Война и вера (из истории Владимирской епархии в послевоенные годы)

1361825358_1202395634«Великая Отечественная война потребовала мобилизации не только всех имевшихся в СССР экономических и организационных ресурсов, но и максимального использования морального и духовного потенциала российского народа. Первые же месяцы войны подтвердили пагубность сформировавшейся в 30-ые годы государственной политики жесткого подавления религии, развеяли иллюзию о ее «преодолении» и «торжестве» безбожного движения. Стало очевидным, что в нашей стране продолжали жить и трудиться миллионы граждан, лишенных права свободно и открыто исповедовать свою веру… Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений. Именно твердая уверенность российского народа в неминуемом разгроме врага, основанная на патриотизме и религиозной вере, стала одним из слагаемых Великой Победы.»[1].

Доклады Уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Владимирском Облисполкоме, контролирующих церковную жизнь, дают возможность убедиться в массовом обращении к вере во время войны и в послевоенные годы. Приведем отдельные выдержки из этих отчетов за 1940 — 50-е годы.

Обращение к вере во время войны

«Для характеристики состояния религиозности населения следует отметить, что посещения церкви и обращения к ней за удовлетворением религиозных запросов в последнее время не убывает по сравнению с прошлым годом, а в большие праздники даже усиливается. Вернувшиеся с фронта на родину бойцы не принесли ослабления религиозности, в некоторых отношениях напротив, например, количество церковных браков в большей части падает на вернувшихся фронтовиков (Цифровые данные обрабатываются, но имею вполне достоверное значение). Обращает на себя внимание большое количество венчаний учительниц», — пишет в 1946 году Уполномоченный  П.А. Сергиевский.[2]

Пополнение церквей прихожанами-фронтовиками, обратившимися к вере во время войны и признавшими Божию помощь в своем спасении от неминуемой гибели, П.А. Сергиевский пытается объяснить с рационально-атеистической точки зрения: «По вопросу посещаемости церкви, как об одном из наиболее убедительных признаков состояния религиозности, следует повторить вывод, данный в отчете за первый квартал: основной контингент молящихся составляют женщины преимущественно среднего возраста и старше. Значительную часть составляют и мужчины. Среди последних есть особая категория людей, которые, вернувшись с фронта, превратились в богомолов. Свой духовный перелом они объясняют «чудесным избавлением от гибели на фронте»: был в исключительно опасном положении, никакая сила спасти не могла – и вдруг как будто сразу озарило: нашел выход и спасся. Кто же мне помог, как не бог». Исключительное напряжение всех душевных сил, сконцентрированная деятельность подсознательных сил, с максимальной энергией, незаметно для ясного сознания, работавших над поисками выхода из отчаянного, казалось бы, положения и нашедших выход, люди принимают за помощь свыше. Такие люди есть».[3]

Патриотическая деятельность духовенства

Представители советской власти при всем своем негативном отношении к церкви не могли не  признавать значительную роль духовенства в поднятии духа народа в годы войны, сбор ими больших денежных средств на вооружение, на помощь семьям погибших в послевоенные годы, что отражается и в отчетах. В разделе «О патриотической деятельности церкви и духовенства» Уполномоченный излагает «предложение священника церкви села Дуброво Селивановского р-на., Беляева С.Д.[4]: опираясь на пожелания своих прихожан, он заявил, чтобы было желательно сооружение областного памятника великой Отечественной войны в г. Владимире, а по местам – мемориальных досок в память местных бойцов, погибших в борьбе за Родину; Беляев гарантировал поступление на эту цель очень больших средств, в том числе лично от себя предложил тысячу руб. Облисполком не признал своевременным теперь реализовать подобные начинания».[5]

Открытие церквей

В годы войны государством стало даваться разрешение на открытие некоторых церквей. Во Владимирской области к 1944 году существовало 692 храма (не разрушенных), из них, как официально говорилось – «функционирующими», в которых совершалось богослужение, было всего 35. В 1944 году были открыты 5 церквей (в том числе в селе Бакшееве, которое тогда находилось в Струнинском районе), в 1945 году дано было разрешение на открытие еще 4-х. В Александровском районе не было ни одной действующей церкви. Прихожане многих храмов (сел Волохово, Снятиново, Покрова, Боголюбской церкви г. Александрова) по нескольку лет пытались добиться их открытия, но открыта была лишь одна церковь – Троицкий собор бывшего Успенского монастыря в г. Александрове (летом 1946 года). На ежедневное богослужение в нем съезжались верующие со всей округи, так что в будние дни было до 200 молящихся, а в праздники все желающие не могли вместиться в стенах Троицкого собора, так как число их достигало нескольких тысяч.

Сменивший слишком лояльно относившегося к церкви Уполномоченного П. А. Сергиевского И. И. Мирский начинает борьбу с Церковью, прилагая усилия к закрытию храмов. В 1951 году его стараниями прекратились богослужения во Всехсвятской церкви города Гороховца. В течение нескольких лет прихожане пытались добиться у властей всех рангов ее открытия, отправляя жалобы от имени матерей и жен погибших в Отечественную войну бойцов Советской Армии[6]: «…Закрытие церкви крайне тяжело отразилось на верующих общины и на матерей погибших сыновей в минувшую Отечественную войну, находивших отраду и утешение в религиозных служениях по погибшим дорогим их сердцу людям»[7]. Просьбы эти, увы, были безуспешны.

Принятие священного сана участниками войны

В послевоенные годы нередкими стали случаи, когда бывшие фронтовики вступали на путь служения Богу и принимали священный сан. Не менее 50-ти священнослужителей Владимирской епархии были участниками Великой Отечественной войны.

В 1953 году для служения в нашем Троицком соборе был рукоположен фронтовик Азовцев из г. Кольчугина[8]: « по профессии портной, в прошлом рабочий Кольчугинских заводов, участник гражданской и Великой Отечественной войн…Епископ[9] дважды в том квартале выезжал по епархии в Муромский благочиннический округ и в Кольчугинский район, где и подыскал на должность диакона в собор г. Александрова гр-на Азовцева».

С тревогой говорит Уполномоченный в своем отчете за 1956 год[10] о принимающих священный сан участниках войны, имеющих к тому же хорошее светское образование:

Священник Христорождественского собора в гор. Коврове Попов Иван Ильич, 1919 года рождения, уроженец Балашовской области, происходящий тоже из рабочей семьи; в 1937 году он окончил рабфак при Московском инженерно-экономическом институте, а в 1941 г. – инженерный факультет Военно-воздушной академии им. Жуковского; с 1941 по 1946 г. служил в Советской армии, был на фронте; с 1947 по 955 г. работал инженером-конструктором и старшим инженером-конструктором на номерных и прочих заводах; за время с 1948 по 1955 г. под руководством священника окончил курс духовного самообразования и в мае 1955 года посвящен в сан священника.

Священник Устинов Б. Е.[11], 1926 г. р., уроженец г. Суздаля, сын учителя, погибшего на фронте Отечественной войны; в 1943 году окончил школу-десятилетку, а в 1953 году – Московский педагогический институт, получив звание учителя истории средней школы; 1944 по 1946 г. служил в Советской Армии, участвовал в боях на фронте после демобилизации в разное время работал в качестве научного сотрудника Суздальского краеведческого музея, преподавателя истории, географии, естествознания и немецкого языка в средней школе, сельхозтехникуме и школе крестьянской молодежи, а в конце 1956 года, пройдя соответствующую самоподготовку (под руководством настоятеля Казанской церкви г. Суздаля протоиерея Цветкова, восемь лет сидевшего в тюрьме за антисоветскую деятельность), был посвящен в сан священника и теперь является настоятелем Покровской церкви в с. Лыково, Небыловского района.

В отчете за 1957 год[12] много говорится о принятых в клир Владимирской епархии и вновь рукоположенных Владыкой Онисимом священниках, многие из которых были фронтовиками:

В марте т.г.[13] из быв. Великолукской области был приглашен и назначен в Ильинскую церковь , находящуюся в с. Палищи, Курловского района, священник Ненашкин Б.И.[14], 1917 г.р. бывший учитель, который в 1943 году окончил Оренбургское танковое училище, а затем был на фронте, командовал танковой ротой; по окончании войны демобилизовался и теперь является офицером запаса (лейтенант). Впоследствии он окончил школу торговых работников и с 1946 по 951 год работал старшим товароведом облторготдела сначала в г. Фрунзе, потом в г. Уральске, а в 1951-1955 гг. учился в Московской духовной семинарии, по окончании которой был посвящен (в 1956 г.) в сан священника;

Следует сказать, что многие молодые священники, энергичные и усердные в отправлении своих обязанностей, пользуются весьма широкой популярностью среди прихожан, часто значительно большей, чем священники старшего поколения, не обладающие этими качествами. В Покровской церкви г. Покрова, например, с января по ноябрь 1956 года настоятелем был священник Карякин Н.А., 1925 года рождения, происходящий из рабочей семьи, с 1941 г. по 1950 год служивший в Советской Армии, окончивший за это время военно-авиационную школу, по демобилизации сразу же поступивший в духовную семинарию, который за столь короткий срок своего настоятельства сумел завоевать огромнейший авторитет. По словам верующих, он был для них «настоящим духовным отцом», который убедительно поучал их христианской морали, проявлял большую заботу о храме (собственноручно обновил живопись в нем и очистил прилегающую к нему территорию, которая до того была страшно захламлена) и о наведении порядка в правлении церковными делами, систематически посещал верующих на дому не только в самом городе Покрове, но и в его окрестностях, разъезжая по ним на машине «ЗИМ», приобретенной им специально для этой цели, и т.д. Перед представителями местной власти он вел себя вызывающе, допускал в обращении с ними непозволительную грубость. В связи с этим архиепископ снял его с должности настоятеля и уволил за штат.

Заслуживают внимания лишь новые посвящения, которых в течение этого времени было три, а именно:

1) 6 января посвящен в сан священника Москвин П.М.,1920 года рождения, имеющий неполное среднее образование, окончивший 3 класса духовной семинарии, который с 1943 года по 1945 год находился в немецком плену (освобожден американцами), а с 1949 года по 1955 год по решению Особого Совещания МГБ ССР отбывал наказание по ст. 58 п.10 ч. I. В настоящее время он служит в Никольской церкви в пог. Заболотье Киржачского района.

2) В первой половине июня посвящен в сан дьякона и назначен в Никольскую церковь в с. Устье Собинского района, Ильичев А.А., 1915 г., житель гор. Владимира, окончивший 7 классов средней школы, духовного образования не имеющий. В процессе беседы при регистрации Ильичев  рассказал мне, что свою трудовую деятельность он начал маляром, затем в разное время был грузчиком, актером, в качестве которого проработал в общей сложности 8 лет, а последние 7 лет состоял в должности трека-охранника воинского склада; во время войны находился на фронте рядовым солдатом, был дважды ранен…

Также представляет некоторый интерес в июне месяце прибывший из Крымской области и назначенный настоятелем церкви в г. Покрове священник Онищенко Ф.Е., 1914 года рождения, происходящий из колхозников, который с 1931 г. по 1949 г. служил последовательно в почтовом ведомстве, в армии и на железнодорожном транспорте, где имел специальное звание техник-лейтенанта движения, а затем, оставив работу на транспорте, начал «карьеру» по церковной жизни: до 1950 г. он был псаломщиком, с 1950 г. по 1954 г. дьяконом, а в 1954 году принял сан священника.

В селе Степаньково Ляховского р-на Владимирской области в начале 1960-х годов служил священник Петр Раина[15], родом из Белоруссии. Во время оккупации он вместе со своим отцом протоиереем Косьмой[16], настоятелем церкви в деревне Хойно Брестской области, и братьями оказывал помощь партизанскому движению. Уполномоченный по делам РПЦ негативно относился к отцу Петру, слишком усердствующему, по его мнению, в привлечении людей к церкви: «священник Раина купил на средства церковного совета магнитофон. Записал на нем службу своего отца (священника), сопроводил эту службу лучшими церковными песнопениями, записанными на пленку, затем произвел монтаж всех этих записей и стал проводить «службу» при открытых окнах в своей квартире, куда сходилось много народа, живущего в этом селе»[17].

Монахиня Сергия (Каламкарова)

[1] Итоговый документ круглого стола на тему: «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» 2010 г.

[2] ГАРФ ф. Р-6199 оп.1 д. 89, л. 60-61. Из информационного отчета о работе Уполномоченного Совета по делам РПЦ при Владимирском Облисполкоме за 1-й квартал 1946 г.

[3] ГАРФ ф. Р-6199 оп.1, д.174 Квартальный информ. отчет Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Владимирской области за 1947 г., л. 71-72

[4] Беляев Семен Дмитриевич, 1886 г.р., протоиерей, к 1945 г. был настоятелем церкви в с. Ликино Судогодского р-на Владимирской обл., с 1946 г. — в с. Большие Всегодичи Ковровского р-на, с 12.06.1946 — в с. Дуброво Селивановского р-на

[5] ГАРФ ф. Р-6991 оп. 1, д. 93, л.46

[6] ГАРФ ф. Р-6991 оп.1, д. 889 за 1952 год, л. 21

[7] ГАРФ ф. Р-6991 оп.1 Дело 760  Наблюдательное дело и переписка по Владимир. обл. 1951 – февраль 1952 г., л. 17

[8] ГАРФ ф. Р-6991 оп.1 Дело 1024 Отчетно-информационные доклады и другая переписка по вопросам церкви Уполномоченного Совета по Владимирской области. Янв – 2 декабря 1953 года, на 69 лл., л. 26

[9] Онисим (Фестинатов)

[10] ГАРФ ф. Р-6991 оп.1 Отч-инф. докладов и другой переписки по вопросам церкви Уполномоченного Совета по Владимир. области 22 января – 29 ноября 1957 г, на 53 лл., л. 37-38

[11] Устинов Борис Ефимович (1926 – 2001), перед кончиной служил в Покровском монастыре г. Суздаля.

[12] ГАРФ ф. Р-6991 оп. 1 Д. 1555 6 янв. — 25 авг. 1958 г., на 40 л., лл. 1-2, 30-31

[13] 1957

[14] Ненашкин Борис Иванович, с июня по август 1958 г. служил в Димитриевской церкви села Бакшеева, затем уволен за штат.

[15] Раина Петр Кузьмич (1921-1994), протоиерей, настоятель храма в честь Знамения Божией Матери, что в с. Аксиньино, в Москве. Петр Раина родился 11 августа 1921 года в семье священника в городе Давид-Городок Брестской области. С юных лет был воспитан в духе Православия и благочестия, любил свой край, с раннего детства имел желание в сане священника служить Богу и людям. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. был в рядах партизан вместе с родителями и младшим братом. За ратные подвиги награжден тремя орденами, несколькими медалями и грамотами Верховного Главнокомандующего. После окончания войны поступил в Минскую Духовную семинарию (окончил в 1951 г.). В 1951 году рукоположен во диакона и пресвитера архиепископом Минским и Белорусским Питиримом (Свиридовым). В 1967 году закончил Московскую Духовную академию. Пастырское служение отец Петр проходил в Белоруссии. Московской области и в Москве, а также за пределами Отечества — в Египте (в 1972-1975 гг. на должности настоятеля русского Александро-Невского храма в г. Александрии) и в Америке (в г. Сан-Франциско). За многолетнее усердное пастырское служение Церкви Христовой протоиерей Петр Раина удостоен высоких церковных наград: в 1976 году — награжден митрой, в 1987 году — правом служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до «Отче наш», а также орденом святого равноапостольного князя Владимира II и III степеней и орденом Преподобного Сергия Радонежского II и III степеней. 13 апреля 1994 года протоиерей Петр Раина после непродолжительной болезни скончался  Погребен протоиерей Петр Раина на кладбище в Кунцеве. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_2737

[16] О протоиерее Косме Петровиче Раина: http://sol-churches.ucoz.org/publ/cerkvi/postradavshie_za_veru/ne_prekrashhalas_molitva/19-1-0-197

[17] ГАФР ф. Р-6991 оп. 1 д. 1857 Отчетно-информац. докладов и др. переписки по вопросам церкви Уполномоченного Совета по Владимирской обл., 30 янв. -18 окт. 1961 г, на 18 л.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.