Ссыльные в Успенском девичьем монастыре

Грамота 1718 года о ссылке иг. Марфы

Грамота 1718 года о ссылке иг. Марфы

С воцарением Петра I Успенский девичий монастырь в Александровой слободе становится местом ссылки провинившихся женщин разных сословий.

В 1698 году из московского дворца под стражей привезли в Александрову Слободу сводную сестру Петра I царевну Марфу Алексеевну.

Кроме нее Успенский монастырь в этот период увидел в своих стенах и других женщин, принадлежавших к высшему сословию. В 1708 году отправлена была в Александрову слободу родственница генерал-фельдмаршала Трубецкого, монахиня Варсонофия (Козинская).

Жила в Успенской обители под присмотром менее года, с 15 октября 1727 года по 18 мая 1728 года, свояченица князя Меньшикова Варвара Арсеньева.

По делу бывшей супруги царя Евдокии Феодоровны-инокини Елены в 1718 году сосланы из Покровского монастыря игумения Марфа и старица Капитолина. При этом в царском указе говорилось, что поскольку в Успенской обители тюрьмы нет, содержать их следует под крепким караулом в келье. Жили они здесь до 1725 года, когда при Екатерине I вернулись в Суздаль.

Условия содержания ссыльных были разными: знатные проживали в приличных их положению кельях, имели келейниц в услужении, могли принимать гостей и некоторым из них даже разрешался выезд в Москву. Постриг предлагалось принимать по желанию. Общим было одно: обязательная молитва за всеми богослужениями, участие в монастырских трудах, ограничение или запрет посещений приезжих и запрет выхода из монастыря впредь до особого указа. Вручались поднадзорные опытной и известной строгостью жизни монахине с повелением наставлять ее и располагать к чистосердечному раскаянию.

Содержание ссыльных было тягостным для обители и ее насельниц, и игумении не раз обращались во Дворец с просьбой избавить их этого бремени. Игумения Макрина (1673 — 1715) обращалась с челобитием «не изволить  государево моление производить государевым заточением». В 1693 году последовал указ: «В тот Успенский девичь монастырь в виде ссылки из иных монастырей пришлых из ссыланных стариц и никаких людей, которые присланы будут из патриаршаго и из иных приказов без государева указу и без грамоты из Пушкарского приказу отнюдь не принимать».

В 1722 году игумения Евсевия жаловалась в прошении на имя Государя на то, что без именного Его указа присылают из разных приказов «ссылочных стариц и других разных чинов женска полу» — монахинь Елисавету и Александру, живших без благословения в скиту под Переславлем, двух монахинь-раскольниц из Калуги и двух мирянок на епитимию из Монастырского Приказа. Средства, выделяемые на содержание монахинь, малы, дворов крестьянских за монастырем нет, и «кормить их нечем…, — пишет игумения, — и себя пробавляем с нуждою, не токмо что посторонних ссылочных кормить». Да к тому же караулить их некому. Прошение было удовлетворено, и ссыльные переведены в другие монастыри, и приказано «за недовольством в том монастыре хлеба, для ссылки стариц и других разных чинов женска полу в тот монастырь не посылать» без именного Государева указа.

Но и в последующее время ссылали власти в монастырь провинившихся женщин. Так, с мая 1745 года по 1768 год проживала под присмотром придворная – камер-метхина Наталья Авакумова.

На содержание этих, так называемых, «колодниц», с 1764 года выделялись особые средства из Коллегии экономии. Присылались на покаяние женщины за разные вины, не подлежащие уголовному наказаню: за чародейство, за ложные доносы – на 2 года, за нарушение супружеской верности – в труды на полгода. Присылались на жительство и бывшие игумении Федоровского монастыря, и монахини из разных монастырей епархии.

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.