Крестный путь протоиерея Андрея Сергеенко

протоиерей Андрей Сергеенко

протоиерей Андрей Сергеенко

Блажени есте, егда поносят вам, и изженут,и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. (заповеди, Мф., V, 11-12)

Сохранившиеся в архивах документы дают нам возможность понять причины неприятия личности протоиерея Андрея Сергеенко представителями советской власти и увидеть те поводы, которые они находили, чтобы лишить его возможности церковного служения.

Безусловно, приехавший из-за границы священник, к тому же высокообразованный и умеющий привлечь людей к церкви, властями сразу воспринимался негативно. А к тому же он, не имея холопского духа, чувствовал себя слишком свободно: говорил, о чем думал, благоустраивал церкви по своей инициативе, не спрашивая разрешения советского руководства. Явного отказа в служении сразу ему не давали: все-таки известная личность, имеет связи за рубежом и в Патриархии.

Архиереи – Ивановский Роман (Танг), Горьковский Корнилий (Попов) и Владимирский Онисим (Фестинатов) принимали отца Андрея в клир своих епархий с радостью, давая ему место настоятеля (или, как было в Троицком соборе гор. Александрова, где уже был настоятель – место второго священника, но с правом предстояния при служении). Во всех епархиях он исполнял должность благочинного, в Иванове был председателем Епархиального Управления и Заведующим Свечной мастерской, в Горькове — членом Епархиального Совета.

Но любой указ Епископа о назначении священника на приход был бесполезен без регистрации этого священника органами советской власти, Уполномоченными Совета по делам РПЦ при Совете министров. И трижды протоиерей Андрей Сергеенко регистрации этой был лишаем с характерной формулировкой: «за нарушение Советского законодательства о религиозном культе».

СПравка о регистрации от Уполномоченного Совета по делам РПЦ

СПравка о регистрации от Уполномоченного Совета по делам РПЦ

Всего около года прослужив в Иванове, в 1959 году снят с регистрации за самовольную продажу церковной автомашины, приобретение для церкви новой автомашины «Волга», переоборудование здания церкви, незаконное приобретение строительных материалов, приобретение новых икон и Плащаницы. В Горьковскую область Ивановском Уполномоченным отправлена такая характеристика на отца Андрея: «По своим взглядам он является человеком антисоветским. Льстив и коварен. В разговорах с ним следует быть осторожным. Он может извратить сказанное и спровоцировать осложнение отношений с архиереем и церковным центром».

Письмо Ивановского Уполномоченного 1959 г.

Письмо Ивановского Уполномоченного 1959 г.

Менее года служил отец Андрей в поселке Карповка Горьковской области. Та же история: в мае 1960 г: снят с регистрации «за нарушение советского законодательства», выразившееся в проведении работ в церкви, в частности, за расширение крестильного зала, без разрешения Уполномоченного по делам религии.

Дольше всего прослужил протоиерей Андрей в Александрове — 3 года. Уже в 1961 году Уполномоченным Совета по Владимирской области П. Истратовым он был занесен в «черный список» вместе с дважды сидевшим в лагерях протоиереем Николаем Харьюзовым за «злобствующие выказывания против перестройки управления церковью, против снижения цен на свечи, просфоры и культовое имущество, перевод а духовенства на твердые оклады жалования.

Троицкий собор Успенского монастыря фото сер. ХХ в.

Троицкий собор Успенского монастыря фото сер. ХХ в.

Но избавиться от неугодного священника смог уже следующий Уполномоченный – А. Макаров. Помогла ему в этом деятельность атеистов-активистов: к Пасхе 1963 года особая инспекторская группа из Владимира проверяла «положение дел с соблюдением советского законодательства о культах, деятельности церковников и духовенства в г. Александрове». Возглавлял ее Мухин Н.А. — председатель научно-методического Совета по атеизму при Областном Доме полит. Просвещения. Им были установлены в Троицком соборе «вопиющие» нарушения:

«В г. Александрове 14 апреля после крестного хода в пасху священник Сергиенко А.А., с крыльца у входа в храм перед собравшимися верующими и неверующими произнес проповедь, в которой говорил о том, что в православной религии имеется течение неверующих, которые стремятся закрыть церковь, но из истории известно, что когда делали попытки закрыть церковь, им этого не удавалось. Церковь укреплялась и развивалась. Призывал верующих укреплять православную церковь.

Исполнительный орган Троицкого собора г. Александрова после крестного хода в пасхе на улице у входа в храм, производил тарело-кружечный сбор, среди присутствующих было много и неверующих, которые присутствовали из-за любопытства. Проверка также показала, что исполнительный орган храма при крещении детей не спрашивал обоюдного согласия родителей о крещении ребенка. На многих заявлениях подпись одного родителя.

Городской Совет вопросами контроля за соблюдением советского законодательства о культах занимался от случая к случаю.

О результатах проверки доложено первому секретарю ГК КПСС. Намечены практические мероприятия по устранению отмеченных недостатков».

Вскоре поторопился о нарушениях в Троицком соборе доложить Уполномоченному во Владимир председатель Исполкома Александровского Горсовета В. Фомин, который просил «решить вопрос о снятии СЕРГИЕНКО А.А. с регистрации», за то, что тот «читал проповедь не с амвона, а с крыльца Троицкого Собора. В своей проповеди СЕРГИЕНКО А.А. допускал вредные суждения: высказывался о борьбе двух идеологий – верующих и атеистов, утверждая при этом, что побеждали всегда верующие, призывал каждого верующего приобщить к вере двух неверующих».

15 июля 1963 года протоиерей Андрей Сергеенко был снят с регистрации, а 29 августа 1963 года уволен за штат.

Члены церковной двадцатки от лица всех прихожан ходатайствовали пред секретарем Горсиполкома В.Т. Вилковым об оставлении отца Андрея священником в Троицком соборе:

«Священник он хороший, действительно соборный. Причина снятия нам неизвестна, но по слуху, что снят за службу на паперти в Христово Воскресенье (Пасху). Это его заставили, и он выполнял обязанность, как и делалось каждую Пасху, предупреждения со стороны властей не было».

Архиепископ Онисим, не имевший возможности повлиять на ситуацию, ходатайствовал о назначении отцу Андрею пенсии в повышенном размере за преподавательские труды в ЛДА и на Пастырских курсах в Париже.

Дом о. Андрея на ул. Революции в г. Александрове

Дом о. Андрея на ул. Революции в г. Александрове

отец Андрей на крыльце своего дома, 1971 год

отец Андрей на крыльце своего дома, 1971 год

Оставшиеся годы жизни протоиерей Андрей Сергеенко служил у себя в домовой церкви и преподавал в Московской Духовной Академии.

Преподавательский состав МДАиС, прот. Андрей Сергеенко четвертый слева в нижнем ряду

Преподавательский состав МДАиС, прот. Андрей Сергеенко четвертый слева в нижнем ряду

Погребение отца Андрея, г. Александров 1973 г.

Погребение отца Андрея, г. Александров 1973 г.

Сергеенко

могила протоиерея Андрея Сергеенко и его родных на старом кладбище г. Александрова

Использованы материалы:

Личное дело прот. А. Сергеенко из архива Владимирской епархии.

ГАРФ ф. Р-6991 оп. 1 д. 1956 Отчетно-информац. доклады и др. переписка по вопросам церкви Уполномоченного Совета по Владимирской обл., 5 марта – 20 июля 1962 г., л. 4 об.

ГАРФ ф. Р-6991 оп. 1 д. 2056 Отчетно-информац. докладов и др. переписки по вопросам церкви Уполномоченного Совета по Владимирской обл. , 15 февраля – 16 июля 1963 гю, лл. 26 — 27.

Архив Гор. администрации г. Александрова ф. Исполкома Александровского гор. совета депутатов трудящихся оп. 1 д. 13 Годовой статистический отчет, справки и переписка по религиозному культу. 1962 год, л. 5.

Архив Гор. администрации г. Александрова ф. Исполкома Александровского гор. совета депутатов трудящихся оп. 1 д. 13 Годовой статистический отчет, справки и переписка по религиозному культу. 1963 год, л. 44.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.