 года, составленного из выписок из Священного Писания с поучениями Патриарха Царю.
Нужно сказать, что Патриарха Никона, лично посещавшего обитель в первые годы ее существования и давшего свое благословение, всегда чтили в монастыре, и когда он скончался в августе 1681 года, игумения с сестрами со слезами встречали его гроб, а имя его сразу же было вписано в монастырский синодик. Духовник монастыря преподобный Корнилий, скончавшийся двумя неделями ранее Патриарха, при жизни всегда поддерживал его реформы.
Богослужебные «никоновские» реформы имели существенное влияние и на формирование собрания книг в описываемое время. Происходило исправление – «справа» книг, в первую очередь был переиздан Типикон (1682 г.), затем богослужебные минеи (1691-92 гг.) и другие книги. С конца XVII века по всей России происходила централизованная замена старопечатных книг. В связи с этим старые издания, имевшиеся в Успенской девичьей обители, большей частью были заменены в монастырском приказе, а часть книг продали, приобретя на полученные деньги новые издания. Первоначальная замена была произведена в конце XVII века (минеи), окончательная — в начале XVIII века.
Эта замена была отражена в записи, сделанной на страницах синодика в 1705 году. В ней приводится список 33 экземпляров из 19-ти наименований книг новых и 108 экземпляров из 35-ти наименований книг старых. Таким образом, к началу XVIII века в монастыре было в наличии более 140 экземпляров книг 38-ми различных наименований. По назначению из них 17 наименований книг богослужебного использования, а остальные 21 – для чтения вне службы. Впрочем, судя по старым описям, список 1705 года неполный, в нем отсутствуют, например, 3 имевшиеся вплоть до начала ХХ века патерика XVII века. Безусловно, все списки – и 1681, и 1699, и 1705 годов являются неполными, о чем свидетельствует их сравнительный анализ и запись 1699 года перед росписью книг: «вручен быть круг церковный, 200 – 300 сие число книгам церковным»[2].
Одним из традиционных путей пополнения монастырских библиотек были вклады на помин души. И наш Успенский монастырь – не исключение.
Из сохранившихся в монастыре книг XVII столетия имеют вкладные записи богослужебные месячные минеи печати 1691 года, пожертвованные в декабре того же года Царицей Натальей Кирилловной за здравие своего внука Царевича Алексия Петровича[3]
12 месячных миней к 1699 году были вложены неким Петром Лукьяновичем.
В конце XVII — начале XVIII века в монастыре имелись 33 книги с праздничными службами, принадлежащие Царевне Екатерине Алексеевне. Из них 8 книг находились в пользовании ее сестры монахини Маргариты Алексеевны[4].
Нельзя не сказать о книжном собрании, которое существенно дополнило монастырскую библиотеку уже в начале XVIII века, хотя формально это вне временных рамок моего доклада. Но сами эти книги, среди которых было много рукописей, относились к XVI-XVII векам, и стали украшением монастырского книжного собрания. Пожертвованы они были в 1729 году, в качестве вклада на поминовение души благотворителя обители окольничего Алексея Тимофеевича Лихачева, старанием строителя Успенского девичья монастыря монаха Ионы (Маслова), как и сказано на имеющихся вкладных надписях. Это не менее 14-ти рукописей, среди которых были весьма ценные, например, списки Тысячной книги и Дворовой тетради 1550 года, Стоглав, Хронограф, Летопись Барония, Лечебник, месяцеслов рода Лихачевых с записью дат поминовения усопших XVII века.
В пополнении монастырской библиотеки перепиской книг, характерном для Древней Руси, при массовом издании печатных книг ко времени основания монастыря в середине XVII века не было необходимости, да и грамотных в обители в то время было очень мало. Но определено можно сказать, что несколько рукописей было написано в монастыре во 2-й половине XVII века. Это монастырский синодик, а также оригинальные тексты: летопись монастыря и описание чудес от монастырских икон, сохранившиеся в списках XVIII века.
Тематика книг
Подбор книг в монастырях определялся в первую очередь богослужебными целями, и естественно, значительную часть книжного собрания составляли богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Октоих, Триоди постная и цветная, Минеи, служебник, требник, часослов, ирмологий. В значительном числе имелись также певческие рукописи, в том числе крюковые[5].
Но монастырская жизнь требовала и наличия книг для коллективного и келейного чтения: назидательной, богословской, исторической литературы, житийных произведений. И уже в первые десятилетия существования Успенского монастыря в нем имелась традиционная для монастырского круга чтения назидательная литература – Беседы на Евангелие и Апостол, Лествица Иоанна Синайского, поучения Ефрема Сирина, Маргарит Иоанна Златоуста, Соборник, житие царевича Иоасафа, Мирозрительное зерцало, Прологи и Патерики – Скитский, Печерский и Саввинский.
Имелись к концу XVII века также различные печатные книги богословского содержания, сборники творений святых отцов. Приобретались творения авторов XVII века: архим. Иннокентия Гизеля («Мир с Богом» 1669 г.), архиеп. Лазаря Барановича («Меч духовный» 1666, «Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздников» 1670/1674, иером. Симеона Полоцкого («Жезл правления» 1666, «Псалтирь рифмотворная» 1680, «Обед духовный» 1681, «Вечеря душевная» 1683), архиеп. Афанасия Холмогорского («Увет духовный» 1682). Часть этих изданий была антистарообрядческого содержания.
Для обучения чтению монахинь и воспитываемых при монастыре девочек имелись часословы и учебные псалтири.
Использование книг
Книги, считавшиеся монастырской собственностью, входили в казенную библиотеку. До начала XVIII века всеми книгами заведовали уставщицы, позднее в их смотрении остались только богослужебные книги, использовавшиеся в храмах. Рукописями и ветхими старопечатными книгами не пользовались, они хранились в книгохранилище — каменной палатке при галерее Троицкого собора. Отвечали за их хранение монахини ризничии и казначеи.
В записях синодика мы встречаем некоторые имена монахинь: принимавшей книги уставшицы Таисии и бравшей книги для чтения казначеи, будущей игумении Евсевии (дочери думного дворянина, в миру Евдокии Георгиевны Огарёвой).
Во второй половине XIX века в разное время для обследования монастырского книгохранилища допускались писавшие об истории монастыря исследователи: наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин), александровский дворянин-краевед Николай Семенович Стромилов, владимирский краевед Константин Никитич Тихонравов, александровский учитель Алексей Андреевич Лебедев, потомок вкладчика Алексея Тимофеевича Лихачева историк Николай Петрович Лихачев.
Судьба книжного собрания
После закрытия монастыря в феврале 1923 года основной состав библиотеки был передан в фонды местного музея и благодаря этому сохранился, но, к сожалению, не как целостное собрание. В настоящее время большинство монастырских рукописей (71), находятся в ОР ГИМа (из них 7 синодиков), некоторые рукописи и многие старопечатные издания находятся в музее-заповеднике «Александровская слобода», часть книг (богослужебные минеи, Маргарит, Устав, Евангелие) в Успенском женском монастыре.
Основа книжного собрания Успенского девичья монастыря в Александровой слободе сложилась во 2-й половине XVII века, в первые десятилетия его существования. Оно было традиционным для большинства русских монастырей, не многочисленным, но весьма интересным по своему содержанию. Сохранившиеся до нашего времени рукописи и старопечатные издания заслуживают более подробного своего изучения и описания.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
ОР ГИМ Епарх. собр., ед. хр. 776., к-ц — XYII- XYIII вв., на 155 л., 40, полуустав.
ОПИ ГИМ ф.195 д.586 Опись монастыря (1675 г.) лл. 152об. — 153
РГАДА ф.280 оп.3 д.706 Опись монастыря 1764 года, лл. 46об. – 47 об.
А.Л. (Архимандрит Леонид (Кавелин) Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии). М. – 1884, лл. 122 – 146.
[2] Син. л. 115об.
3«Лета 7200 декабря в 19 (12) день Великия Государыни Благоверная Царица и Великая Княгиня Наталия Кирилловна пожаловала сию книгу минию м(еся)ц март во Александрову слободу в м(о)н(а)ст(ы)рь девичь Пр(е)с(вя)тыя Б(огоро)д(и)цы честнаго и славнаго Ея Покрова за многолетное здравие превозлюбленнаго внука своего благороднейшаго Великаго Г(о)с(у)д(а)ря Царевича и Великаго Князя Алексия Петровича Всея России