Схимонахини

Схимницы-синодик-XVII-вПри создании Успенского девичья монастыря в середине XVII века пострижение в схиму – великий ангельский образ было очень распространено в русском монашестве. Схимником был и духовник обители – строитель Лукиановой пустыни иеросхимонах Корнилий. На основании списка имен из монастырского синодика, написанного при игумении Анисии (1662 – 1672 гг.)[1], нам известно, что из скончавшихся за два десятилетия существования монастыря 76-ти насельниц сорок – т.е. более половины, были схимницами. В схиму были пострижены и некоторые игумении: Иулитта (годы игуменства — 1658 – 1662), Анисия (1662 – 1672), Евфросиния (1716 – 1728), уволенная на покой и принявшая схиму с именем Екатерина.

Приложением к «Духовному регламенту», принятым в 1722 году, резко ограничивалось пострижение в монашество, и с этого времени практически прекратилось принятие монахинями великой схимы. К этому времени за все время существования Успенского девичья монастыря в Александровой слободе в нем было около 130 схимниц.

К 1739 году[2] в обители из более чем трехсот насельниц было всего 3 схимонахини. Судя по последним записям в синодике[3], их имена: Евпраксия, Маргарита и Евфросиния. В середине XVIII века постриг в схиму был исключением, которое делалось монахиням знатного рода. Монастырский синодик 1751 года[4] позволяет нам узнать некоторые подробности о происхождении и занятиях отдельных схимниц: «Александра княжна Львова»[5], «Александра крылосная», «Мария Севастиановна благородная Янкевичувна»[6].

Игумения Евфрасия (Лихарева) ок. 1887 г.

Игумения Евфрасия (Лихарева) ок. 1887 г.

С середины XVIII до конца XIX века в соответствии с государственной политикой пострижение в схиму в Успенском женском монастыре вовсе прекратилось. И лишь в 1887 году игумения Евфрасия (Лихарева) осмеливается подать прошение во Владимирскую Духовною Консисторию на пострижение в великий ангельский образ трех монахинь высокой духовной жизни. Прошение ее было принято с некоторым удивлением, но после последующей переписки, в которой от Игумении требовалось объяснить смысл этого пострижения, 8 июня 1887 года Архиепископом Феогностом (Лебедевым) игумении Евфрасии было «разрешено постричь в схиму монахинь ввереннаго Вам монастыря Надежду, Рахиль и Анфию с тем, чтобы о последующем было донесено Консистории»[7]. 13 октября 1900 году был получен указ «о дозволении монахине Евпраксии принять схиму»[8].

Благодаря сохранившимся в монастырском фонде документам[9] и истории монастыря, написанной в 1913 года священником обители Сергием Виноградовым, об этих схимницах мы имеем довольно подробные сведения.

Схимонахиня Евфрасия, в миру Наталия Алексеевна Вишнякова, родилась ок. 1820 года в семье пономаря села Ундол Владимирского уезда, девица, определена в послушницы указом от 27 марта 1840 г., 10 января 1853 года помещена в штат, 18 октября 1862 года пострижена в мантию с именем Надежда. Грамотна, исполняла послушание церковницы. Пострижена в схиму 12 декабря 1887 года, при чем по особому расположению игумения дала ей то же имя, которое носила сама – Евфрасия. Скончалась ровно через 2 года – 12 декабря 1889 г.

Схимонахиня Анатолия, в миру Наталия Кондратьевна Шутова, род. ок. 1816 года рядом с монастырем – в селе Мамонова слободка, крестьянская дочь, девица, поступила в монастырь на жительство 7-ми лет в 1829 году, 24 июня 1844 года была указом определена в послушницы, 3 апреля 1851 года помещена в штат, 30 апреля 1864 года пострижена в мантию с именем Рахиль. Обучена в монастыре грамоте, исполняла клиросное послушание. Пострижена в схиму 2 июля 1887 года. Скончалась 6 мая 1890 года.

Схимонахиня Анастасия, в миру Анастасия Абрамова, ок. 1823 года рождения, из крестьянской семьи села Мячкова Александровского уезда, девица, жила в монастыре с 1846 года, 3 сентября 1849 года определена послушницей, 8 января 1854 года помещена в штат, 27 марта 1870 года пострижена в монашество с именем Анфия, 2 июля приняла схиму с именем Анастасия. Грамотна, последние годы до пострига исполняла послушание привратницы. Скончалась 29 сентября 1891 г.

Схимонахини Евфрасия, Анатолия и Анастасия[10]

В 1887 году три монахини, отличавшиеся высокой христианской жизнью, Надежда, Рахиль и Анфия приняли схиму с наречением имен Евфрасия, Анатолия и Анастасия. Для их жительства игумения Евфрасия отделала существовавшую ранее под Успенским собором келию, рядом с квасной келией. Ничто не развлекало здесь молитвенного настроения схимонахинь. Монастырская жизнь была как бы вдали от них. Только при посещении богослужений в Успенском соборе они видели сестер обители и молились вместе с ними за род христианский. Все напоминало им о Боге и о будущей жизни. Из окон их келии видно было только монастырское кладбище. Маленькие могильные холмики и намогильные кресты располагали схимонахинь возносить Господу молитвы за усопших сестер и благодетелей святой обители.

Схимонахиня Евфрасия скончалась 12-го декабря 1889 года 69-ти лет от рождения, схимонахиня Анатолия – 72-х лет, 6-го мая 1890 года, схимонахиня Анастасия – 67-ми лет 29 сентября 1891 года.

Сестры монастыря около Успенской церкви, нач. ХХ в

Сестры монастыря около Успенской церкви, нач. ХХ в

Схимонахиня Екатерина, в миру Екатерина Иларионовна Васильева (Григорьева), родилась около ок. 1827 года в крестьянской семье деревни Прокофьево из прихода села Андреевского Александровского уезда, девица. В монастыре послушницей с 1866 года, в 1874 году помещена в штат, 13 января 1879 года пострижена в мантию с именем Евпраксия, 4 ноября 1900 года приняла схиму с именем Екатерина. Грамотна, несла послушание алтарницы. Скончалась 82-х лет 25 июня 1909 г.

Схимонахиня Екатерина[11]

В 1901 году приняла схиму, с наречением имени «Екатерина», монахиня Евпраксия. Схимонахиня Екатерина от природы была наделена большим умом и добрым отзывчивым сердцем. С юных лет она воспитала в своем сердце живую и деятельную веру в Бога и любила Его всем существом своим. Не получивши образования, схимонахиня Екатерина была однако весьма начитана. Она в особенности любила читать Слово Божие, святое евангелие и псалтирь. Схимонахиня прекрасно знала и четьи минеи, и в разговорах очень часто приводила примеры из жизни святых угодников Божиих.

До глубокой старости схимонахиня Екатерина прислуживала во святом алтаре, неся послушание пономарицы. Постоянное пребывание во святом алтаре при совершении богослужений, созерцание совершения святейшего таинства евхаристии исполняло сердце ее благоговейного страха и умиления. Она постигла благодать и сладость молитвы и все свое время посвящала молитве. Схимонахиня Екатерина в совершенстве исполняла правило святого апостола о непрестанной молитве. Бывало, как ни придешь в ее келию, всегда застанешь схимонахиню за молитвой. «Иисусова молитва» не сходила с ее языка. Схимонахиня Екатерина молилась не только днем, но и ночью, и всегда полночный час встречала пением церковного стиха: «се жених грядет в полунощи». Какая умилительная картина! Малая келия, в переднем углу – святые иконы и пред ними мерцающая лампада. С боку, по стене, маленький столик и жесткая постель. Пред иконами, слабо освященная мерцанием лампады, стоит на коленах старая старушка; вся одежда ея в крестах и священных надписях. Слышится старческий дребезжащий голос: «се жених грядет в полунощи». Взор ее горит пламенной верой, устремлен на святые иконы, зрит таинства потустороннего мира. Во время молитвы схимонахиня Екатерина удостаивалась чудных святых видений. Неоднократно ей являлась Пресвятая Владычица Богородица. Схимонахиня Екатерина была причастна и дару прозрения.

Пока схимонахиня Екатерина была в силах, самым лучшим для нее наслаждением было посещение храма Божия. Не смотря на свои болезни, схимонахиня Екатерина ежедневно посещала Божий храм. Когда же болезни настолько ее одолевали, что она не могла дойти до храма и при посторонней помощи, тогда в часы богослужений она молилась в своей келии, распевая церковные песнопения. Однако, лишаясь возможности посещать храм Божий, схимонахиня Екатерина глубоко об этом скорбела. Единственным для нее утешением в это время служило частое приобщение Христовых Таин. В последние годы своей жизни схимонахиня Екатерина приобщалась святых Таин в своей келии каждую неделю, а во время своих болезней и ежедневно. Приступая к пречистым Тайнам, она всегда предварительно очищала душу свою от греховных скверн сердечным покаянием. А с каким благоговением схимонахиня Екатерина приступала к самому приобщению! Бывало, по своему болезненному состоянию она не может без посторонней помощи подняться с постели, но, приступая к приобщению, она, тем не менее, всегда делала земное поклонение. Приобщение пречистых Таин всегда благотворно и благодатно действовало на схимонахиню Екатерину, умиротворяло и успокаивало ее душу, подкрепляло и её телесные силы. Схимонахиня, бывало, как только занеможет, или расстроится чем либо, — скорее спешит соединиться со Христом в Таинстве причащения. Причастится и успокоится. Пишущий эти строки почитает себя глубоко счастливым, что Господь привел ему быть духовником схимонахини Екатерины во время ея схимонашества. Много полезных уроков и наставлений пришлось ему получить во время долголетнего духовного общения со схимонахиней Екатериной.

Сознавая, какое благотворное духовное влияние может иметь схимонахиня Екатерина на сестер святой обители, игумения Евфрасия устроила для нее келию в общем монастырском новом корпусе, в ряду других монашеских келий. И действительно, схимонахиня Екатерина имела самое благотворное влияние на сестер святой обители и вообще на всех тех лиц, которые входили с ней в духовное общение. Двери её келии ни перед кем не запирались и все желающие имели к ней свободный доступ. Возросшая и прожившая всю свою жизнь в бедности, изведав в жизни много всякого горя, схимонахиня Екатерина всегда с полным участием относилась к каждому искавшего у неё совета и утешения. Схимонахиня Екатерина имела особенный дар утешить и успокоить человека, поверженного в какое либо горе. Всех она принимала ласково, согревала своею любовью. Внимательно выслушает, утешит словом Божиим и примерами из жизни святых, вместе поплачет, вместе порадуется, вместе помолится, и на прощанье, в благословение даст какой либо гостинчик.

Многие знали об этом особенном даре схимонахини Екатерины и побеседовать к ней приходили не только сестры святой обители, не только жители города Александрова, но и из других мест.

Всегда памятуя о смерти, схимонахиня Екатерина все время готовилась к переходу в загробную жизнь. По ее просьбе Николай Михайлович Ситников еще за три года до смерти устроил для схимонахини Екатерины гроб. Схимонахиня Екатерина испросила у настоятельницы монастыря, игумении Евфрасии, позволение поставить этот гроб в своей келии для наглядного напоминания о смерти. Но келия схимонахини Екатерины так стеснилась гробом, что чрез неделю гроб пришлось убрать в другое место.

Постоянно помышляя о смерти, почившая в особенности любила молиться за усопших.

За год до кончины со Схимонахиней Екатериной случился удар, после которого у нее нарушилась правильная речь вследствие потери памяти слов. Часто она называла предметы несвойственными им именами. Вследствие этого больших трудов стоило понимать речь схимонахини. Но, потеряв память слов обыденной разговорной речи, схимонахиня Екатерина до самой своей смерти твердо, правильно и отчетливо продолжала читать церковные молитвы.

Таким образом сам Господь постепенно подготовлял схимонахиню Екатерину к переходу в вечную жизнь. Сначала плохое здоровье заставило схимонахиню пребывать безвыходно в затворе, а под конец жизни Господь наложил на уста ее печать молчания в отношении к житейским попечениям, оставив ей дар слова для славословий Бога, Пречистой Матери и святых.

24-го июня 1909 года со схимонахиней Екатериной произошел новый удар и она впала в беспамятство. Не приходя в сознание, схимонахиня Екатерина 25-го июня, в 2 часа 20 минут пополудни тихо почила о Господе.

Перед самым закрытием Успенского монастыря в XX веке, при игумении Тамаре (Лихаревой) около 1922 года еще две монахини пожелали принять великий ангельский образ.

Схимонахиня ЕРМИОНИЯ, в миру Евдокия Михайловна Воронцова, 1865 г.р., дочь псаломщика из села Ильинского Волоколамского уезда Московской губернии. Насельница Успенского женского монастыря г. Александрова с 1894 по 1923 год. Определена в послушницы 17 июля 1895 г., в 1900 году одета в рясу, помещена в штат 20 января 1907 г. Пострижена в монашество с именем Илария 28 июля 1908 г., в схиму ок. 1922 г. Исполняла разные послушания, в 1897 г. – церковница, доп. источник средств – портниха, с 1909 г. – при ковчеге с мощами в соборе. В 1922 г. лишена гражданских и избирательных прав как служительница религиозного культа — монахиня. Судьба после 1923 года неизвестна.

Схимонахиня ИЛАРИЯ, в миру Прасковья Алексеевна Шабаева-Павлова, ок. 1855 г.р., уроженка дер. Малые Вески Александровского уезда, девица. Насельница Успенского женского монастыря г. Александрова с 1880 по 1923 год. Определена в послушницы в 1884 году, помещена в штат в 1897 году, пострижена в монашество 2 февраля 1899 г. с именем Пульхерия, в схиму ок. 1922 г с именем Илария. Несла послушание при странноприимном доме, при вратах и другие. Доп. источник средств – прядение. В 1922 г. лишена гражданских и избирательных прав как служительница религиозного культа — монахиня. Судьба после 1923 года неизвестна.

схимонахиня Сергия в Троице-Сергиевой Лавре, 1986 г.

схимонахиня Сергия в Троице-Сергиевой Лавре, 1986 г.

Самой последней схимонахиней из насельниц нашей Успенской обители стала Серафима Михайловна Михеева, бывшая еще юной при закрытии монастыря в 1923 году и принявшая 92-х лет от роду пострижение в схиму в июне 1986 года келейно в Троице-Сергиевой Лавре с именем Сергия.

О упокоении

схимонахинь Успенского монастыря г. Александрова

Игумении Иулитты* Игумении Анисии* Игумении Мавры[12] * игумении Екатерины*

Наталии* Евдокии* Дорофеи* Антониды* Мавры* Марфы* Евпраксии* Пелагии* Евдокии* Пелагии* Евгении* Евникии* Иринархи* Евникии* Марии* Ираиды* Олимпиады* Феодосии* Анисии* Агафии* Гавделы* Пелагии* Минодоры* Антониды* Мавры* Акилины* Софии* Екатерины* Евфросинии* Елены* Фотинии* Таисии* Анисии* Анисии* Венедикты* Ираиды* Пелагии* Анны* Агриппины* Марфы* Феодоры* Пелагии* Варвары* Екатерины* Евпраксии* Иринархи* Варсонофии* Ксенофонты* Марфы* Евгении* Анисии* Анны* Марфы* Евфимии* Софии* Дорофеи* Феклы* Евгении* Марфы* Анастасии* Александры* Евгении* Евникии* Марфы* Гавделы* Феодоры* Мариамии* Иулии* Максимиллы* Анны* Ираиды* Варвары* Елены* Ираиды* Марфы* Афанасии* Горгонии* Евгении* Александры* Дорофеи* Иринархи* Марфы* Марфы* Таисии* Надежды* Иринархи* Анисии* Епистимии* Калисфении* Голендухи* Фомаиды* Марфы* Мариамии* Мариамии* Мавры* Мамелхвы* Евпраксии* Александры* Екатерины* Марфы* Евфросинии* Февронии* Нимфодоры* Наталии* Марии* Ксенофонты* Афанасии* Марии* Марии* Анны* Анастасии* Агафии* Феодотии* Проклы* Манассии* Анны* Христофоры* Сусанны* Македонии* Александры* Александры* Ираиды* Марии* Екатерины* Евпраксии* Маргариты* Евфросинии* Евфрасии* Анатолии* Анастасии* Екатерины* Сергии

[1] ОР ГИМ: Епарх. собр., ед. хр. 776

[2] РГАДА Ф.237, оп.1 ч.2, ед.3378, л. 8

[3] ОР ГИМ: Епарх. собр., ед. хр. 776, л. 26

[4] ОР ГИМ: Епарх. собр., ед. хр. 740, л. 56об., 66, 135об. – 136.

[5] Княжна Елена Борисовна Львова ок. 1673 г.р., поступила в монастырь от роду в 1736 г.

[6] «Свойственница Мазепина», жила в монастыре с 1718 по 1752 гг. под мирским именем – Марфа Севастиановна, получая из Императорской казны 10 рублей в год жалования.

[7] АМ-1821\510 10-1-362

[8] ГАВО ф. 566, оп. 1, д. 397, л. 51

[9] ГАВО, фонд 566

[10] По изданию: Летопись Первоклассного Успенского Женского монастыря в гор. Александрове, Владимирской губ. с 1883 по 1913 год. Сост. свящ. С. Виноградов. М. — 1913 г.

[11] По изданию: Летопись Первоклассного Успенского Женского монастыря в гор. Александрове, Владимирской губ. с 1883 по 1913 год. Сост. свящ. С. Виноградов. М. — 1913 г.

[12] Из первых насельниц, постриженица обители, управляла монастырем г. Переславля-Залесского.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.