О посещении Успенского монастыря архиереями

Feognost 1870-1874В отличие от нашего времени, когда после возобновления монашеской жизни с конца 1991 года служение Архипастырей в монастыре совершается до 10 раз в году, в прежние века их приезд был исключительным явлением. С основания Успенской обители в середине XVII века до ее закрытия в 1923 году известно всего не более десяти таких посещений.

1654 год — Патриарх Московский и всея Руси Никон (Минин)

Патриарх Московский Никон

Патриарх Московский Никон

В 1654 году, во время чумного морового поветрия, проездом из Москвы в Макариев Калязинский монастырь и Тверь останавливался в Александровой слободе Патриарх Никон с Царицей Марьей Ильиничной и ее семейством. Патриарх преподал инокиням, вышедшим им на встречу с духовником старцем Лукианом, свое первосвятительское благословение и, взирая на монастырь, троекратно возгласил: “Да будет место сие свято, и благословенно, и препрославленно!” Затем им было дано угощение от патриаршего стола, а преподобному Лукиану повелел освятить Успенскую церковь.

Из монастырского летописца конца XVII века:

По мале же времени прилучися  святейшему патриарху Никону путешествовати; егда ста против обители Успения Пресвятыя Богородицы, тогда к нему изыдоша старицы на благословение и зря на святую обитель, осенением благословляше и пророчески трижды возгласи: «да будет сие место свято, и благословенно и прославленно», и даде им милостыню: хлеб и три осетра рыбы, и икры и масла. Отец же Лукиан испроси благословение у святителя, и освяти церковь Успения Пресвятыя Богородицы на самый праздник, в моровой год.

В 1681 году игумения Макрина с сестрами со слезами встречали гроб с телом Патриарха Никона, перевозимый для погребения в Москву.

Егда же достигшим им близ слободы Александровой, девичья монастыря Игумения со всеми черноризицами, числом не менее дву сот, изыде во сретение вне монастыря со звоном и со славословием, поющее литию, слезы точаще, с великим воплем восклицающе, плачуще о лишении своего Пастыря и учителя, и проводивше поприще едино, целоваше тело Блаженного, возвратишася во обитель с рыданием велиим[1].

В монастырском синодике появилась тогда новая запись о упокоении Патриарха Никона:Синодик-Патриархи

1708 год святитель Митрополит Ростовский Димитрий (Туптало)

митрополит Ростовский Димитрий

митрополит Ростовский Димитрий

6 сентября 1708 года митрополит Димитрий был в монастыре проездом из Москвы в Ростов и служил в монастыре заупокойную литургию по почившей незадолго до того инокине-царевне Маргарите Алексеевне.

Вероятно, и во время ее жизни святитель бывал в Успенской обители, навещая царственную насельницу. В его сочинениях есть проповедь, произнесенная в Александровском монастыре в июле, в воскресный день на 8 Неделю по Пятидесятнице.

Не знаем, ездил ли святитель на похороны царевны Маргариты 19 июня 1707 года (Это число падает на неделю 8 (п)о св. Духе. И в числе проповедей святителя (Соч. т. II, стр.397), есть проповедь, произнесенная в монастыре Александровском, в неделю 8 по св. Духе, но в ней нет ни одного намека на чью-либо кончину)…

Выехавши из Москвы 2 сентября, святитель прибыл в Александровскую слободу 6-го. В девичьем монастыре он служил заупокойную литургию по Царевне Маргарите, умершей 19 июня 1707 г., и произнес поучение[1].

В дневных записках, написанных его келейником, от 1708 года о том же читаем:

Сентября 6, были в Александровой слободе, в девичьем монастыре пели панихиду и обедню по Царевне Монахине Маргарите, и поучение Архиерей говорил[2].

1792 года – митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин)

митрополит Московский и Коломенский Платон

митрополит Московский и Коломенский Платон

11 августа 1792 года митрополит Платон осматривал монастырь проездом, оставив такие записи в своих путевых заметках:

Приехали в город Александров в 11-м часу 26-го дня. Иеромонах со крестом, а игуменья с сестрами, встретили в воротах монастыря: были в церквах и отслушали обедню. Настоящая церковь старинная, посредственна; на образе местном Богоматери оклад и венец  золотые; в  венце  вложен, между крупным жемчугом, большой и xopoший брилльянт. В усыпальне, под больничною церковью, гробницы Маргариты Алексеевны и Феодосии Алексеевны, сестер Петра перваго. По осмотрении церквей были у игуменьи, где приходили городничий и судьи поздравить.

Монастырь не мал и ограда не худа, но ветха становится; кельи монашеския каменныя, в две линии, весьма не малыя, но в ветхость приходят. Трапеза с церковью не мала. Еще есть церкви две или три, каменныя, не худыя. Положение места не худо и одною стороною к полю, а другою к городу; в нем колокольня старинная, не худо построена.

По выходе из монастыря купцы приходили с хлебом и солью. Город Александров по положению не худ, но строения каменнаго и виднаго нет, кроме государевых конюшен, которыя не худы и придают yкрашение городу. Окружностию меньше Юрьева.

Из Александрова выехали в 1-м часу по полудни того же числа; дорога была несколько лесиста и весьма крутогориста и хуже всех дорог, какия мы видели. Не дай Бог ехать тут в ненастье и ночью![3]

При поездках с обзором епархии бывали в монастыре и Владимирские Архипастыри. Так, известно по документам о посещении Успенской Александровской обители епископом Парфением (Чертковым), Антонием (Павлинским), Феогностом (Лебедевым), Алексеем (Дороднициным).

1821 год – епископ Владимирский и Суздальский Парфений (Чертков)

Архиепископ Влдимирский и Суздальский Парфений

Архиепископ Влдимирский и Суздальский Парфений

В конце августа 1821 года был в монастыре проездом из Москвы во Владимир епископ Парфений (Чертков), после назначения его из архимандритов Донского монастыря и возведения в сан епископа. Указом Консистории было велено устроить ему «приличную встречу с крестом и колокольным звоном»[4].

В 1845 году архиепископ Парфений (Чертков) посетил монастырь при своей поездке по обозрению епархии. В путевом журнале он записал свои впечатления и пожелания:

В монастыре Александровском пение стройно, Икону Пресвятыя Богородицы Успения, как новаго, а не Греческаго письма, надобно переписать. Осматривал ударом грома пораженное место в колокольне, повреждение небольшое. Духовенство исправно. Игумения тщательно занимается должностию, вводит порядок, заботится об учреждении общей трапезы. Осматривал комнату для трапезы, дал совет и указаны способы к поддержанию предположения. Изъявить признательность за попечение и устройство порядка и ревность к исполнению своих обязанностей[5].

Кроме того, после этого посещения епископ Парфений отдал распоряжение о регулярном выделении средств из епархиального фонда на бедных духовного звания для улучшения скудной трапезы монахинь, находящихся в богадельне.

1869 год – архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский)

Архиепископ Владимирский и Сузальский Антоний

Архиепископ Владимирский и Сузальский Антоний был в монастыре при обозрении своей епархии с 31 июля по 2 августа 1869 года[6].

1883 год — архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност (Лебедев)

Архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност

Архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност

Посетил монастырь в сентябре 1883 года, при поездке по епархии, после чего было объявлено Настоятельнице игумении Евфрасии (Лихаревой) с сестрами «одобрение за порядок, найденный Его Высокопреосвященством в монастыре»[7].

1916 год —  Архиепископ Владимирский и Шуйский Алексей (Дородницын),  епископ Суздальский Павел (Борисовский) и  ректор Московской Духовной Академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский).

Архиепсикоп Владимирский и Шуйский Алексий

Архиепископ Владимирский и Шуйский Алексий

Епископ Сузадльский Павел

Епископ Суздальский Павел

Епископ Феодор (Похдеевский)

Епископ Волоколамсикй Феодор

Были в Успенском монастыре г. Александрова 28 мая 1916 года, в Неделю 6 по Пасхе, когда по традиции совершался крестный ход с иконой Рождества Пресвятой Богордицы из Лукиановой пустыни. После встречи в Успенском женском монастыре игуменией Тамарой (Лихаревой), сестрами обители, игуменом Лукиановой пустыни Игнатием (Зачесовым), а также священнослужителями монастыря и окрестных храмов, Высокопреосвященнейший Алексий в сослужении Преосвященных Павла и Феодора и многочисленного духовенства совершил Божественную Литургию. По окончании ее он возглавил крестный ход к Спасской часовне. В ведомости Лукиановой пустыни 1916 года описывалось, что «время хода Владыка несколько раз осенял народ иконою Рождества Пресвятой Богородицы и окроплял святою водою стоявшие по пути шествия войска. Стечение народа было громадное, религиозное воодушевление достигало своего высшаго напряжения…». Игумен Игнатий с уверенностью предположил, что это «событие останется достопамятным в течение многих лет». Это был последний крестный ход в 6 Неделю по Пасхе, совершенный в свободных условиях, перед годом безбожного революционного вихря 1917 года. Владыке Павлу (Борисовскому), несомненно пришлось его вспоминать, когда на несколько лет он оказался вновь в Александрове, но теперь уже на положении ссыльного.

[1] Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). Исследование И.А. Шляпкина. Спб, 1891. Записки ист.-филол. Ф-та Импер. СПб ун-та, часть XXIV, СПб, 1891. С. 431, 437.

[2] Собрание сочинений, т.1. – М. 1839, с. 519.

[3] Платон (П.Г. Левшин). Путевые записки преосвященного митрополита Платона Московского и Калужского, в Ярославль, Кострому и Владимир // Русский вестник, 1841. – Т. 3. – С. 502-522. с.521-522

[4] ГАВО, ф. 566, оп. 2, д. 16, л. 5

[5] ГАВО ф. 566, оп. 2, д. 40, л. 43 – 43об.

[6] ГАВО ф. 566, оп.1, д. 3111, л. 16

[7] ГАВО ф. 566, оп.1, д. 355, л. 7

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.