Собрание книг монастыря во 2-й пол. XVII века

gWK4Pbj-3YAДоклад монахини Сергии на седьмых  Международных Зубовских чтениях «Средневековая письменность и книжность XVI-XVII вв. Источниковедение» 8 декабря 2015 г. в  музее-заповеднике «Александровская слобода» г. Александров

Успенский девичий монастырь в царской вотчине Александровой слободе был основан в середине XVII века. В процессе изучения его истории встала задача исследовать историю книжного собрания монастыря: его состав, пути формирования, судьбы отдельных книг. Реконструировать состав библиотеки на 2-ю половину XVII века стало возможным путем изучения документальных источников, фиксировавших состояние книжного собрания в разные периоды монастырской истории, а также изучения сохранившихся книг.

Источники информации о книжном собрании

Самые ранние сведения об имевшихся в Успенском девичьем монастыре книгах находятся в черновых отрывках из монастырской описи 1675 года, хранящейся в Отделе рукописей Государственного Исторического музея. В большинстве описей монастырского имущества более позднего периода в основном упоминаются лишь украшенные напрестольные Евангелия, а полный реестр книг имеется только в описи 1764 года.ил.-2-Евангелие-мон.ВарсонофииЦенным и очень подробным источником информации являются росписи книг на страницах монастырского синодика 2-й половины XVII – нач. XVIII века, которые зафиксировали содержание книжного собрания Успенского монастыря за 1681, 1699 и 1705 годы.

Стоит отметить, что практически во всех имеющихся источниках приводятся в основном только названия книг, отдельно выделяются рукописи и очень редко указывается место издания, размер книги и ее состояние.

Апостол изд. 1697 г.

Апостол изд. 1697 г.

О сохранившихся спустя 200 лет книгах XVII века немало сведений также в публикациях 2-й половины XIX века, особенно в описании монастыря, составленном архимандритом Леонидом (Кавелиным).

Формирование монастырской библиотеки

Анализ вышеуказанных источников позволил установить основные пути поступления книг в казенную библиотеку Успенского монастыря, которые являются характерными для формирования всех русских монастырских книжных собраний второй половины XVII века. Это покупка книг, частные вклады на поминовение и пополнение из выморочного имущества — из келейных библиотек умерших.

KorniliyНесомненно, основное влияние на приобретение книг для монастыря оказывали его духовники, весьма образованные для своего времени, — основатель обители уроженец Галича иеромонах Лукиан и москвич, постриженик Чудова монастыря иеросхимонах Корнилий. Поездками в Москву и покупкой книг занимался также помощник отца Корнилия строитель монастыря грамотный монах Феофан.

Большей частью в XVII веке монастырская библиотека комплектовалась изданиями Московского печатного двора. Книги приобретались также в московских торговых рядах. Немало было Киевских изданий, имелись также белорусской печати Житие Варлаама и Иоасафа (Кутейна 1637 г.), Полуустав, Лексикон. Почти все книжные новинки сразу же покупались для монастыря.

К 1675 году, когда женской обители принадлежала только Успенская церковь, по описи в нем имелось 26 наименований книг из 49-ти экземпляров. По содержанию 11 наименований были богослужебными книгами, остальные 15 – для внебогослужебного чтения. Все книги, кроме 2-х рукописных патериков, были печатными.

14 книг пополнили монастырскую библиотеку после кончины в августе 1681 года духовника иеросхимонаха Корнилия. В их числе были не имевшиеся в ней ранее издания: Библия (1663 г.), Поучения Афанасия Великого, большой Требник Петра Могилы.

Роспись книг 1681 года

Роспись книг 1681 года

Позднее монастырское собрание увеличивалось также за счет книг, ранее принадлежавших монахиням, в том числе игумении Евсевии (Огаревой) и монахине Пульхерии (боярыне-вдове Прасковье Алексеевне Нарышкиной).

К концу 1681 года в монастыре было 55 различных наименований книг, из которых многие в 2-3 экземплярах, а напрестольных Евангелий и служебников было по 6 штук. Причем состав богослужебных книг пополнился за счет так называемых «Покровских книг» после перехода в ведение монастыря Покровского (ныне Троицкого) собора.

Активно приобретались книги монастырем и в последующее десятилетие. На конец столетия, по произведенной 25 июля 1699 года[1]переписи книг в Успенской обители было 163 экземпляра различных книг. Из них вновь приобретенные лицевой Апокалипсис, Учительное евангелие Кирилла Транквилиона (1697). Появились новые жития – Алексия человека Божия и преп. Никиты Переславского. В казне хранились наиболее ценные и рукописные книги, в том числе тетради «Исповедник» и некая «Тетрадь Патриарха Никона» — вероятнее всего, список сочинения 1660 года, составленного из выписок из Священного Писания с поучениями Патриарха Царю.

Патриарх Московский Никон

Патриарх Московский Никон

Нужно сказать, что Патриарха Никона, лично посещавшего обитель в первые годы ее существования и давшего свое благословение, всегда чтили в монастыре, и когда он скончался в августе 1681 года, игумения с сестрами со слезами встречали его гроб, а имя его сразу же было вписано в монастырский синодик. Духовник монастыря преподобный Корнилий, скончавшийся двумя неделями ранее Патриарха, при жизни всегда поддерживал его реформы.

Богослужебные «никоновские» реформы имели существенное влияние и на формирование собрания книг в описываемое время. Происходило исправление – «справа» книг, в первую очередь был переиздан Типикон (1682 г.), затем богослужебные минеи (1691-92 гг.) и другие книги. С конца XVII века по всей России происходила централизованная замена старопечатных книг. В связи с этим старые издания, имевшиеся в Успенской девичьей обители, большей частью были заменены в монастырском приказе, а часть книг продали, приобретя на полученные деньги новые издания. Первоначальная замена была произведена в конце XVII века (минеи), окончательная — в начале XVIII века.

Эта замена была отражена в записи, сделанной на страницах синодика в 1705 году. В ней приводится список 33 экземпляров из 19-ти наименований книг новых и 108 экземпляров из 35-ти наименований книг старых. Таким образом, к началу XVIII века в монастыре было в наличии более 140 экземпляров книг 38-ми различных наименований. По назначению из них 17 наименований книг богослужебного использования, а остальные 21 – для чтения вне службы. Впрочем, судя по старым описям, список 1705 года неполный, в нем отсутствуют, например, 3 имевшиеся вплоть до начала ХХ века патерика XVII века. Безусловно, все списки – и 1681, и 1699, и 1705 годов являются неполными, о чем свидетельствует их сравнительный анализ и запись 1699 года перед росписью книг: «вручен быть круг церковный, 200 – 300 сие число книгам церковным»[2].

Роспись книг 1705 года

Роспись книг 1705 года

Одним из традиционных путей пополнения монастырских библиотек были вклады на помин души. И наш Успенский монастырь – не исключение.

Из сохранившихся в монастыре книг XVII столетия имеют вкладные записи богослужебные месячные минеи печати 1691 года, пожертвованные в декабре того же года Царицей Натальей Кирилловной за здравие своего внука Царевича Алексия Петровича[3]

Минея март изд. 1691 г., вклад Царицы Наталии Кирилловны

Минея март изд. 1691 г., вклад Царицы Наталии Кирилловны

12 месячных миней к 1699 году были вложены неким Петром Лукьяновичем.

В конце XVII — начале XVIII века в монастыре имелись 33 книги с праздничными службами, принадлежащие Царевне Екатерине Алексеевне. Из них 8 книг находились в пользовании ее сестры монахини Маргариты Алексеевны[4].

Нельзя не сказать о книжном собрании, которое существенно дополнило монастырскую библиотеку уже в начале XVIII века, хотя формально это вне временных рамок моего доклада. Но сами эти книги, среди которых было много рукописей, относились к XVI-XVII векам, и стали украшением монастырского книжного собрания. Пожертвованы они были в 1729 году, в качестве вклада на поминовение души благотворителя обители окольничего Алексея Тимофеевича Лихачева, старанием строителя Успенского девичья монастыря монаха Ионы (Маслова), как и сказано на имеющихся вкладных надписях. Это не менее 14-ти рукописей, среди которых были весьма ценные, например, списки Тысячной книги и Дворовой тетради 1550 года, Стоглав, Хронограф, Летопись Барония, Лечебник, месяцеслов рода Лихачевых с записью дат поминовения усопших XVII века.

Автограф Алексея Тимофеевича Лихачева

Автограф Алексея Тимофеевича Лихачева

В пополнении монастырской библиотеки перепиской книг, характерном для Древней Руси, при массовом издании печатных книг ко времени основания монастыря в середине XVII века не было необходимости, да и грамотных в обители в то время было очень мало. Но определено можно сказать, что несколько рукописей было написано в монастыре во 2-й половине XVII века. Это монастырский синодик, а также оригинальные тексты: летопись монастыря и описание чудес от монастырских икон, сохранившиеся в списках XVIII века.

Тематика книг

Евангелие изд. 1685 г.

Евангелие изд. 1685 г.

Подбор книг в монастырях определялся в первую очередь богослужебными целями, и естественно, значительную часть книжного собрания составляли богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Октоих, Триоди постная и цветная, Минеи, служебник, требник, часослов, ирмологий. В значительном числе имелись также певческие рукописи, в том числе крюковые[5].

Роспись певческих книг монастыря

Роспись певческих книг монастыря

Но монастырская жизнь требовала и наличия книг для коллективного и келейного чтения: назидательной, богословской, исторической литературы, житийных произведений. И уже в первые десятилетия существования Успенского монастыря в нем имелась традиционная для монастырского круга чтения назидательная литература – Беседы на Евангелие и Апостол, Лествица Иоанна Синайского, поучения Ефрема Сирина, Маргарит Иоанна Златоуста, Соборник, житие царевича Иоасафа, Мирозрительное зерцало, Прологи и Патерики – Скитский, Печерский и Саввинский.

Маргарит издания 1641 года

Маргарит издания 1641 года

Имелись к концу XVII века также различные печатные книги богословского содержания, сборники творений святых отцов. Приобретались творения авторов XVII века: архим. Иннокентия Гизеля («Мир с Богом» 1669 г.), архиеп. Лазаря Барановича («Меч духовный» 1666, «Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздников» 1670/1674, иером. Симеона Полоцкого («Жезл правления» 1666, «Псалтирь рифмотворная» 1680, «Обед духовный» 1681, «Вечеря душевная» 1683), архиеп. Афанасия Холмогорского («Увет духовный» 1682). Часть этих изданий была антистарообрядческого содержания.

Вечеря душевная 1683 г.

Вечеря душевная 1683 г.

Меч духовный изд. 1666 г.

Меч духовный изд. 1666 г.

Для обучения чтению монахинь и воспитываемых при монастыре девочек имелись часословы и учебные псалтири.

Использование книг

Книги, считавшиеся монастырской собственностью, входили в казенную библиотеку. До начала XVIII века всеми книгами заведовали уставщицы, позднее в их смотрении остались только богослужебные книги, использовавшиеся в храмах. Рукописями и ветхими старопечатными книгами не пользовались, они хранились в книгохранилище — каменной палатке при галерее Троицкого собора. Отвечали за их хранение монахини ризничии и казначеи.

В записях синодика мы встречаем некоторые имена монахинь: принимавшей книги уставшицы Таисии и бравшей книги для чтения казначеи, будущей игумении Евсевии (дочери думного дворянина, в миру Евдокии Георгиевны Огарёвой).

Архимандрит Леонид (Кавелин)

Архимандрит Леонид (Кавелин)

Во второй половине XIX века в разное время для обследования монастырского книгохранилища допускались писавшие об истории монастыря исследователи: наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин), александровский дворянин-краевед Николай Семенович Стромилов, владимирский краевед Константин Никитич Тихонравов, александровский учитель Алексей Андреевич Лебедев, потомок вкладчика Алексея Тимофеевича Лихачева историк Николай Петрович Лихачев.

Константин Никитич Тихонравов

Константин Никитич Тихонравов

Судьба книжного собрания

После закрытия монастыря в феврале 1923 года основной состав библиотеки был передан в фонды местного музея и благодаря этому сохранился, но, к сожалению, не как целостное собрание. В настоящее время большинство монастырских рукописей (71), находятся в ОР ГИМа (из них 7 синодиков), некоторые рукописи и многие старопечатные издания находятся в музее-заповеднике «Александровская слобода», часть книг (богослужебные минеи, Маргарит, Устав, Евангелие) в Успенском женском монастыре.

Основа книжного собрания Успенского девичья монастыря в Александровой слободе сложилась во 2-й половине XVII века, в первые десятилетия его существования. Оно было традиционным для большинства русских монастырей, не многочисленным, но весьма интересным по своему содержанию. Сохранившиеся до нашего времени рукописи и старопечатные издания заслуживают более подробного своего изучения и описания.ил.18

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

ОР ГИМ Епарх. собр., ед. хр. 776., к-ц — XYII- XYIII вв., на 155 л., 40, полуустав.

ОПИ ГИМ ф.195 д.586 Опись монастыря (1675 г.) лл. 152об. — 153

РГАДА ф.280 оп.3 д.706 Опись монастыря 1764 года, лл. 46об. – 47 об.

А.Л. (Архимандрит Леонид (Кавелин) Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии). М. – 1884, лл. 122 – 146.

1Синодик 1 л. 115об-117

[2] Син. л. 115об.

3«Лета 7200 декабря в 19 (12) день Великия Государыни Благоверная Царица и Великая Княгиня Наталия Кирилловна пожаловала сию книгу минию м(еся)ц март во Александрову слободу в м(о)н(а)ст(ы)рь девичь Пр(е)с(вя)тыя Б(огоро)д(и)цы честнаго и славнаго Ея Покрова за многолетное здравие превозлюбленнаго внука своего благороднейшаго Великаго Г(о)с(у)д(а)ря Царевича и Великаго Князя Алексия Петровича Всея России

4 Синодик 1 л.155об.

5 Синодик 1 л. 155 – 115об.

 

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.