О священнослужителях Троицкого собора и монастыря до его закрытия

Особой ценностью является прекрасный пятисотлетний Троицкий собор как памятник архитектуры, но, пожалуй, не меньшее сокровище — это люди, служившие в этом храме — те, без которых он не стал бы живым, напоенным Божественной благодатью, нисходящей в таинствах, совершаемых ими. Кто же они, чем их жизнь отличалась от нашей?

1Освященный во имя Покрова Божией Матери храм был главным, соборным храмом, к тому же – собором дворцовой царской слободы. В штате его в XVI веке был протопоп и диакон с причетниками. В отличие от обычных приходских священнослужителей они получали ружное жалование из царской казны – деньгами и зерном. Нередко после царских посещений, а также к престольным праздникам получали они подарки – обычно сукно, а иногда и шубу «с царского плеча». Кроме того, как и во всех церквях, им были выделены участки земли для возделывания и сенные покосы неподалёку от храма, за которые они платили оброк в казну.

Документов того времени почти не сохранилось, поэтому имена священников нам известны лишь с первой половины XVII века. Это были поп Андрей и дьякон Евфимий, поп Иван и поп Юрий, в середине века — протопоп Матвей (упоминается и его супруга, протопопица Мария) да диакон Мокей, в 70-е годы – попы Симеон и Тимофей.

В 80-е годы XVII века Покровский собор вместе со священнослужителями был присоединен к Успенской девичьей обители. С этого времени в нём не совершались таинства крещения и брака, не служились отпевания. До начала XIX века ежедневно в монастыре совершалось три Божественные Литургии, одна из них – заупокойная. Позже по архиерейскому благословению, для сокращения расхода вина, просфор и свечей, стали служить по одной, в праздничные дни – две.

Монастырские священнослужители рукополагались по представлению игумении с сестрами. Исключение, вероятно, единственное – когда в начале XVIII века поп Никита Иванов был рукоположен по ходатайству царевны-инокини Маргариты Алексеевны, которая просила посвятить его к церкви преп. Сергия, куда она  ходит, так как в ней нет отдельного священника, а он «человек смирной и доброй и возрос в обители».

Священнослужители находились в подчинении у монастырского духовника-иеромонаха, а исповедовались вместе с семьями в соседней приходской Богоявленской церкви. Каждый из них был закреплён за отдельным монастырским храмом, указанным в ставленной архиерейской грамоте.

Ставленная грамота диакона монастыря Алексия Иванова, 1754 г.

Ставленная грамота диакона монастыря Алексия Иванова, 1754 г.

В большинстве случаев священнические места при монастыре занимались по существовавшему во всей церкви порядку: вышедшего на покой или скончавшегося иерея сменял его сын или зять. Таким образом, с середины XVII-го до начала XX-го века мы можем проследить родословные монастырских священнослужителей, среди которых наиболее многочисленны роды Удальцовых и Александровских.

Ревизская сказка 1795 г. о священнослужителях монастыря

Ревизская сказка 1795 г. о священнослужителях монастыря

Ревизская сказка 1795 года

Ревизская сказка 1795 года

Вдовые священники не имели права служить в женской обители, обычно их отправляли в мужской монастырь для служения и пострижения. Но были и исключения: по прошению Игумении с сестрами, в котором указывалось, например, что вдовый священник Григорий Иванов «жития добраго и беспорочнаго и имеет у себя дочь малолетную, которую до возраста ее кроме его за неимением родственников пропитать некому», служение в монастыре Синодом разрешалось. После исповеди у синодального иеромонаха с его одобрения выдавалась из синодального казенного приказа епитрахильная грамота-память, в которой писалось, что священник может «у той церкви по-прежнему божественныя службы – вечерни, утрени, часы и молебны, а также литоргии совершать и мирские всякие требы исправлять по церковному чиноположению». Правда, разрешение давалось всего на три года. По истечении времени требовались хлопоты и денежные затраты на получение грамоты еще на 3 года.

В 1764 году, в связи с введением монастырских штатов, в Успенском девичьем монастыре игумении Евсевии с сестрами было предписано из семи монастырских священников оставить лишь трёх. Избраны были иереи Егор Семёнов, Алексей Иванов и Сергей Логинов, а остальные «остались излишними», как было сказано в рапорте игумении. Но это означало, что четверо священников со своими семьями фактически оставались без куска хлеба, так как нового места служения епархия им не предоставляла. И тогда, договорившись между собой, монастырские священники обратились с прошением к епископу Переславскому и Дмитровскому Сильвестру: «все они священники согласно желают, чтоб быть при том монастыре всем седмерым по прежнему на штатном жалованье – шестидесяти рублях». Разрешено было «до приискания или ими самими, или же консисторией праздных способных им мест остаться при том монастыре на положенном по штату жалованье по их прошению с таким обязательством: чтоб они отнюдь ни от кого и ни под каким видом подходя подаяния не просили, под опасением запрещения в священно служении».

Из числа выше названных священников особо известен в монастырской истории Сергий Логинович, бывший до этого в монастыре диаконом. Прослужив более 30-ти лет в Успенской обители и овдовев, он, как писалось в клировой ведомости, «место свое уступил за старостию с 1790 года Троицкой семинарии студенту Семену Иванову Удальцову, который ныне при оном монастыре находится священником, у коего имеется на пропитании».

Последние годы своей жизни батюшка провел в Московском Богоявленском мужской монастыре, архимандритом которого в то время был его сын. Там он и скончался в конце 1799 года, отпет был  в Москве, а погребен в Александрове, Успенском девичье монастыре. Насельницей Успенской обители стала в 1799 году дочь иерея Сергия Анна, вдова диакона.

митрополит Серапион Александровский

митрополит Серапион Александровский

Сын же его Стефан, закончив Троицкую семинарию, в которой была ему дана фамилия Александровский, принял пострижение  с именем Серапион и был впоследствии епископом Дмитровским, Калужским, Казанским, с 1803 года – митрополитом Киевским и Галицким, членом Священного Синода. По завещанию его монастырём были получены 2 тысячи двести рублей на поминовение его отца иерея Сергия Логиновича.

В XVIII — начале XIX века большинство монастырских священников имели образование, полученное в Троицкой Лаврской, некоторые в Переславской семинарии. Были и рукоположенные в священный сан, закончившие только Переславское духовное училище или вовсе нигде не учившиеся – тем не менее, все они были грамотными и хорошо знавшими богослужение священнослужителями.

Выпускницы женской гимназии 1915 г., в центре- свящ. И.Ф. Введенский

Выпускницы женской гимназии 1915 г., в центре- свящ. И.Ф. Введенский

С середины XIX века монастырские священники были уже выпускниками Владимирской семинарии, и большинство при этом лучшими – заканчивали по I разряду со званием студентов. Как наиболее образованные люди в городе, они отдавали силы и время свое не только святой обители, но и жителям Александрова: преподавали Закон Божий (а до начала ХХ века также русский язык и арифметику) во многих учебных заведениях города Александрова – школах и гимназиях, в монастырской церковно-приходской школе, в Александровском тюремном замке. За труды по народному образованию пастырям этим неоднократно объявлялась благодарность Губернским Училищным Советом.

Школа Общества Хоругвеносцев, в центре - священнослужители монастыря (справа налево - прот. Н. Форинский, прот. С. Виноградов, диакон А, Петров, диакон Н. Никольский)

Школа Общества Хоругвеносцев, в центре — священнослужители монастыря (справа налево — прот. Н. Форинский, прот. С. Виноградов, диакон А, Петров, диакон Н. Никольский)

Посетивший Успенскую обитель в 1847 году профессор Степан Петрович Шевырёв в воспоминаниях своих уважительно, как о весьма образованном человеке, отзывался о молодом монастырском священнике, с которым он беседовал. Вероятно, это был отец Николай Воскресенский, бывший монастырским письмоводителем и составивший описание монастыря в 1856 и 1881 годах. И он не был исключением: историю монастыря с 1883 по 1913 год написал иерей Сергей Александрович Виноградов.

Служение священников монастыря обычно было многолетним. За 270 лет с создания обители до ее закрытия в 1923 году их насчитывается не более 20-ти человек, а диаконов — всего 18.

Почти 64 года, до выхода в 85 лет по прошению за штат в 1878 году, был монастырским священником протоиерей Алексий Иванович Сокольский, несший в течение многих лет помимо священнослужения обязанности благочинного и духовника городского духовенства. Труды его были отмечены многочисленными церковными наградами и орденом святой Анны III степени.

Старшим священником монастыря в течение многих лет был иерей Иоанн Львович Орлов, служивший в обители 28 лет до дня своей кончины в 1889 году.

Весьма ревностным и благоговейным служителем святой церкви, особо отличавшимся добросердечием и снискавшим любовью своих духовных детей был протоиерей Иосиф Иаковлевич Костин, состоящий в штате монастыря 40 лет.

Неоднократно монастырские священники назначались настоятелями городского Христорождественского собора и благочинными градских церквей. Так, в 1813 года был произведен в сан протоиерея благочинный священник Петр Лихарев, в 1900 году — священник Николай Иванович Флоринский, служивший до того в монастыре почти 20 лет.

протоиерей Николай Флоринский

протоиерей Николай Флоринский

Интересен вопрос о материальном обеспечении священнослужителей в обители. Постоянное жалование они получали от казны. До 1764 года семерым иереям и двум диаконам выдавалось на год по 15р.50 коп. каждому. После деньги выдавали раз в полгода: духовнику – 15 рублей, трём священникам каждому по 10 руб., диаконам по 7р.50к. Дополнительно, как писалось в расходных книгах — «в награждение» от монастырской казны они получали деньги в день своих именин, за служение в престольные праздники в малых храмах и заупокойные субботы.

Всё это фиксировалось в расходных книгах. К примеру – выписки из книги 1770-го года:

«8 февраля — священнику Ивану Яковлеву в награждение за служение всенощной, литоргии и молебна с водосвящением в церкве Феодора Стратилата -16 коп.

2 февраля — священнику Егору Семенову за служение всенощной, литоргии и молебна с водосвящением в церкви Страстей Христовых- 16к.

27 апреля — священнику Сергию Логинову в награждение за служение литоргии по царе Феодоре Алексеевиче — 8коп.

9 мая — священнику Сергию Логинову за служение молебна Николая чудотворца и Одигитрию Богородице-17к.

22 мая и 13 октября — выдано священникам и диаконам всего пяти персонам за служение в трех церквях и в осыпальне панихид по царевнах и по усобших монахинях и за чтение синадикта — 50к.»

Кроме того, диаконы «в награждение» получали по 50 копеек за выкличку — чтение многолетия в Навечерие Рождества Христова и Богоявления.

Дополнительным доходом священнослужителей были пожертвованные для заупокойного поминовения деньги или проценты с таких денег, положенных в банк, а также плата за преподавание в учебных заведениях.

иерей Агафангел Холуйский - выпускник Духовной Семинарии, 1906 г.

иерей Агафангел Холуйский — выпускник Духовной Семинарии, 1906 г.

протоиерей Сергий Виноградов

протоиерей Сергий Виноградов

Последними священнослужителями обители перед её закрытием были протоиереи Иоанн Федорович Введенский, Сергий Александрович Виноградов  и иерей Агафангел Холуйский. Последний из них, самый молодой, скончался в 1922 году от сыпного тифа и погребен был в стенах монастыря. Двух других ожидали скитания. С мая 1923 года, после того, как запретили службы в Успенской церкви, у них еще была возможность служить в Александрове – продолжались службы в привокзальной Серафимовской церкви. Но в 1929 году была закрыта и она. Судьба отца Иоанна после этого нам неизвестна, а отец Сергий сменил несколько приходов во Владимирской епархии, а после того, как и те храмы были закрыты, переехал к сыну-учёному в г. Новозыбков Брянской области, где скончался в 1937 году. В тяжелые годы государственных и церковных смут все монастырские священники оказались верными Христу и Церкви Его. Они не уклонялись в расколы, а протоиерей Сергий Виноградов в 20-е годы возглавлял тихоновское духовенство г. Александрова и ближайших сельских церквей.

 Имена всех служивших в обители ныне поминаются за каждой Божественной Литургией и при чтении псалтири, надеемся, что и они помянут нас пред Лицем Божиим.

(Списки священнослужителей смотрите в разделе: «Персоналии«.

О священнослужителях Троицкого собора после его открытия в августе 1946 года читайте в рубрике «Священнослужители Троицкого собора с 1946 по 1991 г.»)

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.